Диагностика уровня речевого развития дошкольников (4-5 лет) Безруковой, Каленковой

Просмотров: 4714

Назначение: тестовые задания предлагаемой методики определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста разработаны с междисциплинарных позиций, что позволяет интегрировать в единое диагностическое пространство множество различных параметров, которые следует учитывать при оценке речи детей. Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон общепсихического развития ребенка.

Возраст: дети дошкольного возраста - 4-5 лет.

Источник: Безрукова О.А. Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста / О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова; худож. Н.Н. Бутусова [и др.]. — М. Каисса, 2008. — 95 с.

Собственно языковое тестирование целесообразно предварить небольшим собеседованием, для того чтобы убедиться, не являются ли возможные ошибки в речи лишь следствием обедненного представления об окружающем мире.

  1. Как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет?

Давай поговорим, как ты проводишь день.

  1. Когда ты завтракаешь? (Утром.)
  2. Когда ты обедаешь? (Днём.)
  3. Когда ты ужинаешь? (Вечером.)
  4. Для чего нужен светофор?
  5. Что нужно делать, если горит красный свет?
  6. Что нужно делать, если горит зелёный свет?
  7. Какое сейчас время года?Когда дети катаются на лыжах, санках и коньках?
  8. Когда птицы вьют гнезда и выводят птенцов?
  9. Кто поздравляет детей с Новым годом и дарит им

подарки?

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный ответ — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 12.

Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня сформированности лексической системности, которая оценивается по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами.

Назови то, что ты видишь на рисунках.

А. Рисунки: санки, цыпленок, полотенце, бусы, замок, автобус, апельсин, земляника, скамейка / лавочка.

Б. Рисунки: шапка, жук, ежик, ножницы, лягушка, душ, шляпа, вишня, шкаф.

В. Рисунки: чашка, очки, чемодан, щетка, котенок,

утенок, щенок, велосипед, щука.

Г. Рисунки: майка, юбка, елка, яблоко, лимон, платье, лестница, самолет.

Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов.

Рисунки: веник, удочка, топор, ножницы, половник, сачок, иголка швейная, лопата, карандаш.

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный ответ — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 9.

Рассмотри рисунки и скажи, что на них изображено.

Рисунки: стул — табурет; варежки — перчатки; кофта—свитер; гнездо — скворечник, автобус — трамвай.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.

Рассмотри рисунки и скажи, что общего между парами предметов, изображенных на них, и чем они различаются.

Рисунки: стул — табурет; варежки — перчатки; кофта—    свитер; гнездо — скворечник, автобус — трамвай.

ОЦЕНКА: правильно указано только общее — 1 балл, правилно указано общее и различия — 2 балла, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.

Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает.

Рисунки: бабушка вяжет носок, мальчик ловит рыбу, девочки подметают пол, мальчик умывается, тетя поливает цветы.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Рассмотри рисунки и покажи: письменный стол, мужские сапоги, железную лопату, женский зонт.

Рисунки: письменный стол, обеденный стол, мужские сапоги, женские сапоги, железная лопата, деревянная лопата, зонт мужской, зонт женский.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.

Какие цветы называют комнатными? Какую куртку называют детской? Какой мяч называют футбольным? Какую лампу называют настольной? Какую обувь называют уличной?

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Послушай предложения и ответь на вопросы:

Если бочку сделали из дуба, какая это бочка, как ее можно назвать?

Если дом построили из кирпича, какой это дом, как его можно назвать?

Если кораблик сделали из бумаги, какой это кораблик, как его можно назвать?

Если варенье сварили из малины, какое это варенье, как его можно назвать?

Если ложку сделали из серебра, какая это ложка, как ее можно назвать?

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Внимательно послушай пары слов, которые я буду произносить, и объясни, почему я их произношу вместе. Пары слов: хлеб — хлебница, сахар — сахарница, корм — кормушка, велосипед — велосипедист, фокус — фокусник.

ОЦЕНКА: адекватный ответ (правильная смысловая связь) — 1 балл, неадекватный (не удалось установить адекватную смысловую связь) — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Закончи предложение: Хлеб хранят в хлебнице, а масло в. Свиньи живут в свинарнике, а куры живут в. Двор убирает дворник, а за садом ухаживает. Сапожник чинит сапоги, а часовщик —. Суп из рыбы — рыбный суп, а суп из мяса —.

ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.

Рассмотри рисунки и скажи, как называются детеныши этих животных. Рисунки: курица, медведь, белка, тигр, корова, собака.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

Рассмотри рисунки и покажи, где: А. куклы, мяч, молотки, ведра, дом. Рисунки: кукла — куклы, мяч — мячи, ведро — ведра, молоток — молотки, дом — дома; Б. чайки над водой, кошка под деревом, птица на клетке.

Рисунки: чайки над водой, чайки на воде, кошка под деревом, кошка на дереве, птица в клетке, птица на клетке.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.

Найди нужную картинку и ответь на вопрос: Чем забивают гвозди? Чем пилят доски? Чем вытирают посуду? На чем дети любят кататься зимой? Из чего делают яблочный сок? В чем люди ходят в холодную погоду? Рисунки: молоток, пила, полотенце, санки, коньки, яблоки, варежки, сапоги.

ОЦЕНКА: правильно (нужная грамматическая форма) — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.

Рассмотри рисунки и скажи, чем они различаются. Рисунки:

Собака залезает (влезает, забирается. ) в конуру — собака вылезает (выбегает, выползает. ) из конуры.

Кошка сидит (находится. ) на стуле — кошка сидит (прячется. ) под стулом.

Птица сидит (живет, находится. ) в клетке — птица сидит (находится, поет. ) на клетке.

Кошка сидит (прячется, находится. ) на дереве — кошка сидит (прячется, находится. ) за деревом.

ОЦЕНКА: адекватный ответ (грамматически правильное употребление предлога и соответствующего окончания существительного) — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.

Послушай предложения и ответь на вопросы. Бабушка читает книгу своим внукам. Кому бабушка читает? Что бабушка читает? Осенью птицы улетают на юг. Когда улетают птицы? Куда улетают птицы? Лена и Катя подарили маме букет васильков. Какие цветы подарили Лена и Катя? Кому подарили цветы?

ОЦЕНКА: правильный ответ на первый вопрос — 1 балл, правильный ответ на второй вопрос — 1 балл. Максимальное количество баллов — 6.

Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фонологических навыков и умений. Эта оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, фонетического и просодического оформления речи.

Повтори слоги с различным ударением: Та-та-та, Та-та-та, Та-та-та; Ля- ля-ля, Ля-ля-ля, Ля-ля- ля.

ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.

Повтори это предложение за мной с разной интонацией.