Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению   активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.  Основной задачей работы педагогов дошкольного учреждения является развитие личности дошкольника,   готовности его к школьному обучению.

Проблема развития  ребенка, подготовки его к школе,  сложна и актуальна, ее развитие неразрывно связано с процессом формирования познавательного интереса у дошкольников.

Что же мы вкладываем в понятие   «познавательный интерес»?

Познавательный интерес – это потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием  интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности.

Исследования педагогов и психологов показывают, что при наличии  интереса познавательная деятельность  у детей дошкольного возраста,   протекает более интенсивно, плодотворно. Дети меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью.

Развитие познавательного интереса является первостепенной задачей умственного воспитания дошкольников.

Познавательный интерес – важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с окружающим миром и не является изначально присущим человеку от рождения. Также можно сказать, что познавательный интерес – избирательная направленность человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека и его познавательные возможности. Развитие познавательного интереса – сложный процесс. Он имеет свои направления, закономерности и особенности, которые необходимо знать и учитывать педагогу в работе с дошкольниками.

В процессе обучения детей дошкольного возраста познавательный интерес является средством обучения –  т. е  как средство привлечения внимания к обучению, активизации мышления детей, как средство, заставляющее ребенка волноваться, переживать, увлеченно работать. В этом случае можно говорить о занимательности обучения.

Назначение «занимательности обучения» состоит в следующем:

  • первоначальный толчок к познавательному интересу;
  • опора для эмоциональной памяти, средство для запоминания;
  • своеобразная «разрядка» напряженности на занятии, средство переключения эмоций, внимания, мыслей;
  • средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей.

Познавательный интерес выступает и как мотив учебной деятельности. Для образования мотива в старшем дошкольном возрасте уже недостаточно внешних воздействий (занимательности). Мотивы должны опираться на потребности самой личности: лишь то, что для самой личности представляет необходимость, ценность, занимательность, закрепляется в мотиве. Мотив заставляет ребенка интересоваться тем или иным не только в рамках учебной деятельности, но и за их пределами.

В работе над  развитием познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать следующие факторы:

  • создание благоприятного психологического климата в детском саду, группе;
  • обеспечение эмоционального комфорта, педагогической защищенности каждому ребенку;
  • стимулирование включение ребенка в деятельность (игровую, познавательную, личностную, практическую);
  • включение в познавательную деятельность различные виды восприятия (зрительные, тактильные, слуховые, вкусовые).

Развитие познавательного интереса у  дошкольников   возможно при наличии в дошкольном учреждении (группе) развивающей среды.

Дети очень восприимчивы к окружающему и поэтому вся обстановка детского сада (группы) имеет большое развивающее значение. При внешней пассивности окружающие  предметы активно воздействует на детей. В процессе взаимодействия с  объектами окружающего мира  дети  узнают о назначении вещей, сравнивают между собой игрушки, обращают внимание на их форму, размер, цвет, материал, пропорции.

Нельзя говорить о полноценном развитии ребенка – дошкольника, если его окружающая обстановка примитивна и хаотична, и он не получает от взаимодействия с ней позитивную информацию. С помощью развивающей среды можно изменить активность детей, влиять на их эмоциональное состояние, а можно мешать проявлению фантазии, развитию индивидуальности, отрицательно влиять на взаимоотношения детей друг с другом, на процесс обучения. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы каждый предмет в группе являлся органичной частью развивающего пространства, стимулировал активность детей (игрушки, в том числе полифункциональные, карандаши, бумага…находились в доступных для детей местах). В группе должны быть созданы условия, позволяющие каждому ребенку самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство; должны быть выделены зоны для познавательных, сюжетно – ролевых и театрализованных игр, зоны для чтения и наблюдения за живой природой и др.

Предметная среда способствует  развитию познавательного интереса ребенка только в том случае, если он:

  • увлечен изучаемым материалом;
  • стремится выполнить разнообразные, особенно сложные задания;
  • проявляет самостоятельность в подборе средств, способов действий в достижении результатов;
  • обращается к воспитателю с вопросами, характеризующими их познавательный интерес.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в большой мере зависит от воспитателя, поэтому к  нему предъявляются особые требования:  воспитатель должен быть не только профессионалом, но и развитой личностью. Так, например, К.Д. Ушинский, в свое время отмечал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером  можно образовать характер».

