Программа «Развитие» (направленная на общее развитие дошкольников детей 5-6 лет)

Программу составил: Садиков Раис Ибрагимович

Зам. директора СОШ 97, учитель начальных классов,

высшая категория

г.Уфа 2013 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сегодня очевидно, что при разработке конкретных задач начального образования необходимо исходить из положения о том, что первое звено должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Именно эти ценности должны стать основой совершенствования процесса начального образования. В соответствии с этим усвоение предметных знаний – умений должно рассматриваться скорее как средство и результат обучения, чем как его главная цель.

В концепции начального образования (А.М. Пышкало,

В.В. Давыдов, Л.Е. Журова) особо подчеркивается, что при сохранении традиционных задач начального обучения – овладение чтением, письмом, счетом необходимо существенно изменить приоритеты его целей на передний план должна быть выдвинута цель развития личности школьника на основе учебной деятельности, которая включает как личностно-мотивационные, так и операционально–деятельностные компоненты.

В настоящее время начальная школа стала жестко устанавливать условия поступления дошкольника в школу, проводит неоправданные тестирования, проверяющие только готовность к изучению конкретного школьного предмета. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом, а затем и между начальной и основной задается «как формальная связь самозамкнутых образовательных концентров, внутри которых совершаются некоторые процессы развития» (В.В. Давыдов,

В.Т. Кудрявцев).

Рассмотрим особенности преемственности между дошкольным воспитанием и младшей школой. Фактически получается, что начальная школа работает только с теми детьми, которые в той или в иной форме уже прошли первый этап обучения (например, научились читать, писать. ) и не берет на себя обязанность «подстраивать» процесс обучения под индивидуальный темп и характер каждого ребенка. Печальным итогом неправильного понимания преемственности между дошкольным и школьным периодом развития является скудный сенсорный опыт первоклассника, отсутствие у ребенка элементарных умений наблюдать, рассматривать, замечать изменения. У детей 6-7 лет плохо развита речь, они не умеют решить элементарную творческую речевую задачу (придумать, пересказать, продолжить). Серьезной проблемой остается недостаточное развитие игровой деятельности. В школу приходят «недоигравшие» дети, с плохим уровнем развития воображения, неумением выполнять роль, сохранять внутреннюю позицию, вступать во взаимоотношения с другими детьми, что имеет принципиальное значение для развития ребенка и его готовности к школе.

Обеспечить современные требования к начальному образованию, значит пересмотреть проблему преемственности.

Преемственность между разными звеньями образования не может пониматься односторонне, нельзя недооценивать самоценность предыдущего этапа развития и ориентироваться на требования «сверху», касающиеся только прикладных (предметных) знаний-умений. Процесс обучения должен опираться на достижения, накопленные каждым ребенком и обеспечивать его индивидуальность.

Современная психология опирается на положение Л.С. Выгонеского о том, что развитие есть результат, не совпадающий с содержанием обучения. Развитие – есть совокупность новообразований, качественно отличающие ребенка этого периода от предыдущего.

Процесс обучения должен быть организован таким образом, чтобы дошкольник выступал не только как объект, но и субъект деятельности, т.е. подл руководством учителя сам строил свой процесс познания, владел приемами самопознания, самоконтроля и самооценки. Ученик должен получить право на инициативу и самостоятельность, иметь возможность исправить свою ошибку, владеть умениями определять ее причину и самостоятельно находить пути ее устранения.

На каких психологических процессах необходимо строить обучение?

Известно, что для младшего школьного возраста такими процессами являются восприятие и память. Конечно, они могут совершенствоваться и дальше, однако кульминация их развития приходится на дошкольный период, и, с этой точки зрения, опора на них является ориентировкой на «слабость» ребенка, на вчерашний день его развития, на «уже созревшие плоды» (Д.Б. Эльконин).

Актуальная деятельность строится по принципу «аванса», то есть исходит из психологического постулата, что человек всегда становится. Накопленные человеком знания, его умения и способности становятся необходимыми, если учитель ориентируется на завтрашний день развития, на те психические процессы, кульминация развития которых еще не наступила, будет «завтра». Такими процессами, как утверждают психологи, являются воображение и мышление.

В основе социального акта учения лежит способность человека к продуктивному (творческому) воображению. Более того, «в познавательном процессе теоретическое мышление и продуктивное воображение выполняют единую функцию, … включены в единый контекст творческого развития ребенка на правах его самоценных образующих» (В.В. Давыдов). Поэтому особое внимание к развитию воображения и мышления, опора на приоритет их использования в обучении преобразовывает принцип доступности в принцип «меры сложности» и определяет необходимость перенести акцент с репродуктивной деятельности на поисковую и творческую. Это совершенно меняет позицию ребенка как ученика и формирует у него учебно-познавательную мотивацию и положительное отношение к учению. И если принять за основу успешности школьной жизни и результативности обучения достаточно высокий уровень воображения, то становится очевидным, что в учебном процессе дошкольника существенное место должны занять не виды игр, которые способствуют развитию творчества, креативного потенциала ребенка. Каждый учебный предмет должен располагать условиями для реализации ролевой, театрализованной игры, художественного и музыкального творчества.

