Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста со сложными речевыми нарушениями»

Отношение к рукам у человечества всегда было особым, даже отчасти мистическим. Руки добывали пищу, огонь, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали все необходимое для жизни, лечили, учили и учились. По рукам судили о здоровье, о положении человека (белоручка или трудяга), его силе, энергичности, профессии (музыкальные руки, рабочие руки), о характере, темпераменте (вялые, флегматичные или быстрые, нервные руки).

Не случайно в языке так много выражений, связанных с руками: «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Глаза боятся, а руки делают», «Как рукой сняло» и т.д.

Во всем этом отражается психология, внутренний мир человека. В своей книге В.А. Сухомлинский писал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Одним из показателей и условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть, мелкой пальцевой моторики.

Многие авторы в своих научных трудах утверждали, что тренировка движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно для речевого развития.

О.С. Ботпридерживалась мнения, что тренировка движения пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. М. М. Кольцова считала, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она рекомендует стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. В.В. Цвынтарный также выводит прямую зависимость зрелости речи ребенка от степени подвижности пальцев рук: «Если развитие движения пальцев отстает, то задерживается речевое развитие». Поэтому он рекомендовал стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.

Таким образом. из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Важность проблемы вызвала необходимость разработать технологию развития мелкой мускулатуры пальцев рук у детей.

Создать педагогические условия для развития речи у детей - логопатов через укрепление мелкой моторики пальцев рук;

Анализ результатов диагностики эффективности системы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук у детей-логопатов.

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник изодеятельности.

Автор: Петушина Елена Геннадьевна Должность: воспитатель Место работы: КГКП яс№10 «Сказка» Месторасположение: г.Экибастуз, Казахстан

Наиболее важным критерием развития дошкольника в период подготовки его к следующей ступени обучения является мелкая моторика и ее развитие. Сегодня, в период полной компьютеризации уровень развития мелкой моторики рук довольно низок. А в свою очередь развитие моторики рук влияет на речь и ее развитие в целом.

Степень и уровень развития мелкой моторики является один из аспектов готовности ребенка к дальнейшему обучению в школе. Доказано, что ребёнок, который обладает высоким уровнем развития мелкой моторики рук, умеет логически верно рассуждать, у него хорошо развиты память и устойчивое внимание, связная и монологическая речь.

Исходя из выше изложенного, необходимо сделать вывод, что работа по развитию и формированию мелкой моторики должна осуществляться с момента обучения в дошкольном учреждении. В связи с тем, что данная тема недостаточно глубоко изучена, мною была разработана система нетрадиционных техник изодеятельности. Система включает перспективное планирование на 6 месяцев, примерные конспекты занятий.

В качестве второй части на занятии для более успешного формирования и развития мелкой моторики рук у дошкольников предлагаю включать пальчиковые игры и упражнения. Для этого можно использовать различные предметы. Например пластмассовые шарики, крупные бусины или 6-тигранные карандаши, которые ребенок катает между ладонями.

Нетрадиционные техники изодеятельности «Набрызг», «Ладошки», «Плоскостная лепка», «Аппликация из ватных дисков», «Штамповка», «Рисование ватными палочками»

самообразование

Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки.

В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

Формирование звукопроизношения детей дошкольного возраста с ТНР посредством развития мелкой моторики

В настоящее время значительно увеличилось количество детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как общее недоразвитие речи. У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук – движения не точные, не координированные, затруднены изолированные движения пальцами. Кроме того, у детей наблюдается быстрая истощаемость и дети затрудняются в усвоении формулы движений пальцев рук. Мелкая моторика тесно связана с речевой моторикой. У детей с общим недоразвитием речи затруднено воспроизведение артикуляционных укладов, язык ограничен в движениях, из-за чего страдает звукопроизношение. Поэтому вместе с развитием мелкой моторики с детьми мы проводим работу по звукопроизношению, интонации, темпа и ритма речи.

