52 Воля и ее роль в поведении ребенка

В дошкольном возрасте возникает и активно развивается воля ребенка, что проявляется в заучивании и осознании движений, становлении основных этапов волевого действия, овладении ребенком своим поведением, сознательно ом управлении своей деятельностью, умении планировать, подчинять действия достижению цели и контролировать их, совершенствовать усилия, преодолевать препятствия тощ.

Воля - свойство психики, регуляция и организация человеком своего поведения, деятельности (внутренних и внешних ДЕЙСТВИЙ), направленная на преодоление трудностей при достижении цели

Предпосылки ее формируются с возникновением первых целенаправленных действий (хватательные движения, предметные действия) и сочетанием их с вещанием

Она зависит от умения управлять своими эмоциями, желаниями, потребностями, намерениями Непроизвольное поведение базируется на привычках и регулируется ситуацией, а произвольная осуществляется вопреки привычкам и связями зана с волевым усилиям.

В дошкольный период воля проходит важный этап своего развития в связи с подготовкой к учебе и труду; возникают и формируются волевые действия, меняется ее роль в поведении, которая приобретает произвольного характера, возникает саморегуляция собственной деятельности младенцев.

Особенности развития волевых действий дошкольников

Одним из первых проявлений воли является развитие произвольных движений В младших дошкольников они еще недостаточно координированы, им трудно сидеть, следуя одной позы Для этого сначала малышу необходимо осуществляющих ваты зрительный контроль за положением своих рук и ног, позже они это осуществляют на основе мышечных ощущенииів.

Развитие произвольных действий происходит в процессе подражания, которое включает следующие этапы:

1) предварительное ориентирование В результате наблюдений ребенка за действиями взрослого, других детей у него формируется образ необходимых действий;

2) осуществление показанных малышу движений, доведение их до определенного совершенства, сравнение движений с образцом

Регулятором произвольных действий является сенсомоторный образ

Успешность усвоения произвольных действий зависит от ее ус-видомленння 2-летний ребенок осознает результат действия, однако еще не знает, какой способ действия и отдельные движения следует сделать для его достижения Младшие дошк кильникы осознают результат и способ действия с предметом, но также еще не осмысливают отдельных операций Средние дошкольники способны понимать собственные движения, намеренно воспроизводят их во время повторения действий с предметом В старшем дошкольном возрасте движения становятся объектом сознательной волевой деятельностиості.

Ребенок в дошкольном возрасте учится достигать цели, преодолевая трудности, овладевает умением контролировать свою позу, сидеть спокойно на занятиях, начинает управлять своими восприятием, памятью, мышлением м Примерно в 4 года она начинает ставить перед собой специальную цель (например, запомнить поручение взрослого, стишок), в среднем и старшем дошкольном возрасте - пытается творчески подходить к р озвьязання задач, предлагает различные варианты, последовательно переходит от одного этапа к другомуо.

В дошкольном детстве меняются не только волевые действия, но и их роль в поведении ребенка Волю в младшем дошкольном возрасте составляют Импульсивные поступки, она проявляется лишь при особо благоприятных в обстоятельств Количество волевых проявлений увеличивается, но они еще не являются решающими в поведении Только в старшем дошкольном возрасте ребенок способен к длительным волевым усилиям, хотя еще значительно уступает шк ОлЯррам.

Итак, в дошкольном возрасте возникают и развиваются волевые действия, основными направлениями развития которых являются: развитие их целеустремленности, установление отношений между целью действий и их мотивам, усиление регулир альной роли речи в их исполнении.

Развитие целеустремленности волевых действий

Выполнение целенаправленных действий наблюдается уже в немовлячому возрасте, например, когда ребенок ставит цель подползти к игрушке Эта целенаправленность еще не делает действие волевой, ведь ребенка привлекает пре едмет, а настоящая волевое действие происходит на основе самостоятельно поставленной цели, которую сформулировала другой человек (родители, воспитатели, ровесники).

