Развитие познавательного интереса дошкольников средствами музейной педагогики

Дошкольный возраст - сложный и драматический период жизни (как, впрочем, и любой другой). Маленький человек начинает открывать для себя окружающий мир, делает первые шаги на пути познания себя и другого, близкого и далекого. Интерес к окружающей действительности пробуждается у ребенка в раннем возрасте, когда рамки этой действительности ограничиваются стенами дома, самыми близкими людьми, привычными предметами, установившимися правилами и нормами поведения в семье. Далее этот интерес возрастает и крепнет. Юный исследователь начинает задавать многочисленные вопросы («Как появилась жизнь на Земле? », «Всегда ли человек был таким, как сегодня? », бесстрашно отправляется в путешествие в неведомый мир тайн и открытий.

Особых усилий в период дошкольного детства требует процесс активного воспитания путем действенного познания. Белинский В. Г. утверждал: «Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но и преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления».

Решение практической задачи воспитания детей представляется возможным средствами музейной педагогики. С целью этого создаются условия для проявления активности детей, реализуется принцип интерактивности - приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир. Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики - принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.

Познавая мир, малыш, в основном, действуют по принципу: «Что вижу и трогаю, то и познаю». Поэтому успешнее всего он постигает и осознает лишь реальные предметы и объекты, к которым можно приблизиться, рассмотреть, подержать в руках; те события и явления, непосредственным свидетелем и активным участником которых он был. По определению А. А. Люблинской, активность – это стремление ребенка к поддержанию жизненно важных связей с окружающим миром или с его преобразованием. Каждому ребенку присуща познавательная активность, но ее направленность у детей неодинакова. Познавательная активность имеет отчетливые внешние проявления. Опираясь на эти проявления, можно судить и о ее содержании, и о характере организации.

На практике принцип включения ребенка в активный познавательный процесс в пространстве музея воплощается в заявленном девизе детских музеев и специализированных экспозиций для детей - «знание через руки». В большинстве зарубежных музеев знакомство с экспозицией, как правило, заканчивается творческой работой детей в музейных классах и мастерских. Здесь непосредственно закрепляются полученные знания, которые тем самым становятся личным приобретением каждого ребенка.

Необходимо признать, что развитие познавательной активности у детей – специальная, особая задача воспитания. Большая часть родителей не уделяет должного внимания развитию познавательной сферы своих детей, ссылаясь на нехватку времени, материальных средств, а также знаний возрастных особенностей своих детей. У большинства детей низкий уровень познавательной активности. А ведь именно в этом возрасте происходят большие изменения, которые вызваны следующим: физиологическими изменениями в коре головного мозга; совершенствованием психических процессов, более высоким уровнем овладения речью, накоплением определенного запаса представлений о ближайшем непосредственном окружении.

Самостоятельно манипулируя, пробуя и ошибаясь, ребенок, конечно, познает многое. Но возрастные возможности пока не позволяют ему полноценно воспринимать и правильно понимать те многообразные сведения, которые обрушивает на него окружающая действительность. Формирование у ребенка целостной картины мира, стимулирование его творческих способностей и интереса к окружающему миру возможны на основе создания мини-музеев.

Не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в некоторых детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие. В наше время это направление приобрело большую популярность, и сегодня мини-музеи - неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.

Название мини-музея отражает и возраст детей, для которых он предназначен, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Так, в нашей в подготовительной к школе группе №10 созданы мини-музеи «Космос» и «Мир первозданной природы». Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей. Наши воспитанники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвовали в обсуждении его тематики, приносили из дома экспонаты, сделанные своими руками. Дети узнали особенности жизни космонавтов во время полета, об особенностях питания космонавтов. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, дети сами меняют, переставляют экспонаты, берут их в руки и рассматривают. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка, дедушка. Мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей, и их семей. Экспонаты нашего мини-музея служат иллюстративным материалом на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи. Мы хотим и дальше продолжать работу по обогащению нашего музея. У нас в перспективе сделать макет большой ракеты, орбиты и планет, а также хотелось бы вместе с родителями съездить на родину А. Николаева, в музей космонавтики в с. Шоршелы Марпосадского района.

Таким образом, при активном педагогическом воздействии на познавательную активность детей через специально организованные мероприятия можно достичь успеха в развитии познавательной активности детей, используя средства музейной педагогики.

Совместная деятельность сотрудников, детей и родителей научит детей, и не только их, ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это даст ощущение почвенности и будет способствовать формированию целостности картины мира и исторического процесса. В мире все закономерно и обусловлено, ничего не возникает на пустом месте и не уходит в никуда. Разрушение до основания не продуктивно и расточительно, такой подход обессиливает народ и ведет к исчезновению сначала культуры, а затем и его самого.