Скачать:

Предварительный просмотр:

Рекомендации по развитию речи ребенка

Воспитатели и родители уделяют  большое внимание  своевременному и правильному формированию речи ребенка. От родителей требуется регулярно посещать с ребенком детского логопеда в ходе общего ежегодного  врачебного осмотра.                                                                                                                  Поговорим о том, как и когда можно выявить у своего малыша нарушение речи, и приведем простейшие упражнения, которые можно проделывать дома с  ребенком в любое удобное для вас время.

Звуки ребенок начинает издавать с первых минут после рождения. Постепенно они оформляются в осознанную речь. Уже в конце первого месяца жизни ребенка можно говорить о нарушении развития речи, если малыш никогда не кричит перед едой. К 4-5 месяцам ребенок должен гулить, улыбаться в ответ на обращенную к нему речь, прислушиваться к музыке и прочим звукам вокруг, к 9 месяцам - лепетать и повторять за взрослыми отдельные слоги, а к году - говорить отдельные простейшие слова. Дальнейшее развитие связной речи заключается в том, что в возрасте 2-3 лет малыш начинает произносить целые предложения, понимать сложные просьбы, пересказывать все более и более сложные кусочки текста, рассказанные родителями.

В случае отсутствия любого из этих признаков развития речи следует обратиться к специалисту - детскому логопеду. Он сможет поставить диагноз ребенку и предложить методы устранения проблемы.

Причиной нарушения речи могут быть:

    аномалии развития во время беременности; родовая травма; недостаточное внимание со стороны родителей и воспитателей; наследственность; некоторые болезни; перенесенные инфекции и травмы; анатомические особенности строения челюсти.

С самого раннего детства, даже если ваш ребенок развивается абсолютно нормально, нужно соблюдать некоторые правила при общении с ним.

    Не сюскайте. Не искажайте намеренно слова. Не создавайте слова-заменители, учите на собственном примере ребенка сразу называть предметы и явления  правильно. Ошибки в речи ребенка исправляйте мягко, но настойчиво, не ругайте его. Занимайтесь и разговаривайте с ребенком как можно чаще. Даже если вы занимаетесь своими делами, а малыш играет рядом, он может слышать вашу речь, запоминать особенности интонации, правильное звучание слов. Постарайтесь, чтобы все члены семьи соблюдали эти правила и общались с ребенком, не только тетешкаясь. Стройте общение с ребенком в форме дискуссии, диалога. Обсуждайте события дома и в садике, комментируйте, просите малыша высказывать его собственное мнение. Как можно подробнее объясняйте ребенку значение новых слов, вводимых в его лексикон. Подкрепляйте объяснение картинками.

Упражнения для развития речи

Большим подспорьем в развитии речи становится  развитие мелкой моторики пальцев. Занимайтесь с ребенком творчеством и конструированием, лепкой, шитьем, нанизыванием бус, выкладыванием различного рода мозаик, составлением пазлов.

Играйте с ребенком в слова. Например, можно использовать популярную игру "в города", когда игрок должен назвать слово, начинающееся с последней буквы слова, названного другим игроком. Другой вариант словесных игр - попросите ребенка назвать характерные для текущего сезона погодные явления, цвета, цветы, растения, действия. Учитесь формировать множественное число любого существительного, уменьшительно-ласкательное название предмета.

Развивайте слух ребенка. Просите называть, какие звуки он слышит на улице, узнать, какое животное издает определенный звук, какой музыкальный инструмент так звучит.

Учите наизусть стихи и песенки. Учите ребенка рассказывать наизусть  стихотворения,  петь песенки. Хорошее упражнение заключается в том, что стих рассказываете вы сами, опуская некоторые слова, а малыш дополняет пропуски нужными словами.

Зарядка для языка - комплекс простых упражнений для улучшения произношения ребенка

    "Вкусное варенье"  - ребенок облизывает языком губы круговым движением. "Орешек"  - упираясь язычком поочередно во внутреннюю часть то право, то левой щечки, нужно как бы показать, что за щекой у тебя - орешек. "Часы тик-так"  - высунуть язычок и водить им из стороны в сторону, от левого уголка рта к правому, и обратно. "Качели"  - высунуть язык и водить им вверх-вниз, как бы стараясь дотянуться до подбородка и носа по очереди. Почистим зубы  - сомкнув губы, проводить языком по внешней части верхних и нижних зубов. "Лошадка"  - издавать щелкающий звук язычком, имитируя стук копыт. "Маляр"  - белим нёбо языком, проводя по всему нёбу, стараясь начать как можно глубже и довести язычок до основания верхних зубов. Вибрация языка с помощью пальца  - язык кончиком подводим к верхнему нёбу и произносим быстро звук "д-д-д", оставив зубы несомкнутыми. При этом пальчиком ребенок "вибрирует" язык как можно быстрее. При этом получается произнесение звука Р.

Не стремитесь установить диагноз ребенка самостоятельно - обратитесь к специалисту,  детскому логопеду. Но даже если речь вашего ребенка развивается правильно и в срок, помните о жизненной необходимости постоянного общения, диалога, развития в отношениях со взрослыми, окружающими ребенка.

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная.

рабочий материал для развития речи детей дошкольного возраста.

Одна из проблем, интересующая педагогов, - это взаимосвязь музыкального и интеллектуального (умственного) развития детей. На эту взаимосвязь указывали еще в древности. Не случайно занятия арифме.

Главной целью методических рекомендаций является развитие учащегося как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: познание, коммуникации, пр.

Общие рекомендации по развитию речи у детей от 0 до 3 лет

Развитие речи зависит напрямую от двух факторов: сохранность речевых центров и социальная среда.В дошкольном возрасте «упрощение» речевой среды играет негативную роль в речевом развитии ребенка.Речева.

Применение психогимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, кинезиологии, биоэнергопластики, физминуток, глазодвигательные упражнения, упражнения на развитие мелкой моторики.