Целеустремленность начинает формироваться в раннем возрасте, проявляясь в основном в постановке, а не в достижении цели, доведении дела до конца Часто внешние обстоятельства отвлекают ребенка, спричинюют во ее отказ от цели Только в дошкольном возрасте дети начинают проявлять умение длительное время действовать в целях Способность дошкольников удерживать ее зависит от сложности задания и длительности и ого выполнения Например, одна 4-летний ребенок не смогла заполнить в определенном порядке разноцветными фишками 156 ячеек шахматной доски, однако эта задача оказалась под силу многим 5-6-вещь-ным доскам льникам Уменьшение количества ячеек до 64 сделало задачу посильной и для 4-летних детей Непросто дается детям задание, которое требует сложной системы действий (наклеивание различных по размеру геометрической х фигур с определенным рисунком) Как правило, они требуют напоминаний, советов о том, что нужно делать на каждом этапе Расчленение задачи на последовательные этапы, своевременные напоминания о способах дос Гненный цели помогают ребенку организовать свои действия, повышают их целеустремленность, формируют умение выполнять их самостоятельно и последовательнослідовно.

Большое значение для формирования целеустремленности имеют успехи и неудачи при выполнении действий на преодоление трудностей и длительность сохранения цели младшими дошкольниками они еще существенно не влияют неудачников ачи их огорчают, у них еще не происходит внутренняя борьба мотивов Однако уже в среднем дошкольном возрасте неудачи в деятельности лишают детей стимула в достижении цели, поэтому если деятельность успешная, дети пытаются довести работу до завершения Борьбы мотивов на цемьому

жизненном этапе еще нет Только в старшем дошкольном возрасте возникает стремление преодолеть трудности За оптимального развития событий дети доводят дело до конца, неудачи портят им настроение \"порождают боро отьбу мотивов В преодолении трудностей много старших дошкольников проявляют высокий уровень целеустремленности, характерный для детей школьного возрастаого віку.

Установка отношений между целью действий и их мотивами

Развитие воли ребенка связан с изменением мотивов поведения, формированием их подчиненности С появлением целеустремленности на первый план выходят важные для ребенка мотивы, вследствие чего она сви идомо, не отвлекаясь, достигает поставленной цели Среди них особое место начинают занимать общественные мотивы (желание защитить малыша, поделиться Игрушкой походить на героя сказкии).

Под влиянием воспитания ребенок овладевает умением подчинять свои действия удаленным от цели мотивам, в частности общественного характера (сделать подарок малышам, маме) Однако в сравнительно сложной и длит Вали деятельности дошкольники среднего и даже старшего возраста помнят о мотиве и подчиняют ему свои действия только в присутствии взрослого, который предложил задачи Если взрослый выходит пр имищення, они берутся за действия, не отвечают задаче, или вовсе перестают их выполнять Это обусловлено восприятием детьми взрослого как представителя тех лиц, для которых выполняется задание Оставь карманы в одиночестве, они быстро теряют мотив, перестают о нем думать Но если взрослый выходит, оставляя вместо себя одного-двух детей выполнять его роль, работа продолжается на том же ри вни Аналогичную роль выполняет и оставленный на столе взрослым предмет, который будет напоминать детям о цели работы Это свидетельствует, что подчинение действия удаленным мотивам, установление связи между ними и целью (непосредственным результатом действия) в дошкольном возрасте является еще недостаточно сформированным и требует подкрепления внешними обстоятельствамавинами.

Особое проявления воли ребенка требуют ситуации, в которых совпадают две разнонаправленные мотивы, порождает необходимость выбирать между двумя возможными решениями В такой ситуации выбора неизбежная борьба ба мотивов, которая заканчивается победой одного из них.

детей раннего возраста уже могут испытывать внутренние конфликты в связи с противостоянием побуждений Однако зачастую они действуют без сознательного выбора, под влиянием сильной побуждения Например, при необходимости и выбрать из нескольких игрушек ту, что больше нравится, ребенок рассматривает их, долго колеблется, наконец, выбирает Когда ребенку предлагают перейти с выбранной игрушкой в. другую комнату, она может, положив и ее на место, снова спешно перебирать все др.нші.

