Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте

Производительные виды деятельности, как и игра, имеют моделировочный характер В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми; в продуктивной деятельности, моделируя предметы окружающего мира, она приближается аеться к созданию реального продукта, в котором представления о предмете, явления, ситуации приобретает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемные изображенияі.

Детская изобразительная деятельность направлена. на отражение окружающей действительности

Для изобразительной деятельности характерно художественно-образное начало В отличие от образов восприятия и памяти художественный образ максимально субъективен и отражает определенные свойства личности его авт тора К изобразительной деятельности принадлежат рисование, лепка, аппликация, их взаимосвязь прослеживается в выразительных средствах (форма, линия, объем), которые используют при создании продукта декор ивне рисование, аппликация и лепка предусматривают использование цветовой гаммы и гармонии, сюжетное - композицийції.

Реальный мир ребенок отражает не механически Этот процесс является сложным, обусловленным психическим развитием ребенка, его возрастными и индивидуальными особенностями, условиями жизни, воспитанием, обучением самых насущных вишою психологической особенностью изобразительной деятельности является ее творческий, продуктивный характер, использование не только имеющихся предметов, но и создание определенного продукта путем реализации замысла, возникшего у младенцевни.

Замысел продуктивной деятельности воплощается посредством изобразительных средств Усваивая эту деятельность, ребенок учится выделять в реальном предмете стороны, которые могут быть отображены ней Итак, в признаки и качества предметов являются опорными точками в познании ребенком действительности У дошкольника формируется умение вариативно использовать выразительные средства и орудия, он постепенно овладевает обобщенные сп лица изображения объектов окружающей миріту.

Рисование и стадии его развития в дошкольном возрасте

Виды изобразительной деятельности дошкольника разнообразные Особое место среди них принадлежит рисованию, в котором проявляется личность ребенка и которое существенно влияет на формирование этой личности Феномен н детского рисунка заключается в его ценности для ребенка, его родителей, специалистов в области дошкольного образования Для ребенка рисунок является формой и средством коммуникации с другими людьми и сверстниками, ее самовыражения м, самоутверждением, а также своеобразной картиной мира, для родителей - это путь к взаимопониманию с ней и гармонизации семейных отношений, для специалистов по дошкольному образованию, педагогов и психологов - матриц я внутреннего мира, развития всех сфер личности ребенка, его социологизации, Я-концепцииції.

Благодаря изучению детского рисунка взрослый открывает путь к диалогу с ребенком, развивающего общения с ней Рисунок представляет ребенка в социуме как компетентный и успешно социализированы, положительно (не егативно) настроенную личностьь.

В рисовании ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира и в определенной степени уровень этого познания Чем лучше у него развита восприятия, наблюдательность, чем шире запас представлений, тем пов внише и точнее она отражает действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее ее рисунки Дошкольник в своей изобразительной деятельности отражает такие специфические особенности своего мышления, как ко нкретнисть, образность Его изобразительная деятельность связана не только с отдельными психическими функциями (восприятие, память, мышление, воображение), но и с личностью в целом В ней проявляются интересы, темп ерамент, некоторые половые различия ребенка: мальчики любят рисовать транспортные средства (машины, корабли, поезда, самолеты), тяготеют к динамическим построений; девочки - дома, природу, используют в своем рисунке орнаментальное и декоративное оформление, украшенийраси.

Особенностями детского рисунка являются:

- схематизм: изображая человека, дети часто рисуют \"головоногие\" (голову, руки, ноги); схематично изображают они и другие предметы;

- \"прозрачность\" предмета: рисуя дом, ребенок изображает его одновременно как бы из нескольких точек зрения (стены, крыша, забор, люди, мебель - через \"прозрачные\" стены);

- несовершенное изображение динамики предметов: дети, особенно младшие дошкольники, используют для этого звукоподражания, жесты, от моторной динамики, прежде непроизвольной, постепенно переходят д к зрительной, изобразительной, а также изображения перспективы, соразмерности отдельных частей предмета тощ.

При отсутствии целенаправленной работы по развитию изобразительной деятельности детей, эти особенности можно наблюдать в их рисунках и в конце дошкольного детства

На качество рисунка влияет на здоровье, физическое и психическое состояние ребенка Характерные особенности имеют рисунки детей с больной психикой Например, рисункам детей, больных шизофренией, присущие незавершенного енисть в изображении предметов и действий, резкая деформация форм, увеличение анатомических частей, диспропорция, геометризация, смешанная проекция, необычная тематика, патологическое влечение к изображению определенных пре дуете, парадоксальное изображения героев сюжета и др. Поэтому специалисты нередко используют детский рисунок в диагностировании ее здоровьев'я.

В своем развитии детский рисунок преодолевает следующие стадии:

1) лишение смысла штрихов Ими ребенок еще не пытается выразить что-то конкретное, а лишь воспроизводит действия взрослого;

2) бесформенность изображений (начало 3-го года жизни) Ребенок уже стремится выразить на бумаге определенный образ, однако ей не хватает творческих сил, поэтому без помощи \"художника * трудно определить содержание нарисовано огоаного;

3) \"схематичность изображения\" (4-5-й год жизни) В ней выделяют этапы, которые зависят от наполнения примитивных схем существенным содержанием Например, сначала малыш изображает человека упрощенно, из двух частей (головы и опоры), и постепенно он включает в рисунок новые части человеческой фигуры, прежде туловище и рукиулуб і руки;

4) правдоподобие изображений, для которой характерны постепенный отказ ребенка от схемы, первые попытки воспроизвести подлинный облик предметов Однако, как и раньше, все рисунки являются в основном контурами предметом етив, с присущей им \"непропорциональностью\" и \"прозрачностью\" Однако в этих рисунках уже налицо перспектива Хотя детские рисунки на этой стадии еще несовершенны, художественно не одаренный ребенок редко самостоятельно пи днимаеться на следующую ступень его развития Только получая наставления взрослых о способах совершенствования рисунка, она выходит на новый уровень изобразительной деятельностибражувальної діяльності;

5) точность изображений На таких рисунках не только ребенок знает, что изображено, но и те, кто без ее комментариев рассматривает их

По утверждению исследователей (О Смирнов), невозможно проследить четкую зависимость стадий художественного творчества от возраста ребенка, поскольку значительную роль играют его индивидуальная одаренность, влияние доступны их для нее образцов изобразительной деятельности Несмотря на то, просматривается такая тенденция: 6-летние дети \"дают сплошь чистую схему\", которая постепенно исчезает на границе 11-летнего возраста, уступая место доскон Алиша способам изображения правдоподобный рисунок появляется после 13 рокисля 13 років.

Во многих исследованиях выделяют также дозоб-ражувальний и изобразительный этап развития детского рисунка стадии каракулей, следующей интерпретации, рисунки с примитивной изобразительностью, схематы ични рисунки Детей, которые предпочитают рисованию предметов и развернутых сюжетов, называют \"коммуникаторами\" и \"визуаторамы\" (Л Обуховаами" (Л. Обухова).

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter