Библиотека. Наши статьи. Детский мир

Игры, скороговорки и упражнения для развития речи дошкольников

Для того, чтобы заниматьсяразвитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множествоигр.скороговорок и незамысловатыхупражнений по развитию речи у детей. которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном малыша.

Предложенные намиигры и упражнения по развитию речи ребенка можно использовать не только для дошкольников, но и для совсем крохотных деток, если выбрать подходящий уровень сложности.

Развитие речи дошкольниковв игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим малышом, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений. А если вашизанятия по развитию речи будут регулярными, то вполне возможно, вам не понадобится помощь специалиста —логопеда .

Игры для развития речи * Скороговорки для развития речи * Упражнения по развитию речи

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Игры для развития речи дошкольников способствуют не только непосредственноразвитию речи у детей. но иобщему развитию ребенка. включаяразвитие способностей .Игры для развития речи позволяют малышу научиться сравнивать предметы, явления, способствуют наблюдательности и помогают узнать много нового и интересного их окружающей нас действительности.

ИГРА ДЛЯ ЯЗЫЧКА

Вместе с малышом нужно произносить только выделенные слова. Не огорчайтесь, если у ребенка не все будет получаться с первого раза. Нужно набраться терпения и повторять снова и снова.

На лугу паслась корова –«Му-у-у, му-у-у» .

Летний ветерок подул –«Ф-ф-ф, ф-ф-ф» .

Колокольчик зазвенел –«Динь, динь, динь» .

Стрекотал в траве кузнечик –«Тр-р-р, тц-с-с» .

Еж колючий пробегал –«Пх-пх-пх» .

Птичка маленькая пела -«Тиль-ль, тиль-ль» .

И сердитый жук жужжал –«Ж-ж-ж, ж-ж-ж» .

СКАЗКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА (артикуляционная гимнастика)

Нужно сесть напротив малыша и выполнять действия, произнося соответствующие слова. Ребенок сначала будет наблюдать за вами, а потом постепенно повторять. Только помните про «зеркальность» действий: если вы говорите, что поворачиваете язык налево, то поворачивайте направо, потому что ребенок будет вас копировать.

Жил-был на свете язычок.

Жил он в своем домике-ротике,

Домик то открывался, то закрывался (открыть – закрыть рот) .

Надоело язычку в домике сидеть, решил он на улицу выглянуть (показать язык) .

Посмотрел вверх (положить на верхнюю губу). светит ли солнышко?

Посмотрел вниз (положить на нижнюю губу). нет ли луж, и решил погулять.

Идет, по белым зубкам скачет и поет: ля-ля-ля-ля-ля-ля (рот открыт, язык «танцует» за верхними зубами) .

Вдруг видит, стоит некрашеный забор, решил он его покрасить (язык двигается вперед-назад по небу раз 15) .

Так прошло много времени (сделать часики: язык вправо-влево раз 10-15). настала ночь.

Как раз мимо лошадка шла, она и довезла язычок до дома («поцокать» языком) .

Язычок закрыл ротик-домик и лег спать.

ИГРА "УГАДАЙ ПО ЗВУКУ"

Для этойигры по развитию речи ребенка подойдут любые предметы, способные производить характерные звуки. Всё, что можно бросать, рвать, пересыпать и т.д.

Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы разными предметами. Ребенок должен догадаться, что это за предмет и назвать его, не поворачиваясь. Можно бросать ложку, мяч на пол, рвать бумагу, ударять предметом о предмет, перелистывать книгу и т.д. За каждый правильный ответ — поощрение в виде фишки или звездочки. В этуигру по развитию речи детей можно вовлечь и других малышей. Тогдаигра по развитию речи станет не просто игрой, а игрой-соревнованием.

ИГРА "ЦЕПОЧКА СЛОВ"

Суть этойигры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «кошка». Вы задаёте вопрос:

Что еще бывает разноцветным?

Радуга, платье, телевизор.

Каким еще может быть платье?

Основное правило этойигры по развитию речи дошкольников в том, чтобы к определенному слову добавлять еще одно, дальше к получившемуся словосочетанию — еще одно слово и т.д. Причем каждый раз нужно повторять фразу целиком. Слова можно добавлять не только к концу фразы, но и в начало и в середину — лишь бы общий смысл только прибавлялся деталями.

на небе ярко светило и играло весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;

на небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;