Основная задача развития речи состоит в том, чтобы научиться пользоваться речью, как средством общения. Важную роль в процессе общения играет умение правильно понимать эмоциональное состояние собеседника умение внешне выражать свои внутренние эмоции. Восприятие внешнего выражения эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции. Владея собственными жестами, выразительными движениями, мимикой, ребенок способен точно понимать все оттенки в выражении лица, жестов и движений тела другого человека. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестикуляторной речи, наблюдающаяся у детей с тяжелой речевой патологией, затрудняет общение детей между собой и взрослыми. Активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвратить перерастание некоторых отрицательных эмоций в патологию. Благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций, снятие нервного напряжения. Выражение лица, жесты, движения, используемые в двигательно-пространственных упражнениях (речи с движением) являются первыми помощниками в общении.

Овладение мимикой, языком жестов и движений поможет детям не только быть интересными в общении, но и обрести друзей, более глубоко познать окружающих людей.

Таким образом, становится очевидной необходимость работы по развитию общей и мелкой моторики пальцев рук, мимики и пантомимики у детей дошкольного возраста с тяжелой речевой патологией.

В группах создана предметно-развивающая среда, которая позволяет педагогам реализовывать задачи, направленные на коррекцию звукопроизношения у ребенка, а самому ребенку - исправлять звукопроизношение, так как правильно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками. Это помогает воспитанию таких качеств, как любознательность, инициативность, самостоятельность, способность к творческому самовыражению.

Педагоги ДОУ в работе с детьми используют пальчиковую гимнастику и игры направленные на развитие мелкой моторики в режимных моментах в течение дня: утренняя гимнастика, непосредственно образовательная деятельность, прогулка, мини гимнастика после сна, самостоятельная деятельность.

Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.

Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы, соль, мозаика, пазлы). Обобщен опыт работы на тему: «Соль - не просто забава» старшим воспитателем: Никифоровой О. А. статья в журнале: «Дошкольное воспитание» №9, 2013г. воспитателем Семеновой А. А. подобран материал на тему: «Игрушки для развития мелкой моторики», педагогами ДОУ: Никифоровой О. А. Гринько Н. Р. обобщен опыт работы кружка по художественно – эстетическому направлению на тему: «Частичка зимы в творчестве детей» статья в журнале: «Дошкольное воспитание» №9, 2013г.

Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом).

Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

– игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;

При предъявлении игрового материала, речевых игр педагоги учитывают индивидуальные возможности ребенка, в процессе работы они должны усложняться.

ФГОС дошкольного образования особое внимание уделяет организации в дошкольной образовательной организации деятельности, направленной на коррекцию развития детей и устранение недостатков в их физическом, психическом, интеллектуальном развитии. В современной коррекционной системе дошкольного образования приоритетным направлением считается деятельность по устранению недостатков в речевом развитии детей. В нашем дошкольном учреждении учителями-логопедами и воспитателями разработаны и апробированы такие формы взаимодействия между участниками коррекционно-развивающего процесса.

Одной из эффективных форм работы с детьми по развитию мелкой моторики - это организация взаимодействия педагогов группы при проведении кружковой работы по художественно эстетическому направлению. На педагогическом совете принято решение проводить работу по взаимодействию педагогов группы в форме кружковой работе, которая проводится 1 раз в месяц.

Проведя диагностику по формированию мелкой моторики автор: Л. Н. Стефанова «Комплексные занятия с детьми 3-7 лет», на начало учебного года и в январе 2014 года получены результаты:

В формировании мелкой моторики важно установить тесную взаимосвязь с родителями, поэтому в ДОУ используются различные формы работы с родителями. На наш взгляд самой эффективной формой работы с родителями является родительский университет. В этом году у нас был проведен университет на тему: «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста в детском саду и дома», где рассматривались вопросы:

Советы логопеда, как в домашних условиях проводить артикуляционную гимнастику. Материал на тему: «Логосказка, как форма проведения логопедических упражнений» напечатан в журнале: «Дошкольное образование» №2, 2014г. автор: Рахимкулова Альбина Финатовна, учитель-логопед высшей квалификационной категории.

На родительском университете была организована выставка на тему: «Игры, способствующие развитию мелкой моторики», в которой приняли участие родители всех возрастных групп. На выставке были представлены игры шнуровки, с пуговицами, панно «Времена года», где ребенок не только застегивает и расстегивает пуговицы, липучки, но и подбирает картинку в соответствии со временем года, пальчиковый театр и т. д.

Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков должна проводиться в тесном контакте с родителями, воспитателями ДОУ и учителями -логопедами. Это обеспечит преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых результатов.