3 Психолого-педагогические условия развития воображения дошкольника

Л С Выготский считал, что важнейший (сенситивный) возраст для развития воображения, а значит и для закладки основ творчества - дошкольное

Для развития воображения и творчества ребенка необходима поддержка взрослых, поощрение любознательности детей, их экспериментирования, поисковых действий, оригинальных решений, выхода за пределы образца Отдельным и важным пит нием в детской психологии является степень влияния, вмешательства взрослого в творческие попытки детей Если она будет слишком большой, то что останется ребенку? И С Коростелева и В С Ротенберг исследовали зависимость поисковой активности ребенка от варианта отношения к ней взрослого Авторитарное отношение, гиперопека и эмоциональная холодность и безразличие знижуют ь инициативу, самостоятельность ребенка, вызывают изученную беспомощность, разочарование в собственные силы, которые приводят к отказу от поискд пошуку.

Существует несколько взглядов психологов по поводу влияния организации взаимодействия со взрослым на развитие воображения и творчества детей

1 Творчество заложено в ребенке от рождения Взрослый должен позволить проявляться этом творчестве, главное - не мешать ребенку в ее самовыражении

2 Создание условий для развития творчества без прямого взаимодействия с педагогом К этим условиям Дж Смит отнес:

o Физические: наличие материалов для творчества и возможности когда-либо действовать с ними;

o Социально-эмоциональные - создание взрослым атмосферы безопасности, уверенности, когда ребенок знает, что его творческие достижения не вызывать негативной оценки взрослого;

o Психологические - формирование у ребенка чувства внутренней свободы, раскованности, поддержание интереса к воплощению собственных возможностей вследствие поощрения взрослым всех творческих начинаний ребенка;

o Интеллектуальные - решение творческих задач

Для отечественной психолого-педагогической науки свойственен поиск оптимального сочетания воздействия взрослого со стремлением ребенка к самовыражению и самодеятельного творчества (М М Поддьяков, О М Дьяченко, С М Но овлянська, Л К Балацкая, В К Котырло)) Разрабатываются приемы стимулирования, поощрения, интерес, отработки отдельных операциональных навыков (например, наблюдательности, приемов создания обра зев воображения) Широко используется организация, активизация, формирования игровой деятельности дошкольника (Д Б Эльконин, А П Усоваін, А. П. Усова)

Важно учитывать возрастные особенности общения ребенка со сверстниками и взрослыми ОЕКравцова показала, как меняется позиция взрослого в общении с ребенком с целью развития воображения В общении с м младшим дошкольником взрослый занимает позицию незнающего, неумелого, чтобы с помощью реплик и вопросов к ребенку расшатать шаблоны, показать, что одна и та же задача может решаться по-разному В 4-5 р стимулом является соревнование со сверстниками, которым руководит взрослый: \"Кто придумает интереснее?\", \"Кто придумает иначе, чем у товарища?\" в и знающего, особенно в отношении младших младво відносно молодших дітей.

С 1 года главным условием развития воображения является включение ребенка в воображаемые ситуации, где она выполняет мысленные действия - забавы, развлечения (Н Палагина) Создать воображаемую ситуацию взрослому помогают произведения литературы и фольклора, игрушки Взрослый предлагает ребенку изобразить некоторые действия сказочных героев: \"\" окажы, как \"(бегает зайчик, прыгает белочка, бежит лисичка, ходит медведь) Воспитатель включает в общение с ребенком ю игрушку, разговаривает с ней в присутствии малыша: \"Вот какая у нас девочка Как тебя зовут? Катя? А это Мариночка Будем вместе играть\" Постепенно малыш приобретает самостоятельность в создании воображаемых ситуаций, вы користовуючы собственного вещанияацій, використовуючи власне мовлення.

В 3 г основной становится обучения использованию предметов-заменителей и построении мысленной ситуации Основой для использования заменителей является автоматизированное выполнение действий с реальными предметами: ложкой, гребут инцем, одеялоою.

Эффективным является создание проблемных ситуаций, которые побуждают ребенка искать и использовать предметы-заменители Например, что делать, когда нужно перевезти груз, а грузовой машины нет

Наряду со знакомыми предметами с закрепленными функциями в окружение ребенка нужно включать предметы напивфункциональни: коробки, катушки, кусочки ткани, бумаги, природный материал (шишки, веточки, желуди) Действуя с ними, наделяя их разным значением в разных ситуациях, используя ее различными способами, ребенок интенсивно осваивает замещение (Е В Зворыгина, Е М ГАСН-рова и др.а ін.).

Отдельного внимания заслуживает вопрос об отношении взрослого к детским фантазувань Равнодушие, пренебрежение, недоброжелательность, насмешки взрослых по этому поводу глубоко оскорбляют ребенка, ставят барьер у развития воображения Например, \"Мальчик лежит на ковре и делает движения, будто плывет Мать говорит строго\" Перестань заниматься глупостями \"Мальчик встает и сердито возражает:\" Это не ковер, а река, я май же доплыл до берега, а ты \", и уходит обиженный [10, с 6 і відходить ображений [10, с. 6].

В развитии воображения дошкольника важную роль продолжает видграваты детская книга При восприятии детских рассказов, сказок наблюдается две тенденции Во-первых ребенок пытается внести коррективы в авторского ький текст, наказать несправедливых, защитить слабых Во-вторых, сказочные образы сходят со страниц книг в жизни и помогают ребенку разобраться в непонятных ситуациях, определить, где добро, где зло тесно связан с овладением законами родного языка [10, с 24. 24].

В среднем и старшем дошкольном возрасте создаются благоприятные условия дляобучения планировать, программировать свою деятельность посредством замысла Взрослый дает инструкции типа: \"подумай, как\" расскажи, что (как) будешь рисовать, во собираешься играть, что нужно для игры \"Важно научить ребенка формулировать разные по а сложностью замыслы и реализовывать их Эти задачи эффективно решаются при организации взрослым продуктивных видов деятельности младенцевів діяльності дитини.

Важно сформировать воображения в контексте умственного развития, рост познавательной активности и самостоятельности ребенка Ведь познавательная потребность обусловливает появление вопросов \"Почему?\" с помощью воображения Эффективным является создание проблемных ситуаций игрового характера, которые не имеют готового способа решения или его средства отсоби відсутні.

Заключение о психолого-педагогические условия развития воображения дошкольника:

- дошкольный возраст - сенситивный для развития воображения;

- развитие воображения ребенка тесно связано с развитием ее творчества, со становлением личности;

- для развития воображения и творчества дошкольника всего благоприятной является позиция взрослого, которая предоставляет пространство детской самостоятельности, инициативности, поощряет малейшие проявления фантазии ребенка;

- развитие воображения ребенка происходит в игре и в производительных видах деятельности;

- отдельными примем формирование воображения выступают поощрение разработки замысла, к планированию его воплощения, к созданию мысленных ситуаций, стимулирование воображения при чтении детской литературы; постановки ка творческих заданий, проблемных ситуаций игрового содержание.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter