Развитие речи дошкольников в театрально-игровой деятельности

Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности.

Педагог М. Р. Львов в своем труде «Основы теории речи» писал: «… чтобы научиться говорить, надо говорить», т. е. необходимо, чтобы ребенок обладал определенной речевой активностью. Компонентами речевой активности, по мнению автора, являются: а) быстрота речевых реакций в диалоге, разнообразных ситуациях, б) выбор игр, увлечений, связанных с речью: заучивание и чтение стихов наизусть, детский театр и пр. ; в) быстрота и точность выбора слов, а также элементов содержания речи – фактов, лиц, сюжетов. Условиями развития речевой активности выступают: а) общая активность ребенка, его коммуникабельность, доброе расположение к близким людям, инициативность; б) умение преодолевать скованность, застенчивость.

При решении проблем речевого развития, при поиске эффективных технологий и методик развития я решила связать игру и театр. По мнению известного педагога А. П. Усовой (1898-1965) «Игра – доступная каждому ребенку деятельность – служит и своеобразным общим языком для всех детей… ». Педагог Д. В. Менджерицкая (1899-1977) высказывалась так: «Игра – обязательный спутник детства. Каждый ребенок испытывает потребность в игре и с увлечением отдается ей. В игре проявляется и формируется личность ребенка». Про значение театра для детей высказывался замечательный режиссер и актер К. С. Станиславский: «Что такое театр? Это лучшее средство общения людей, для понимания их сокровенных чувств. Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребенка… »

Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов – Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой.

Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребенка. Исследование, проведенное Г. А. Волковой по логопедической ритмике, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи и др. При этом было отмечено, что интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и xyдoжecтвeннo-peчeвyю деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, сочинение, исполнение песен от лица персонажей, их инсценирование, приплясывания, напевание и т. д.) .

Дети-дошкольники, как правило, всегда рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие сценки при помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных представлениях, дети знакомятся с окружающим миром, через образы, краски, звуки, обогащая свой внутренний мир.

Актуальность. Театрализованная деятельность является огромным стимулом для развития и совершенствования речи, она помогает развивать связную и грамматически правильную речь в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности.

Это неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, создает положительный настрой, снимает напряжение и раскрывает творческий потенциал ребенка. Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуком.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка всегда имеют нравственную направленность

Основная цель. создание атмосферы творчества и доверия для развития речи детей.

Для ее реализации были определены следующиезадачи:

а) воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников;

б) формировать и углублять базовые навыки устной речи, как ведущего средства общения и познания;

в) закреплять умение согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру) ;

г) создать развивающую среду, побуждающую ребенка к активной театрально-игровой деятельности;

д) развивать конструктивное взаимодействие с семьями воспитанников.

Следует выделить некоторые принципы:

а) доступности - характер и объем знаний соответствует уровню развития и подготовленности детей;

б) интегративности, характеризующейся связью театрализованной с другими видами деятельности (речевой, художественной, познавательной, социально-коммуникативной и др.)

в) свободы и самостоятельности, позволяющей подражать, создавать, выбирать мотивы и способы действия;

г) обеспечения эмоционально-психологического комфорта для детей, уважения к личности каждого ребенка.

Ожидаемые результаты:

а) повышение темпа развития речи в целом за счет включения дошкольников в творческую деятельность;

б) позитивное взаимодействие детей в коллективе, правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;

в) речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности;

г) интерес детей к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях.

Формы организации: а) специально организованная работа педагога с детьми; б) игра в процессе свободной самостоятельной деятельности детей.

Содержание театрализованной деятельности включает в себя следующие блоки:

а) активизация деятельности детей: упражнения для социально-эмоционального развития детей, упражнения на развитие мимики, коррекционно-развивающие игры;

б) активизация компонентов речевой деятельности: упражнения для дикции (артикуляционная гимнастика, для развития интонационной выразительности, логоритмика, пальчиковый игротренинг;

в) активация речи в разных видах деятельности: чтение художественной литературы, просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры-драматизации, репетиции над ролью и разыгрывание сказок, игры-превращения, знакомство с текстом, жестами, мимикой, движениями, костюмом, декорациями, праздники, развлечении, посильна помощь в изготовлении атрибутов.

Формирование предметно-развивающей среды, которая должна обеспечить право ребенка на театрализацию любимого произведения: оборудование театральной ширмы для показа кукольного театра, сундучка для игр с ряжением, разные виды театров (пальчиковый, варежковый, настольный, теневой и др. маски для игр-драматизаций, оборудование речевого уголка. Для развития творчества поместила разный бросовый материал, ткани. Учитывая полоролевые особенности детей разместила материалы, отвечающие интересам как мальчиков, так и девочек.

Взаимодействие с родителями: это театрализованные представления для родителей на праздниках и развлечениях; педагогическое просвещение по проблемам речевого развития, театрализованной деятельности дошкольников, посильная помощь родителей в создании костюмов, декораций, атрибутов.

Таким образом, работа по развитию речи детей через театрально-игровую деятельность будет эффективной, если ее проводить систематически, планомерно, творчески.

Ребенок, умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои мысли и желания и эмоции, является самобытной, культурной и творческой личностью.