Важнейшим условием воспитания общей и внутренней культуры человека является культура речи, владение литературным языком. Речевая культура составляет необходимый компонент образованности интеллигентного человека.

В понятие культура речи исследователи вкладывают соблюдение норм литературного языка, свободное владение выразительной речью. Речевая культура заключается в умении передавать свои мысли в соответствии с назначением и целью высказывания грамматически правильно, точно, выразительно (Б.Н.Головин, М.Р.Львов, Ф.А.Сохин и др.)

На современном этапе развития общества речь все чаще выполняет деловую и информативную функции, что ведет к потере индивидуальности речи, утрате ее эмоциональности. Поэтому проблема развития образности речи, ее выразительности приобретает все большую значимость. Добиться решения этой проблемы можно только при условии воспитания интереса к языковому богатству, формирования умения использовать в своей речи разнообразные выразительные средства с первых лет жизни.

Проблема развития выразительности речи дошкольников рассматривается в контексте развития связности речи.

Наиболее благоприятными источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки). Поэтому развитие речи дошкольников, обучение их родному языку исследователи тесно связывают с решением задач формирования художественно-речевой деятельности. Так, использование пересказа фольклорных и литературных произведений с целью формирования у дошкольников умения строить связное монологическое высказывание включает ознакомление детей с художественно-выразительными средствами литературного текста (сравнениями, синонимами, антонимами, метафорами и др.). Вместе с тем овладение этими речевыми художественно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений, которое сохраняет свой эмоционально-непосредственный характер. Таким образом, у ребенка формируется осознанное отношение к речи, которое проявляется в выборе речевых изобразительно-выразительных средств для создания художественного образа.

Необходимо отметить, что речь становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у дошкольников воспитывается интерес к речевому богатству, развивается умение осознанного словоупотребления.

Яркая речь вызывает интерес у слушателей, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей.

Помогают говорящему сделать речь образной, эмоциональной специальные художественные приемы, изобразительные и выразительные средства языка, традиционно называемые тропами и фигурами, а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова.

Развивая речь детей дошкольного возраста, необходимо помнить, что правильность нашей речи, точность языка, умелое использование слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают действенность устного слова.

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, А.П.Усова и др. Психологическое обоснование проблема формирования выразительности детской речи получила в трудах известных психологов Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова, А.В.Запорожца. Эти же вопросы — в центре внимания многих современных исследователей (Ф.А.Сохин, А.М.Шахнарович, О.С.Ушакова, А.Я.Шибицкая, Н.В.Гавриш др.).

Исследования психологов и педагогов, посвященные изучению особенностей художественного восприятия и творчества дошкольников, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности замечать и выделять языковые средства выразительности.

Остановимся на некоторых возрастных особенностях восприятия старшими дошкольниками выразительных средств языка. По данным исследований О.С.Ушаковой, Н.А.Ветлугиной, Н.В.Гавриш и др. дети пятого года жизни, имеющие уже довольно большой словарный запас, определенную сумму представлений об окружающем, научившиеся эмоционально реагировать на события, свидетелями которых они оказываются, ставшие вни-мательнее, в целом более углубленно воспринимают художественные произведения: не только понимают сюжет, но и замечают яркую, образную речь, поэтичность сказок и рассказов, высказывают свое отношение к персонажам. Более дифференцированным становится и восприятие художественной формы: дети четче, чем в младшем возрасте, различают прозаическую и поэтическую речь, замечают эпитеты, сравнения при условии, что воспитатель обращает их внимание на выразительные свойства речи. На пятом году жизни они уже знают много потешек, четверостиший, с которыми знакомятся не только на занятиях, но и вне их. Активизируется исполнительская деятельность. Дети с удовольствием выполняют задания воспитателя: пересказывают сказку, сопровождая изложение сюжета показом плоскостных фигурок, драматизируют известные сказки, стремятся воспроизвести в речи, мимике характерные особенности изображаемых персонажей, передать свое отношение к ним. Читать наизусть, рассказывать они стараются интонационно выразительно.

К 5 —6 годам дети приобретают уже навык сосредоточенного, внимательного слушания произведений, умение мотивированно высказывать свое отношение к содержанию, персонажам произведения и его изобразительно-выразительным средствам. Ребенок старшего дошкольного возраста уже сам оказывает предпочтение определенным произведениям и жанрам, у него проявляется стремление сравнивать их, сопоставлять только что услышанное с тем, что уже известно. Он не только может отличать

стихотворную речь от прозаического текста, но и понимать раз-нообразие поэтического, отличать рассказ от сказки и, выделяя изобразительно-выразительные средства в сказках, рассказах, стихотворениях, объяснять их необходимость. Появляется устойчивость интереса к определенному виду деятельности: один лю- бит читать стихи, другой рассказывать сказки. Развиваются творческие способности: дети сами придумывают загадки, стихотво- рения, сочиняют сказки по аналогии с уже известными. У них вырабатывается оценочное отношение к творческим проявлениям и исполнительской деятельности сверстников.

Исследователи, обращая внимание на особенности восприя-; тия детьми дошкольного возраста литературных произведений, подчеркивают обусловленность их уровнем психического развития: непосредственным отношением к действительности, ситуа-тивностью их целей и «поведения, конкретностью мышления и очень небольшим жизненным опытом и знаниями. С этих, позиций психологи объясняют специфичность понимания дошкольниками словесных образов, подчеркивают важность обучения детей пониманию значения средств художественной выразительности как условия осознания целостного художественного образа (Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Л.М.Гурович, О.С.Ушаког ва и др.).

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ И ОБРАЗНОСТИ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.