Развития навыка чтения у дошкольников

Чтение помогает ребенку видеть и познавать мир, посредством чтения детей воспитывают и развивают.

Навык чтения – это база для дальнейшего обучения других школьным предметам.

Успешное овладение навыком чтения – это один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи). Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков.

Основные методики чтения были разработаны К.Д. Ушинским. Он рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое мы должны показать детям ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали».

Если сформирована техника чтения, то момент понимания уходит, возникает механическое чтение. Изучение грамотности чтения - это прежде всего изучение процесса понимания текста. Согласно статистики 55% старших школьников не понимают того, что читают. Поэтому в наше время учителя очень озабочены вопросом научить детей вникать и понимать прочитанное, а не только научить их механическому чтению.

У ребенка, овладевающего чтением, вначале возникает потребность научиться читать, т.е. освоить сам процесс чтения. После того как он усвоил механический прием чтения, ему уже интересно узнать какой смысл кроится за прочитанными словами. По мере развития чтения, мотивы усложняются.

Очень важно правильно выбрать методики по обучению чтению.

Основные подходы к выбору методики обучения чтению:

  • Фонетический подход
  • Лингвистический метод
  • Метод целых слов
  • Метод целого текста
  • Метод Зайцева.

Фонетический метод - это система обучения чтению, которая основана на алфавитном принципе. Это соотношение между буквами или группами букв, а также их произношением. Когда ребенок накапливает достаточные знания, он переходит сначала к слогам, потом к целым словам.

Лингвистический метод. Лингвистика это наука о природе и о строении языка. Часть ее используется при обучении чтению. Дети приходят в школу с большим запасом слов, и это метод предлагает начинать обучение на тех словах, которые часто используются, а также на тех, которые читаются так, как пишутся. Именно на примере последних ребенок усваивает соответствия между буквами и звуками.

Метод целых слов. В данной методики детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этой методики не учат буквам, и звукам. Ребенку просто показывают слово, и просят это слово произнести. После того как ребенок выучил 50-100 слов, ему уже дают текст. В России этот метод известен под названием – метод Глена Домана.

Метод целого текста. Этот метод схож с методом Домана, но больше он апеллирует к языковому опыту ребенка. Как работает эта методика? Например, дается книга с увлекательным сюжетом. Ребенок читает, встречает незнакомые слова, о смысле которых ему нужно догадаться с помощью контекста или иллюстраций. В данное методики поощряется не только само чтение, но и составление рассказа по этим картинкам. Связь между буквами и звуками устанавливается в процессе чтения, неявным путем.

Метод Зайцева. Николай Зайцев обучает детей чтению по складам. Склад это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Склады Зайцев в его методики пишутся на гранях кубиков. Кубики Зайцева отличаются по цвету, размеру и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, а также звонкими и мягкими. С помощью кубиков со складами, ребенок составляет слова. Методика Николая Зайцева относится к фонетическим методам, ведь склад это или слог, или фонема. Ребенок учится читать сразу по фонемам, получает понятие о буквенно-звуковых соответствиях, так как на гранях кубиков он встречает не только склады, но буквы «поодиночке».

Занятия можно проводить с группой из 3-4 детей, которые испытывают трудности в чтении, в форме веселых соревнований: кто правильнее и успешнее выполнит задание? Занятия лучше всего проводить ежедневно. Занятия должны проводится не более 5-10 минут.

Если вы решили научить ребенка читать. Обучение чтению, в большинстве случаев, начинается с изучения букв. Остается вопрос в какой последовательности их учить.

Главным фактором на начальной стадии обучения чтению по складам является твердое знание ребенком десяти букв, которые обозначает гласные звуки. В виду того что важно знать не менее десяти гласных для полноценного чтения, чтобы ребенок не «спотыкался» на каждом слоге, была разработана игровая методика по быстрому изучению гласных. В основе этой методики положен принцип многократного показа и синхронного озвучивания группы символов с постепенной частичной их заменой, данный принцип был предложен выдающимся педагогом Гленом Доманом. Данная задача облегчается тем, что в русском языке гласные образуют пары, которые рифмуются:

А – Я, О – Ё, У – Ю, Ы – И, Э – Е.

Многократный показ можно закрепить играми.

Благодаря данной методики – за пять уроков ребенок получает твердое знание десяти гласных. Знание ребенком всех гласных нужно довести до автоматизма.

Раннее обучение дошкольников - избранные игры и тренинги