Скачать:

Предварительный просмотр:

Книга — это волшебница.

Книга преобразила мир.

В ней память человеческой мысли.

Николай Морозов, русский революционер,

народоволец, ученый (1854-1946).

Введение

В чём я вижу необходимость и актуальность данной работы

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой  получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д. наилучшим образом открывают и объясняют  ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и  воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Отношение к художественной литературе как к культурной ценности устного творчества является определяющей позицией моей   работы. Изучению данного вопроса посвящено много работ, например, на важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева,  Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.

Новизна  данной работы состоит в том, что я предлагаю качественно изменить отношение к художественной литературе для формирования у детей дошкольного возраста интереса к устному творчеству. Данную работу можно считать поисково-изобретательской, поскольку в ней предлагается новый взгляд на использование художественной литературы в работе с детьми дошкольного возраста.

Погружая детей в волшебный мир литературы, я стремлюсь к достижению поставленной цели:

Задачи.

Для реализации этих задач требуется соблюдение некоторых психолого-педагогических аспектов:

Организация педагогического процесса по развитию речи через ознакомление детей с художественной литературой;

Комплексный подход к освоению художественной литературы, сочетающий устное народное творчество и педагогические аспекты;

Сотворчество детей и взрослых, её социальной востребованности;

Создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности;

Предоставление детям возможности собственного решения по использованию эмоционального фона выбора книг в условиях работы с художественной литературой;

Ориентированность на построение личностно-индивидуальных отношений взрослого и ребенка.

При выборе содержания художественной литературы, я учитываю индивидуальные особенности детей и их развитие, а также жизненный опыт дошкольников. Известно, что ребенок проявляет интерес к той или иной книге, если она ему интересна. Привлекая детей к чтению художественной литературы, я обращаю внимание на степень знакомства семьи с традиционным устным народным творчеством.

С этой целью мной была проведена большая работа: родительские собрания - «Волшебный мир книги», «Книга – твой друг, без нее как без рук»,  « О воспитании у детей интереса к чтению»; консультации - «Положи твоё сердце у чтения», «Ребёнок и книга»; мастер-класс «Изготовим книжку малышку своими руками»; анкетирование – «Традиции семейного чтения», «Книга в жизни вашего ребёнка», «Приобщение детей к детской художественной литературе» – направленные на приобщение детей к истокам художественной литературы, пробуждению чувства любви, уважения, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему. Привлекая родителей к семейному чтению с детьми, мною было предложено создать семейный клуб «Читай-ка» это стало новой эффективной формой работы с семьей, которые дали бы возможность побудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении и активизировать участие родителей.   Основными направлениями деятельности клуба являются оказание психолого-педагогичекой помощи родителям воспитанников, пропаганда положительного опыта семейного чтения, повышение компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста.

Вот уже на протяжении двух лет работая в этом направлении, я не перестаю анализировать ход своей деятельности, ведь в итоге, то чего я хочу достичь, это растить и воспитывать наших детей, в наших  традициях, прививая им знания об истоках, знакомя с художественной литературой, а не с поверхностным пластом.

И когда при чтении очередных потешек, сказок, прибауток, и т.д. я вижу лица детей, наполненные восторгом и удивительной радостью, я понимаю, всё не зря, ведь детская радость дорого стоит.