Иначе в аналогичной ситуации ведут себя дети дошкольного возраста Даже младшие дошкольники сознательно выбирают игрушку, обосновывают свой выбор и без особых колебаний берут то, чего у них на тот момент т нет, а они хотели бы иметь Это означает, что дошкольники уже способны взвесить свои побуждения, сознательно отдавать предпочтение одному из них Такое благоразумие они обнаруживают лишь в простейших случаях, за необходимости осуществить выбор между однородными желаниями (взять ту или иную игрушку) Значительно труднее им дается рациональное решение, если в ситуации совпадают доступны моральные нормы, правила поведения и с итуативни желание Например, младшие дошкольники, как и дети раннего возраста, еще не могут преодолеть желание рассматривать привлекательный для них объект, даже если это строго запрещалось взрослыми Однако и с этим легко справляются 3-4-летние дети Под влиянием взрослых у них могут сформироваться намерения соответственно вести себя: не просить в магазине купить игрушки, не требовать места в автобусе, делиться игр ашкамы с другими детьми и т.д. подавляя в себе импульсивное желаниебажання.

Возможности рационального выбора существенно расширяются в старшем дошкольном возрасте Основой является подчинение мотивов, вследствие чего решение обуславливается не сильнее, а важным мотивом Это стимул ет развитие духа, умение сдерживать ситуативные желания, чувства и их проявления, укрепляет волю ребенка Однако и у старшего дошкольника волевые действия, связанные с выбором, борьбой мотивов, не завж ди решаются в пользу более значимого мотива Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, ситуации, в которой происходит выбор, присутствии взрослых людей, сверстников и оценки Ребенок, по оставшись наедине, значительно реже сдерживает свои непосредственные побуждения, чем находясь среди сверстников или дорослиослих.

Усиление регулирующей роли речи в выполнении действий

Выполнение волевых действий зависит от языкового планирования и языковой регуляции В форме слов ребенок формулирует для себя задачу, обсуждает возможные решения при борьбе мотивов, напоминает себе, для чего вон на выполняет действие, заставляет себя достигать цели Речь не сразу выполняет в поведении ребенка регулировочную роль Ребенок овладевает умением словесно направлять и регулировать собственные действия, применяя формы управления поведением, которые к ней применяли взрослые В процессе общения с ними и совместной деятельности ребенок учится совершать действия или отказываться от них словесные указаниявкою.

В раннем дошкольном возрасте ребенок, хорошо понимая речи, используя его в общении, еще не умеет выполнять по словесной инструкции сложные действия Указания взрослого могут побудить дошкольным ника предпринять действие или остановить Речь ребенка лишь сопровождает действия и выражает их результаты, но еще не планирует и не регулирует их Ребенок может обозначить словами цель действия (нарисовать мячик, построить Будина к), однако не объяснит словесно, как ее выполнятьиме.

Для ребенка среднего дошкольного возраста языковые указания взрослых приобретают устойчивого значение Получив инструкцию и поняв ее, ребенок сразу правильно выполняет действия, начинает применять собственно мо овлення для их планирования (\"Буду рисовать зеленый луг Сначала нарисую травку, а потом цветочки\") и руководства ими Направляя свои действия, она, как правило, говорит вслух Однако речевое регулирование их еще несовершенныхще недосконале.

Старшие дошкольники уже способны выполнять сложные речевые инструкции взрослых В словесном планировании собственных действий они в основном не используют речи вслух, а составляют план и руководят своими действие ямы мысленно Однако в тяжелых случаях, которые требуют, например, сдерживание сильных желаний, дети часто говорят в головеос.

Преодоление трудностей в выполнении волевого действия отображается в сознательном волевом усилии Воля е реакцией на препятствие Непосредственной предпосылкой волевого усилия является осознание препятствия вследствие р понимание ситуации, осознание цели и средств ее достиженияня.

Личностный аспект развития воли дошкольников

Воля является сложной интегративной системой, которая охватывает не только сознательно поставленные цели, но и эмоциональную память, воображение, нравственные и иные чувства, сочетание которых позволяет человеку управлять своим поведением ее развитие обусловлено развитием всех других психических процессов Воля относится к механизму возникновения психологических новообразований в пределах перестройки отдельных функций (переход непроизвольной памяти, невольно ного восприятия в произвольные), к функциональной системы (единство различных психических процессов) С психологической точки зрения она является преобразованием речи в исполнение действия Волевое действие также непосредственно связанного зана с мышлениянням.