Воспитатель, как личность, состоится в том случае, если он:

  • делает все для того, чтобы укрепить в каждом ребенке веру в свои силы;
  • развивает  у них чувство собственного достоинства;
  • развивает творческие силы детей;
  • поощряет их за продвижение;
  • не ослабляет деятельности детей недоверием, негативными оценками;
  • использует приемы, способствующие двигательной энергии.

Если дети любят и доверяют педагогу, то они считают, что она самая красивая, рисуют себя рядом с ней и делают только так, как она сказала.

Большое значение имеет и профессиональное мастерство педагога, который должен знать,  что до тех пор, пока побудитель деятельности будет исходить от него (педагога), а не будет опираться на «внутреннюю» среду ребенка, развитие познавательного интереса будет ситуативным. Только те знания ценны, которые добыты своим трудом! Педагог не должен давать готовых знаний, образцов, определений. Он должен:

  • стимулировать каждого ребенка на их поиск,
  • создавать проблемные ситуации, в которых ребенок мог бы использовать свой прошлый опыт,
  • организовывать поисковую деятельность,
  • ставить простейшие опыты,
  • формировать умение спрашивать, наблюдать.

Таким образом, показателем познавательного интереса  будет, если дети:

  • думают (анализируют, обобщают, доказывают);
  • удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне;
  • внимательны, целеустремленны, настойчивы, проявляют волю;
  • фантазируют (предвосхищают, создают новые образы).

Сильнейшим побудителем развития познавательного интереса дошкольников является внешняя привлекательность наглядного материала, использование игровых приемов в образовательном процессе:

  • внесение дидактической игрушки, сказочного персонажа, игровых атрибутов;
  • коллективных форм выполнения заданий, путешествий, КВН, конкурсов смекалистых, игр – соревнований, головоломок.

Поддерживают у детей интерес к деятельности:

  • художественное слово (сказки, рассказы, стихи, прибаутки, загадки, пословицы),
  • выражения («Следите за моей мыслью!», «Продолжи мою мысль», «Обратитесь к своей – копилке – памяти», «Завяжите узелок на память»).

В этом случае задача воспитателя не просто  познакомить с художественным произведением, но и обратить внимание, для чего нужны эти знания, где их можно применить.

Действенным приемом развития познавательного интереса у дошкольников является умело поставленный вопрос, заставляющий думать, размышлять, находить. Вопросы можно сгруппировать по цели взаимодействия.

  • познания приемлемы следующие вопросы: соотнесите, перечислите, сформулируйте, назовите, вспомните, опишите;
  • понимания – расскажите своими словами, опишите, что вы чувствуете, объясните смысл.

С целью развития способности применять полученные знания: объясните для чего, откуда это взялось.

Для развития мыслительных процессов: объясните причину, сравните, расположите по порядку, объясните, как и почему, что произойдет, если, а есть ли другая причина.

Для анализа деятельности: приятно ли тебе было работать, интересно ли тебе было работать, а вы хотите узнать, понравилось ли (мне, герою, персонажу) с вами заниматься, что вы думаете о…

Для осуществления полноценного развития познавательного интереса у дошкольников необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи.

Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому принцип сотрудничества с семьей необходимо рассматривать в двух направлениях:

1. Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс дошкольного учреждения.

Для решения задач данного направления в детском саду используются следующие формы работы:

  • организация выставок, конкурсов совместного творчества детей и родителей;
  • семейные праздники  и развлечения, проводимые в группе за самоваром  и домашней выпечкой;
  • оформление уголков для родителей, где родители могут получить информацию об особенностях развития ребенка;
  • совместный труд родителей, детей, воспитателей.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

С этой целью в детском саду проводятся:

  • родительские собрания,  на которых  воспитатели подбирают темы интересные и полезные для родителей;
  • консультации, семинары – практикумы, игровые тренинги;
  • функционирует клуб для родителей «Родничок», где мамы и папы могут поделиться своими проблемами, достижениями в развитии ребенка, ощутить себя на месте ребенка в процессе специально организованных игр.

Комплексная работа по развитию познавательного интереса у дошкольников способствует качественной подготовке их к школе, формированию умения использовать свои знания в жизни. Такие дети способны к нестандартному, творческому решению поставленных задач, они востребованы в обществе.