Каким должно быть всестороннее развитие дошкольника?

Ни один специалист по дошкольному образованию не станет отрицать, что три-пять лет - важнейший период роста и развития, и тот факт, что заявление комиссии начинается с упоминания о характере ребенка, наталкивает на мысль, что мы наконец-то видим подлинную заботу о всестороннем развитии дошкольника. Но что имеется в виду под обещанием «значительно улучшить американский образ жизни»? Ответ кроется в дальнейших рассуждениях о «большей части интеллектуальных способностей».

Очевидно, речь идет об академической успеваемости, если бы это было не так, то в заявлении говорилось бы, что детям нужно помочь развиваться эмоционально, физически и социально, чтобы у них повысилась самооценка, усилилась тяга к знаниям, чтобы отношения с окружающими приносили им радость и так далее. Но во всем заявлении делается упор на мысли, что-де все самое важное в интеллектуальном развитии ребенка закладывается в раннем возрасте, и если в это время не стимулировать интеллект должным образом, дело наше будет проиграно.

Налицо полнейшее отрицание природы жизни и роста - процесса, который длится от рождения до смерти и который играет важную роль и в 20, и в 40, и в 60 лет, и далее. Может показаться, будто я капризничаю, впустую придираясь к тому, что в обществе возродился интерес к маленьким детям, но мне кажется, что, если что-то делается по неправильным причинам, результат не может быть правильным.

То, что этот интерес к дошкольному образованию лишь косвенно вызван искренней заботой об ущемленных детях, доказывается и тем фактом, что точно таким же престижем обладают и те детские сады, куда принимают детей из среднего и высшего класса. Ни в том ни в другом случае мы на самом деле думаем не о детях, а о том, как бы заставить их расти побыстрее. Позвольте обосновать эту точку зрения документами - я приведу лишь несколько улик из накопившейся у меня коллекции.

Приводя эти заявления, которые представляются мне крайне опасными, я тем не менее чувствую, что, поскольку эти силы стали так влиятельны, многие родители, прочитав мои цитаты, могут счесть их весьма разумными и здравыми; Поэтому я, несомненно, обязана подробно разъяснить, что именно кажется мне в них глубоко неправильным.

Каким должно быть всестороннее развитие дошкольника?

Для дошкольника не может быть «просто социального развития». В этом возрасте дети усваивают некоторые уроки о смысле цивилизованной жизни среди людей. В наше время, когда все проблемы общества - социальные, а не интеллектуальные или научные, мы говорим о «просто социальном развитии», словно это какая-то болезнь, а не главная надежда человечества на выживание.

Отмахиваться от «веселой забавы» как от чего-то неважного - полнейшая чушь. Обучение - это тоже игра и забава, а сама игра может стать крайне серьезным делом. В любом случае степень серьезности не имеет никакого отношения к тому, учеба это или нет.

Глубоко ошибочно считать, будто новый мир информации требует, чтобы ребенок немедленно его изучал. 50 лет назад взрослые тоже знали десять тысяч вещей, которых их дети не знали. Если они не считали, что надо учить трехлетних детей теории относительности или юриспруденции или заставлять их зубрить все элементарные частицы, известные на тот момент, или, скажем, арабский или китайский, - то лишь потому, что считали все это абсолютно ненужным ребенку, который смотрел на мир всего 36 месяцев и которого занимают совершенно другие материи.

Нам кажется, что мы должны научить ребенка большему не потому, что мы сами знаем больше, - мы всегда знали больше дошкольников, - а из-за изменений установок в целом. Поразительное в этих отчетах о сенсационных открытиях касательно интеллектуальных способностей маленьких детей - то, что маленькие дети во все времена старались сделать взрослым приятное, и в каждой культуре в каждую историческую эпоху они меняли окраску, словно хамелеоны. Дети - великие подражатели и притворщики, ведь когда тебе шесть лет и ты полностью зависишь от взрослых, на что не пойдешь, чтобы они тебя любили!