Проявления целеустремленности и настойчивости, как показывают исследования, зависят от уровня развития мыслительной деятельности детей Чем успешнее ребенок анализирует, сравнивает, обобщает, тем дольше она стремится е к цели, удерживает его в поле зрения и осуществляет усилия Связь настойчивости и целеустремленности с познавательными процессами обусловлен детерминированностью свободы внешними условиями Для успешной деятельности, п одолання препятствий необходимо познать закономерности объективной действительностисті.

Развития целеустремленности способствуют умение воспринимать поставленную задачу, анализировать его, находить целесообразные способы решения, обдумывать план действий, доводить начатое дело до конца, перебои орюючы трудности.

Необходимым условием возникновения воли есть определенный уровень развития самосознания

конце раннего детства возникает потребность в самостоятельности, которая выражается требованием: \"я сам\" Для ее удовлетворения ребенок способен на значительные усилия Если воспитательные воздействия взрослого не соответствуют возможно остям, не учитывают изменения в личности ребенка, возникает противоречие между новыми возможностями и существующим образом жизни, которая выражается в негативизме, немотивированной противодействия воздействиям взрослого Такие п роявы присущи детям, которых освобождают от волевых усилий или которым предъявляют слишком высокие требованиявисокі вимоги.

Благодаря самосознанию у ребенка происходит формирование образа-цели, образа-модели действия, в которых сочетаются потребности, мотивы, цели, моральные и эстетические представления Одной из функций самосознания является спивви иднесення импульсивных влечений с нравственными принципами поведения С помощью воли личность контролирует, регулирует свои действия и поступки В этом К Ушинский отмечал: \"Чем сильнее самосознание, тем сильнее самообладание, которое из нее вытекает витікає".

Осознание себя как субъекта деятельности порождает у дошкольника стремление к самостоятельности, а также желание действовать согласно требованиям взрослых, быть \"как все\" Взрослые ставят ребенку требования, а она, в свою очередь, чтобы быть признанной, стремится выполнять их Это стремление становится потребностью дошкольника, которую он удовлетворяет благодаря своей волевой поведенииій поведінці.

В дошкольном возрасте ребенку для регуляции своего поведения нужна внешняя опора Ею является исполнение роли в игре, во время которой правила адресуются дошкольнику не прямо, а через роль Поэтому он легко дотримует ться правил в сюжетно-ролевой игре, хотя может нарушать их в жизни Осознание правил личной (не ролевой) поведения начинается у ребенка с 4-х лет, прежде всего в играх с правилами, когда она начинает понимать, что несоблюдение правил исключает результат, лишает игру смысла Тогда она начинает думать о том, как следует себя вестиити. у

Развитие произвольности связан с осознанием ребенком отдельных компонентов деятельности и себя в ней 4-летний ребенок различает объект деятельности и цель его преобразования; 5-летняя - понимает взаемообумовл ленисть различных компонентов деятельности, выделяет цель, объекты и способы действия с ними, 6-летняя - использует обобщенный опыт деятельностиі.

О сформированность произвольных действий можно судить прежде всего с активности и инициативности самого ребенка, которая не только выполняет указания воспитателя (\"Иди мыть руки\", \"Убери игрушки\", \"Нарисуй кошку в \"), но и самоинициативно действует (\" Пойдем поиграем \",\" Давай водить хоровод \"ограємося", "Давай водити хоровод").

Произвольная поведение - поведение, организованная по собственным правилам и образцами, согласованными с нормами, принятыми в обществе

Показателем произвольности является относительная независимость дошкольника от взрослого в постановке цели, планировании и организации своих действий, осознании себя не исполнителем, а деятелем Ведь часто ребенок, мотивируя н необходимости соблюдать моральной нормы требованием взрослого, легко ее нарушает в самостоятельной деятельности, при отсутствии внешнего контроля, что свидетельствует о несформированности внутреннего механизма рег уляции своих действий Произвольность предполагает и умение придать смысл своим действиям, учесть накопленный опыт Дети, которые представляют радость мамы от изготовленного ими подарка, охотнее и легче доказывают работу в концунця.

В дошкольном возрасте на основе самооценки, самоконтроля возникает саморегуляция собственной деятельности Предпосылки контроля за своим поведением формируются в переддо-школьника, они обусловлены стремлением к само остойчивости Самоконтроль у детей проявляется благодаря осознанию правил, результата и способа действия Его развитие обеспечивают освоение способов самопроверки и необходимости проверять, корректировать св й робототу.

