Дополнительная общеобразовательная программа Ушаковой О.С. «Программа развития речи дошкольников»

Речевое развитие дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: в непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию и в интеграции со всеми образовательными областями, а также в  игровой совместной и самостоятельной деятельности и в повседневной жизни. Однако на специально организованных занятиях по образовательной области «Коммуникация», развитие речи детей становиться главной задачей.

Программа О.С. Ушаковой «Программа развития речи дошкольников» дополняет основную образовательную программу «Детство» в разделах по совершенствованию коммуникативных способностей у детей через формирование грамматического строя речи и развития образной речи дошкольников. В  качестве методического обеспечения мы используем программу  О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной  «Развитие речи детей 3 – 7 лет». Данная программа содержит методические рекомендации, конспекты занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой, а также  игры и упражнения.  Эта программа по своим задачам полностью совпадает с программой Ушаковой О.С.  Ознакомление детей с художественной литературой, предлагается программой «Детство» проводить в рамках занятий по социальному миру (как часть занятия).

Главная цель речевого развития ребёнка – овладение родным языком и развитие языковых способностей у детей дошкольного возраста.

Основные задачи развития речи детей:

1.      Развитие связной речи, умения строить простые и сложные синтаксические конструкции и использовать их в речи.

2.      Развитие лексической стороны речи

3.      Формирование грамматического строя речи, умения использовать в речи все грамматические формы.

4.      Развитие звуковой стороны речи

5.      Развитие образной речи.

Программа предусматривает использование  разнообразных методов и приёмов:

Лингвистический метод: изучение связей, отношений и противопоставлений внутри языковой системы.

Наглядные: использование иллюстративно печатного материала (картины, альбомы, карточки, предметные и сюжетные картинки), схемы для составления рассказов.

Словесные:   речевой образец, повторное проговаривание, рассказ воспитателя, беседа, поисковые вопросы, художественное слово, чтение художественной литературы, словесные игры, диалог, монолог, пересказ, рассказывание по картине, рассказ – описание, рассказывание из личного опыта.

Программа Ушаковой О.С. Струниной Е.М. «Развитие речи детей 3-7 лет» рассчитана на 4 года обучения.

1 год обучения – дети 3-4 лет, младшая группа

2 год обучения – дети 4-5 лет, средняя группа

3 год обучения – дети 5-6 лет, старшая группа

4 год обучения – дети 6 – 7 лет, подготовительная группа.

Занятия на всех периодах обучения  проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия на первом году обучения –  до 15 мин. на втором году обучения –  до 20 мин. на третьем году обучения –  до 25 мин. на четвёртом году обучения –  до 30 мин.

Ожидаемый результат

Первый год обучения (дети 3-4 лет), имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В этот период ребёнок переходит к собственно речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающим, выражения мыслей и переживаний становится язык, а внеречевые формы играют вспомогательную роль. Качественные изменения в речевом развитии детей, связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей   вещей и природных явлений. Необходимость отражения этих отношений и связей в речи побуждает детей  к активному освоению грамматических форм (окончаний, суффиксов, приставок). Расширение социальных контактов заставляет правильно воспринимать слова, стремиться точнее их произносить. Чтобы быть понятным слушателям.

На втором году обучения (дети 4-5 лет) значительно увеличиваются познавательные и речевые возможности детей. Центральным направлением работы по развитию речи детей пятого года жизни является воспитание их инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками, обучение детей формам монолога. Дети приобретают навыки связной речи.  Расширяется их словарный запас, речь постепенно становится грамматически оформленной.

На третьем и четвёртом году обучения (старший дошкольный возраст) дети достаточно свободно владеют родным языком. Это связано с большим опытом детей, развитием их интеллектуальных способностей, умением устанавливать разнообразные связи, легко оперировать имеющимися знаниями. Для детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания. Дети старшего дошкольного возраста активно экспериментируют со словом, видоизменяют его, придумываю новые слова. В этом возрасте ребёнок пользуется речевыми интонационными средствами, способен освоить типичные для языка средства выразительности – эпитеты, сравнения, метафоры. Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста это содержательность и связность речи, развитие выразительности речи, подготовка к обучению чтению.