Datalife Engine Demo

автор:admin | 25-03-2012, 19:41 | Просмотров: 36379

Как будут использоваться результаты диагностики?

Результаты диагностики учитель-логопед может использовать в следующих видах деятельности:

  • планировании учебно-воспитательной и коррекционной работе с детьми;
  • отборе программных общеобразовательных и коррекционных задач;
  • использовании современных методик и технологий развивающего обучения;
  • создании предметно-развивающей среды;
  • организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми;
  • комплектовании подгрупп;
  • определении временной нагрузки на каждого ребенка.

Выделяются следующие виды диагностики нарушений речевого развития. скрининговая, дифференциальная, углублённая.

Скрининговая диагностика ( предварительное, ориентировочное выявление детей с отклонениями в развитии речи) осуществляется путём плановых профилактических осмотров детей, проводимых учителями-логопедами. На основе предварительной диагностики осуществляется дифференциальная диагностика, устанавливающая отличие данного нарушения речи от других, сходных по проявлени ям. Специалист проводит углублённую диагностику, которая направлена на выявление индивидуальных особенностей, свойственных только данному ребёнку. Углублённая диагностика проводится в течение всего учебного года с использованием разных методов логопедиче ского обследования, прежде всего — наблюдения за детьми и их речью на занятиях и во время других режимных момен тов.

Диагностика речевых нарушений базируется на основе ряда принципов. Принцип всесторонности и комплексности предполагает, что обследование детей с нарушениями речи включает изучение не только разных сторон речи. но и неречевых процессов. сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, личност ных особенностей, социального окружения.

Для определения формы речевого нарушения учитель-логопед опирается на две классификации речевых нарушений: клинико-педагогическую и психолого-педагогическую.

Онтогенетический принцип обследования предполагает знание закономерностей развития речи в онтогенезе. Логопедическое обследование обязательно базируется на принципе системности. реализация которого предполагает учёт системной организации речи и языка как средства общения. Системный ана лиз речи ребёнка является основой дифференцированного и индивидуального подхода в коррекционно-развивающем обучении. Ещё одним важным принципом логопедического обсле дования является принцип количественно-качественного анализа полученных данных. Количественная оценка позволяет адекватно отразить состояние речи, получить сравнимые результаты, выявить общее и индивидуальное в развитии детей с нарушениями речи, объективно оценить результаты коррекционной работы в динамике.

В настоящее время разра ботан и представлен в литературе ряд методик логопедическо го обследования, включающих количественно-качественную оценку:

методика обследования связной речи у дошкольников (В. П. Глухов);

методика изучения словообразования у дошкольников (Т. В. Туманова);

скрининговая методика раннего выявления предрасположенности к дислексии у детей 5—7 лет (А. Н. Корнев) и др.

Первый этап. Диагностико-организационный

(сентябрь)

· стартовая диагностика, комплексное всестороннее обследование детей, в котором принимают участие педагоги, специалисты, а также медицинские работники.

· обмен диагностической информацией

· обсуждение результатов комплексного медико-психолого-педагогического обследования для получения конкретных данных о вербальном и невербальном развитии детей, уточнения логопедического заключения.

· формирование информационной готовности педагогов, специалистов и родителей к проведению коррекционно - развивающей работы с детьми.

Результаты обследования фиксируются в речевой карте, оформляются в виде диагностических таблиц и индивидуальных профилей.

Данные диагностического обследования позволяют определить задачи и содержание коррекционно-образовательной работы. На диагностической основе строится весь процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания, в котором реализуются индивидуально-дифференцированный и личностно-ориентированный подходы.

Второй этап. Основной: оперативно-прогностический

(январь)

Содержание:

· решение задач, заложенных в реализуемых программах

· мониторинг динамики познавательно-речевого развития

Назначение мониторинга – выявить особенности продвижения в коррекционно-образовательном процессе всех и каждого из воспитанников группы. Данные мониторинга позволяют вовремя скорректировать характер логопедического воздействия на детей, степень включенности в коррекционную работу тех или иных специалистов и родителей.

В январе - делается контрольный срез по усвоению детьми основных компонентов программы.

Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить адекватность выбранных путей, методов и содержания коррекционной работы с каждым ребенком и группой в целом. На основании анализа уточняется мера и характер коррекционного воздействия, определяются цели и задачи коррекционно-развивающей работы на второе полугодие.

Третий этап. Заключительный: контрольно-диагностический

(май)

Содержание:

1. Анализ качественных показателей усвоения программы, изучение изменений, произошедших в личностном, психическом и речевом развитии.