Дети еще не умеют находить допущенные ими ошибки, им тяжело осознавать сам факт соотнесения выполняемых действий по образцу Даже хорошо осознавая требования взрослого, они не могут соотносить с ними свою деятельность Чаще дошкольники прибегают к самопроверки по требованию воспитателя Потребность в самоконтроле порождает необходимость преодолевать трудности, вследствие чего у ребенка возникает сомнение в прав ильности своих дидій.

протяжении всего дошкольного возраста детей привлекают не способы выполнения деятельности, а ее результат 5-7-летние дети считают самоконтроль особой деятельностью, направленной на улучшение работы, преодолению ния ЕЕ недостатков Несмотря на то, они легче контролируют сверстников, чем себя, без воздействия взрослого могут и не осознавать потребности в самоконтролелі.

Оптимально развивается самоконтроль в условиях взаимоконтроля, когда дети поочередно выполняют функции \"исполнителя\" и \"контролера\" Это повышает требовательность к своей работе, желание выполнить ее лучше, хотел Гненный сравнивать ее с работой других, стимулирует освоение самоконтроля (соотнесение выполняемой деятельности правилуіяльності з правилом).

Управление развитием воли у дошкольников

Ребенок без помощи взрослого никогда не научится управлять своим поведением и видеть себя со стороны Осознать свою деятельность и себя в ней она может только в общении и совместной с взрослым деятельности и Развитие воли происходит во всех видах деятельности, которые требуют получения своих побуждений и достижения цели Например, при освоении физкультурных и танцевальных движений нужно неукоснительно дотримува ваться заданных образцов, примеров, избегать ненужных движений Демонстрация помогает действовать в соответствии с определенными требованиямиимог.

Умение управлять собой формируется и при дидактических и подвижных игр, правила которых помогают ребенку осознавать, контролировать свои действия В дидактических играх ребенок имеет возможность сравнивать себя с ОДН нолиткамы, смотреть на себя их глазами, что облегчает самоуправления, делает его осмысленным В играх дошкольник преодолевает желание, внутренние трудности (переживая, чтобы не быть пойманным, малыш не убегает пока не прозвучит сигнал \"что позволяет бежать бігти).

Особенно важна роль игр в младшем дошкольном возрасте, когда дети еще не могут поставить перед собой цели и сознательно достигать ее, плохо усваивают и выполняют декларируемые взрослыми правила поведения Н На этом этапе жизнь игра является важнейшим регулятором деятельности ребенка Кроме того, дидактические игры, направленные на развитие произвольного поведения, содержащих условия, облегчающие выполнение правил Поскольку эти правила связаны с движениями, необходимость и факт их выполнения (невыполнения) очевидны, наглядными Наглядность, несложность правил (бежать по сигналу, не переступать начерченную линию и др.) дают змо гу даже 3-вещь-ней ребенку контролировать их выполнение (сначала в поведении других, затем - в собственной) Постепенно ребенок добровольно, без намека начинает ставить перед собой определенные требованийвимоги.

Естественному усвоению правил способствует совместное осуществление игровых действий, благодаря чему срабатывает эффект подражания Чувствуя реакцию сверстников, ребенок начинает смотреть на себя их глазами, предоставляющий осмий ислености ее усилиям, делает их нужными для всех Облегчает управления своим поведением в игре ее сюжетно-образный характер, активизирует воображение дошкольников, обеспечивает принятие и выполнение игровой р оллі.

Каждая игра требует от ее участников определенных усилий Дети должны воздерживаться от импульсивных движений, действовать по сигналу, преодолевать внутренние препятствия (страх быть пойманным, желание побежать или схватить ты привлекательный предмет и др.), является следующим этапом в развитии произвольного поведения Важно, что это происходит не по требованию старшего, а добровольно Эта маленькая победа над собой, которая внешне выглядит как выполнение игровых правил, приносит детям радость и удовольствиеення.

