Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка (ИОМ). Часть I

Наконец-то аттестация осталась далеко позади. Можно вздохнуть с облегчением! В сентябре очень круто изменились критерии аттестации. Конечно, изменения коснулись и отчета индивидуального образовательного маршрута развития ребенка (ИОМ). Предлагаю вам свой отчет, может кому- нибудь пригодиться! Отчет несколько длиноват, поэтому пришлось его разбить на 3 части.

Среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться Российское образование 21 века, важное место занимает принцип индивидуализации.

Дошкольное детство – период интенсивного психического развития, становления важнейших черт личности ребенка, первоначального формирования тех качеств, которые необходимы человеку в течение всей последующей жизни. Необходимость поддерживать индивидуальность каждого ребенка – одна из главных задач дошкольного воспитания. Только на ее основе может быть достигнуто полноценное развитие личности дошкольника, раскрыться его особенности, уникальные способности.

Проблема индивидуально – дифференцированного обучения детей с особенностями развития не является новой в современной педагогике и психологии. Решение этого вопроса связано с поиском оптимальных характеристик всех звеньев учебного процесса, содержания, методов и форм обучения. Используемые методы и приемы опираются на положения «Концепции дошкольного воспитания», которая выдвигает на первый план личностно-ориентированную модель взаимодействия педагога и ребенка.

Важность индивидуального подхода подчеркивается в ФГОС ДО - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) приказ от 17.10.2013 №1155.

Сегодня по отношению к детям с особенностями развития учеными широко используется термин «индивидуальные образовательные потребности» ребенка, под которыми понимаются особенности мотивационной сферы дошкольника, имеющие особую специфику, обусловленную характером развития, социально – психологическими факторами, и для удовлетворения которых требуются особые условия. Речь может идти как о детях с отклонениями в развитии, так и о способных детях, опережающих сверстников в развитии по некоторым параметрам.

Одним из вариантов, способствующих реализации таких образовательных потребностей, является индивидуальный образовательный маршрут ребенка – дошкольника (ИОМ)

ИОМ может разрабатываться для детей с проблемами в развитии и с опережающим развитием.

ИОМ представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к учению.

Основная цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) :

Создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается после проведения мониторинга (диагностики) качества образования воспитанников.

Для проведения мониторинга мною была использована следующая научно- методическая литература: «Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования» Ю. А. Афонькина. издательство «Учитель», 2011г; «Комплексная диагностика уровней освоения программы» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Диагностический журнал, первая младшая группа, С. С. Дреер, А. Н. Потыкан, издательство «Учитель», 2010г.

При проведении мониторинга (диагностики) были использованы методы: Экспресс- диагностика- ОО «Физическая культура», ОО «Музыка». Комплексная беседа, проблемные ситуации- ОО «Безопасность», «Чтение художественной литературы». Дидактическая игра, тестовые задания - ОО «Познание» («Конструирование», «Ознакомление с окружающим», ОО «»Коммуникация» («Развитие речи») .

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении:интеллектуального;эмоциональноволевого;деятельностного; нравственно-духовного.

В своей работе основной упор делала на обучение детей культурно-гигиеническим навыкам (самообслуживание, коммуникации и формированию здорового образа жизни (представлений).

Мониторинг (диагностика) проводился в начале учебного года.

По результатам мониторинга у трех детей выявлено отставание по нескольким параметрам и один ребенок- с опережением в развитии. Этот ребенок уже хорошо ориентировался в формах, цвете (находил предметы не по образцу, речь довольно развита. Фамилия и имена этих детей зашифрованы следующим образом: лисичка, бабочка, котик, птичка.

Причины могут быть разные, но детям нужна помощь. Мною были разработаны индивидуальные образовательные маршруты сопровождения для детей нашей группы с задержкой речевого развития.

В карту индивидуального образовательного развития были включены следующие показатели:

характер адаптации ребёнка к условиям ДОУ; данные о состоянии здоровья ребенка, нарушения (осанки, развития стопы, зрения) ; данные об уровне физического развития ребенка; показатели уровня психического развития (познавательных процессов, свойств и качеств личности, уровень развития общения и деятельности) ; показатели уровня усвоения ребенком общеобразовательного программного материала.

Сбор информации осуществлялся в процессе образовательной деятельности, в контакте с родителями, медицинской сестрой, в свободной деятельности детей.

При разработки индивидуального образовательного маршрута, придерживалась структуры: постановка целей, определение задач образовательной работы, отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка, определение системы диагностического сопровождения, формулирование ожидаемых результатов.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника.

Проведя контрольный срез и выявив проблемы в образовательных областях, мною были разработаны индивидуальные образовательные маршрутные карты для каждого ребенка.