Образование в подготовительных классах СШ № 141 строится в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский). Образовательная программа подготовительных классов предполагает изменение формы работы с детьми от авторитарного воздействия к общению, ориентированному на личное своеобразие каждого ребенка, на установление доверительных отношений.

Основная цель данной программы развитие в дошкольном возрасте умственных способностей и высокого уровня воображения и творчества. В ней обращается внимание не на содержание сообщаемого материала (конкретных знаний, умений, навыков), а на способы овладения этим материалом, организации деятельности детей по его усвоению, что имеет первостепенное значение для развития способностей.

Программа дошкольного обучения направлена на формирование базовых представлений, понятий, умений, необходимых для успешного обучения детей в школе и дает возможность развития интеллектуального и творческого потенциала ребенка, т.к. задача педагога, работающего в подготовительном классе состоит не в передаче тех или иных навыков, а в приобщении детей к материалу, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка и развивающему творческое воображение дошкольника.

Поэтому сочетание практической и игровой деятельности, решение детьми проблемных ситуаций, умение понимать предложенную задачу и разрешать ее самостоятельно в ходе выполнения задания дает возможность возникновения потребности у детей в обладании определенными знаниями. Используемые игровые упражнения, обучающие игры, сказки и сказочные сюжеты – это вид деятельности, занимаясь которым дети учатся. Это средство для расширения, углубления и закрепления знаний.

В программу включается ознакомление детей со средствами художественной выразительности, овладение лексической и грамматической культуры, развитие связанной и выразительной речи, т.к. программа нацелена, прежде всего, на развитие у детей интереса к языку как особой сфере деятельности.

Программа по развитию речи и обучению грамоте.

Языковая часть программы

I . Формирование начальных представлений о слове:

Развивать слуховое восприятие речевых и неречевых звуков. Раскрывать значение терминов «звук», «слово». Научить правильно понимать и употреблять их в речи.

Развивать у детей умение самостоятельно находить слова, различные по звучанию.

Учить детей делить предложения на слова, называть их по порядку преобразовать связного сообщения (предложения) с целью выделения в нем слов: построение модели связного предложения. Понятие необходимости большой буквы в начале предложения, графическое изображение ее на схеме.

Различать слова, называющие предметы. Замена в предложении слов, называющих их действия и из признаки и их выделение. Возможность выделения порядка слов в предложении.

II . Звуковой анализ слова.

Установление связи между значением слова и его звуковым составом. Изменение звукового состава слова и установление возникающих при этом изменений его предметного значения. Построение модели, отражающей связь между значением слова и его звуковой структурой.

Выделение звуков речи как «материала» язык. Определение числа и последовательности звуков в слове посредством последовательного интонационного выделения звуков в слове. Знакомство со схемой звукового состава слова. Воспроизведение звуковой формы слова по модели.

Выделение гласных и согласных звуков и их отражение в модели слова. Ударение, способ выделения ударного звука в слове. Словоразличительная функция твердости-мягкости согласных звуков. Согласные парные и непарные по твердости и мягкости. Отражение словоразличительной функции твердости мягкости в модели слова. Подбор слов по заданной модели.

III . Формирование действий чтения и письма.

Дать понятие о букве как знаке звука. Буквы для обозначения гласных звуков и их двоякое значение. Введение гласных букв в звуковую модель слова. Обозначение согласных, парных по твердости-мягкости, буквами перед гласными звуками. Запись (выкладывание из разрезной азбуки, печатание) под диктовку отдельных слов и простейших предложений (3-5 слов со звуками в сильных позициях). Употребление заглавной буквы в начале предложения и в именах собственных. Точка в конце предложения.

Конкретизация позиционного способа обозначения звуков буквами. Обозначение гласных звуков после шипящих. Обозначение мягкости согласных в конце слова и перед согласными.

Формирование действия чтения на слоговом уровне (с ориентацию на гласную букву). Обучение осознанному плавному слоговому чтению вслух слов, коротких предложений и небольших текстов со всеми изученными буквами.

Развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук, включать в занятия практические задания для подготовки руки к письму.

Развитие речи.

Работа над значением слова. Умение разграничивать слова, называющие предметы, признаки и действия (с ярко выраженным значением). Умение подобрать к данному слову несколько родственных слов. Знакомство с синонимией и омонимией слов, умение подобрать к слову синоним и омоним (простейшие случаи). Умение определить и объяснить значение слова в контексте. Умение использовать разные формы слов для названия одних и тех же предметов (заяц, зайчик, заинька). Образовывать названия профессий. Умение понимать образные выражения в загадках, объяснять смысл поговорок.

Работа над связным текстом. Выделение связности («порядка») как необходимого признака текста. Умение восстанавливать деформированный текст повествовательного характера. Составление текста по серии сюжетных картинок. Умение передать содержание текста по заданному плану. Умение сочинить под руководством учителя небольшой рассказ повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Развитие эмоциональной отзывчивости на произведения художественной литературы.

Умение соотносить вопрос и ответ; отвечать на заданный вопрос, сформулировать вопрос к заданному ответу. Развитие выразительной интонационной речи.

Ознакомление с рифмой. Умение находить рифмующиеся слова среди заданных.

Тематическое планирование по развитию речи и обучению грамоте.