С взрослением детей правила игры усложняются, становятся более требовательными к внутренней и внешней деятельности участников К выполнению их детей необходимо готовить постепенно

Средством развития свободы также речевое общение, если оно включает в деятельность детей, отвечает их интересам Речь как средство формирования воли помогает ребенку осознать собственные действия Наблюдая и и участвуя в деятельности детей, воспитатель время от времени спрашивает: \"В какую игру вы играете?\", \"Что ты собираешься сейчас делать?\" вно, скучно играть? будущими действиями, цель и средства ее достижения: \"Что ты хочешь построить? Что тебе для этого нужно с чего начнешь?\" ожливу несогласие ребенка и его вариант соответствующих можливу незгоду дитини і її варіант відповіді.

Своими высказываниями педагог ставит ребенка в ситуацию выбора, побуждает самостоятельно принимать решения, представлять различные варианты своего действия, осознавать свое желание: \"С кем ты хочешь играть? Кем хочешь быть в игре? \"При этом нельзя оценивать ответы ребенка, ведь главная задача - увидеть, поддержать самостоятельные действия, предоставить им произвольного осознанного характеро характеру.

При участии речи возникает ситуация борьбы мотивов, когда взрослый спрашивает: \"Почему ты так хочешь? А Яи можно иначе? А как будет правильно?\", \"Ты закончил свок работу Можешь идти играть Или можешь пособий хранить Юли, у нее сложная работа \"Речь педагога побуждает ребенка прогнозировать и обсуждать возможные последствия своих действий:\" А что будет, еслиїх дій: "А що буде, якщо. ".

Благодаря речи ребенок достигает поставленной цели, развивает целеустремленность Этому способствует использование таких приемов:

а) выдвижение промежуточной цели: взрослый, отметив, что малышу трудно идти, он устал, говорит: \"Вот там собачка! Пойдем посмотрим на нее А вот воробышки, подойдем к ним Отдохнем он у того где еревця А вот и наш дом \"удинок";

б) ограничения и конкретизация цели: ребенку \"которой нужно нарисовать кружочки, взрослый предлагает:\" Нарисуй один строчку кружочков А теперь еще один Нарисуй три хороших кружочки \";

в) дозировки и усложнение задачи, что предполагает наращивание усилий, взрослый предлагает: \"Нарисуй один квадратик А теперь еще один, такой же хороший и даже еще лучше\" или: \"Нарисуй кружочек А теперь еще е два и еще один А теперь три и еще один \"Взрослый с помощью советов, напоминаний, оценок помогает ребенку завершить начатое дело, достичь предполагаемого результатпередбачуваного результату.

Речь является средством организации жизнедеятельности детей во времени, которое помогает преодолеть ситуативность и невольно-ность Разговоры о том, что было вчера, сегодня утром, будет вечером или завтра, переконуют во дошкольников в том, что жизнь в детском саду - организованный процесс связанных между собой событий, которые они сами планируют Осознание событий своей жизни является необходимым условием самостоятельного планирования д й, овладения своим поведением Поэтому ежедневно в дошкольном учреждении нужно планировать и подводить итоги, настраивать детей на события, которые должны состояться, чтобы они ждали и внутренне готовились к Важное выделить и сделать привлекательным главный эпизод, чтобы дети положительно переживали то, что нужно будет сделатьбити.

Дошкольники могут планировать свою деятельность самостоятельно, с помощью педагога связывать в сознании прошедшие события с предстоящими, организуя свою деятельность и своих сверстников

протяжении дошкольного детства формируется самоконтроль в деятельности и поведении, развивается способность к волевому усилию, состоит произвольность в сфере движений, действий, познавательных процессов и союз ування со взрослыми

Вопросы Задача

1 Сравните особенности выражения эмоций и чувств у детей дошкольного возраста и у взрослых

2 Докажите взаимосвязь развития чувств дошкольника с умственным развитием

3 Чем обусловлен развитие интеллектуальных чувств?

4 Чем вызваны эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста?

5 Название причины конкретных и символических страхов С помощью каких методов можно нейтрализовать этот отрицательное эмоциональное состояние?

6 Докажите важность заложенных основ положительных эмоций и чувств в дошкольном возрасте

7 В чем заключается регулирующая роль речи ребенка дошкольного возраста в выполнении действий?

8 Докажите взаимосвязь развития свободы с развитием личности дошкольника