2. О ценка качества и устойчивости результатов коррекционно-развивающей работы, уровня сформированности основных компонентов речевой системы ( отмечается характер динамики и уровень достижений детей).

Итоговая диагностика – сравнение достижений в речевом развитии с данными первичного обследования ( т.е. опора на критерий относительной успешности результатов коррекционно-образовательного процесса ) позволяет установить более или менее выраженную положительную динамику в расширении речевой компетентности детей. В то же время необходимо использование критерия абсолютной успешности, предполагающего сравнение уровня речевого развития ребенка с условным возрастным эталоном, который является определяющим.

Заключительный этап диагностики означает не только оценку результативности логопедической работы с ребенком, но и выработку определенного суждения о мере и характере участия каждого из участников в коррекционно-образовательном процессе. Оценка качества работы, обобщение результатов работы позволяют наметить дальнейшие образовательные перспективы и пути оптимизации логопедической работы на следующий учебный год.

Грамотное решение задач диагностического блока и очерчивание проблемных полей, в которых предстоит работать, во многом предопределяет успешность дальнейшей деятельности учителя-логопеда, помогает определить формы, методы и содержание коррекционного воздействия. С другой стороны - закладывается основа для установления обратной связи в ходе коррекционно-речевой работы и отслеживания ее результатов.

Результат 3-го, заключительного этапа - решение о прекращении логопедической работы (выпуск) или о продолжении коррекционно-речевой работы (продление сроков пребывания ребенка в логопедической группе).

Представленная диагностика познавательно-речевого развития детей

  • имеет четкую возрастную адресацию и комплексный характер
  • отражает систематичность изучения состояния речи и фиксации результатов, динамичность наблюдения за характером развития речи воспитанников
  • способствует выявлению зон актуального и ближайшего речевого развития
  • создает основу для дифференцированного обучения и воспитания детей с учетом уровня речевого развития

На практике логопеды долгое время пользовались вербальными оценками: речь «отличная», «хорошая» и «удовлетворительная», «плохая».

Методы логопедического и нейропсихологического обследования детей дошкольного и школьного возраста описаны в работах Т. А.Ахутиной, О. Е. Грибовой, Р. И. Лалаевой, Л. Ф. Спировой, Т. А. Фотековой, Л. С. Цветковой, Г. В. Чиркиной, А. В. Ястребовой и др.

Есть примеры оценок речи, разработанных для детей с конкретной речевой патологией. Например, Л. И. Вансовская предложила четырехбалльную шкалу оценки произносительной стороны речи детей с ринолалией,в основе которой лежат два критерия: устранение назального оттенка и нарушений звукопроизношения.

В. И. Селиверстов предложил оценивать речь заикающихся по трехбалльной шкале.

В.И. Вакуленко,Л. Я. Дербалюк,Г.И. Семенченко предложили метод оценки речи детей с открытой ринолалией.

Весьма перспективным для практики диагностики и прео доления речевых нарушений является использование состав ляемого на основе балльно-уровневой оценки индивидуального речевого профиля. Анализ подобного профиля помогает уточнить структуру речевого нарушения, оценить степень выраженности недоразвития разных сторон речи, составить адекватный перспективный план коррекционной работы, скомплектовать группы детей с учётом общности структуры нарушений речи (Т. А. Фотекова).

Вместе с тем индивидуальный речевой профиль, отражающий количественную характеристику состояния речевых процессов, не заменяет речевую карту, направленную на ка чественный анализ полученных результатов логопедическо го обследования. Сочетанием количественного и качественного подходов обеспечивается объективная картина оценки состояния речи, более точное логопедическое заключение.

Формы мониторинга.

Логопедическое обследование детей дошкольного возраста с моторной алалией.

За основу предлагаемого исследования взята стандартизированная методика Л. И. Переслени и Т. Д. Фотековой, предполагающая балльно-уровневую систему оценки состояния речи детей. Предлагается 160 проб, максимальное количество баллов за выполнение которых составляет 180. Каждая проба оценивается отдельно. При обработке полученных данных сумма баллов за весь тест переводится в процентное выражение. Вычисленное процентное выражение соотносится с одной из четырех ступеней успешности. Для получения индивидуального речевого профиля на оси ординат откладываются значения успешности выполнения заданий, на оси абсцисс-ключевые задания блоков:

1. Понимание лексических обобщений.

2. Понимание грамматических обобщений.

3. Фонематическое восприятие.

4. Артикуляционная моторика.

5. Слоговая структура слова.