Психологическое развитие дошкольника

Каждый взрослый человек понимает, насколько важно гармоничное развитие ребенка-дошкольника. Ведь это именно тот возраст, когда малыш с самого рождения постепенно поднимается крохотными шагами на каждую ступеньку своего развития. От того, как будет протекать этот период, зависит будущее ребенка, прежде всего характер, личностные особенности и отношение к окружающим.

Дошкольное детство – самый лучший период, когда у ребенка постепенно формируются определенные навыки, вырабатывается собственная позиция и развиваются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Каждый ребенок индивидуален. Одни дети, познавая мир, становятся более любопытными, активными и общительными. Другие напротив, не проявляют особого интереса к окружающим, они замкнуты, неразговорчивы и предпочитают общество только своих близких родственников. Характерной чертой дошкольников является повышенная чувствительность и эмоциональность, они очень восприимчивы к различным ситуациям. Это проявляется и в игровой деятельности. Ведь основным видом занятий для детей дошкольного возраста является игра.

Игрушки для каждого малыша имеют большую ценность. Играя, ребенок развивается, познает мир, учится чему-то новому. Каждая игра имеет свое значение, поэтому психологи рекомендуют покупать игрушки, учитывая возраст ребенка.

Очень важное место в развитии детей дошкольного возраста занимают родители. Правильное воспитание готовит ребенка к будущей жизни, к обучению в школе, к взаимоотношениям с разными людьми. Немаловажное значение на формирование личности ребенка имеют отношения в семье. В благополучных семьях дети ведут себя подобающим образом, уважают старших, заботятся о младших, хорошо играют с другими детьми, стремятся к новым знаниям.

Дошкольники из неблагополучных семей могут быть агрессивными, недоброжелательными, не умеют дружить, среди них часто вырастают драчуны и задиры. Они могут нагрубить старшим, не желать выполнять просьбы взрослых, в коллективе их недолюбливают. Такие дети бывают неуправляемы, а с приходом в школу пополняют ряды неуспевающих детей.

Любой родитель, имея детей, с раннего детства должен воспитывать в ребенке хорошие качества, объяснять как нужно себя вести в обществе, какое поведение считается неприемлемым. Кроме того, воспитывая своих детей, каждая мама и папа должны обращать внимание на то, как они сами общаются между собой, обсудить общие взгляды и ценности, потому что дети – это «лицо» родителей, и если между родителями нет согласия, ребенка воспитать правильно очень трудно. Поэтому нужно начинать с себя.

Психологическими особенностями дошкольников является развитие двигательной сферы и всех психических процессов (памяти, мышления, речи, воображения). Маленький ребенок опирается на полученный ранее опыт, запоминает, начинает мыслить по-своему, развивая процессы памяти и мыслительные функции. У детей данного возраста хорошо развито воображение, малыши часто любят фантазировать, представляя различные образы. Для передачи информации, дошкольники пользуются речью. С каждым годом они осваивают новые приемы, нормы и правила поведения, учатся общаться с другими детками и взрослыми.

Двигательная активность способствует физическому развитию детей и выражению эмоциональных переживаний. Играя со сверстниками, малыши учатся быть вежливыми, добрыми, отзывчивыми. В этом помогают им ролевые игры, в которых каждый карапуз, подражая взрослым, озвучивает свою роль в игре, что в дальнейшем будет отражаться в социуме.

Ученые выделяют три основные составляющие, влияющие на результаты развития ребенка-дошкольника и становление его личности:

  • - наследственный фактор;
  • - окружающая среда:
  • - воспитательный процесс.

Всем известно, что наследственность – это то, что дети получают от родителей на генетическом уровне: строение тела, задатки, способности, цвет глаз и так далее. Характерные особенности, которые получает ребенок, и делают его похожим на своих родителей. Маленький человечек рождается как биологическое существо, и только пройдя несколько этапов развития, он становится личностью. Как будут проходить эти процессы, во многом зависит от средового окружения и, конечно же, от педагогической направленности взрослых на воспитание ребенка. Окружающая среда – это и природные условия, и социально-государственный строй, общественные отношения и материальное положение. Основу характерологического становления личности составляет воспитание, то есть целенаправленное воздействие на поведение ребенка. Результаты воспитания зависят от различных условий.

Таким образом, дошкольный возраст – это время интенсивного формирования и развития психики на основе тех предпосылок, которые определились в раннем периоде.