Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Общение взрослых и детейКультурная языковая средаОбучение родной речи на занятияхХудожественная литератураРазличные виды искусства

ОБЩЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ

Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М.И.Лисина)

ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СО ВЗРОСЛЫМИ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

1. ситуативно-личностная (непосредственно-эмоциональная)

2. ситуативно-деловая (предметно-действенная)

3. внеситуативно-познавательная

4. внеситуативно- личностная

КУЛЬТУРНАЯ ЯЗЫКОВАЯ СРЕДА

Подражая речи окружающих, дети перенимают не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но и ошибки, которые встречаются в их речи. Требования к речи педагога: содержательность, точность, логичность, правильность,выразительность, эмоциональная насыщенность, знание и соблюдение правил речевого этикета, уместное использование невербальных средств общения (мимики, жестов, пантомимики).

ОБУЧЕНИЕ Обучение - это целенаправленный, систематический и планомерный процесс, при котором под руководством воспитателя дети овладевают определенным кругом речевых навыков и умений. Важнейшей формой организации обучения речи и языку являются специальные занятия, на которых целенаправленно решаются задачи речевого развития детей.

Значение занятий по развитию речи:на занятиях решаются задачи из всех разделов программыразвиваются те навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности 3. занятия помогают реализовать возможности речевого развития в дошкольном детстве - самом благоприятном периоде для овладения языком4. на занятиях внимание ребенка фиксируется на определенных языковых явлениях, в то время как в повседневной жизни работа над каким-либо речевым дефектом не может дать желаемого результата5. в детском саду, по сравнению с семьей, наблюдается дефицит речевого общения с ребенком. Методически правильно организованные занятия помогают компенсировать этот дефицит

ВИДЫ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИа) в зависимости от ведущей задачи:- занятия по формированию словаря (осмотр помещения, ознакомление со свойствами и качествами предметов) - по формированию грамматического строя речи (образование сущ. мн. числа род. падежа) - занятия по воспитанию звуковой культуры речи (обучение правильному звукопроизношению) - занятия по обучению связной речи (беседы, рассказывание) - занятия по ознакомлению с художественной литературой

б) в зависимости от применения наглядности:занятия с применением предметов реальной жизни, наблюдения явлений действительности (рассматривание предметов, экскурсии и т.д.)-занятия с применением изобразительной наглядности: с игрушками (рассматривание, рассказывание по игрушкам), картинами (беседы, рассказывание, дидактические игры)-занятия словесного характера, без опоры на наглядность (обобщающие беседы, художественное чтение и рассказывание, пересказ, словесные игры)

в)в зависимости от этапа обучения: - речевой навык формируется впервые (совместное рассказывание, образец рассказа) - речевой навык автоматизируется (план рассказа, его обсуждение).г)в зависимости от количества участников: -фронтальные (со всей группой)-индивидуальные.

д)в зависимости от дидактических целей: -занятия по сообщению нового материала-по закреплению знаний, умений, навыков-по обобщению и систематизации знаний-итоговые или проверочные-комбинированные (смешанные)

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ТЩАТЕЛЬНАЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬ-НАЯ ПОДГОТОВКАК ЗАНЯТИЮ

СООТВЕТСТВИЕМАТЕРИАЛА ЗАНЯТИЯВОЗРАСТНЫМВОЗМОЖНОСТЯМУМСТВЕННОГОИ РЕЧЕВОГОРАЗВИТИЯДЕТЕЙ

ВОСПИТАТЕЛЬ-НЫЙ ХАРАКТЕРЗАНЯТИЯ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙХАРАКТЕР ЗАНЯТИЯ

ЧЕТКАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

ОПТИМАЛЬНОЕСОЧЕТАНИЕКОЛЛЕКТИВНЫХ И ИНДИВИДУАЛЬ-НЫХ ФОРМ РАБОТЫ

ПРАВИЛЬНАЯОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЯ

УЧЕТРЕЗУЛЬТАТОВ ЗАНЯТИЯ

СВЯЗЬ ЗАНЯТИЯ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙРАБОТОЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

НАГЛЯДНЫЕ:НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ(метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральныхпредметов)2. ОПОСРЕДОВАННЫЕ (с использованиемизобразительной наглядности: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам)

ПРАКТИЧЕСКИЕ:дидактические игры, игры-драматизации,инсценировки,пластические этюды,дидактические упражнения,хороводныеигры

СЛОВЕСНЫЕ:чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

РЕПРОДУКТИВНЫЕ: воспроизведение готовогоречевого материала(метод наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ,заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, дидактические игры)

ПРОДУКТИВНЫЕ:создание собственныхсвязных высказываний(обобщающая беседа, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания)

ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

НАГЛЯДНЫЕ:показ иллюстраций,показ положения органов артикуляциипри обученииправильному произношению

СЛОВЕСНЫЕ:речевой образец,повторноепроговаривание,объяснение,указание,оценка детскойречи, вопрос

ИГРОВЫЕ:игровой персонаж,сюрпризный момент, разные виды игр

ПРЯМЫЕ (объяснение, речевой образец, указание)КОСВЕННЫЕ (напоминание, реплика, подсказ)

В педагогической практике все приемы используются комплексно в зависимости от задач, содержания занятия, уровня подготовленностидетей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

СЛОВЕСНЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Речевой образец - правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми (должен быть доступным, четким, громким, произноситься неторопливо). Повторное проговаривание – преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.Объяснение - раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия ( н-р, для объяснения правил и действий в дидактических играх).Указания - разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата (обучающие, организационные и дисциплинирующие. Оценка детской речи - мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности.

СЛОВЕСНЫЕ ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ Вопрос – словесное обращение, требующее ответа

ОСНОВНЫЕ:РЕПРОДУКТИВНЫЕ(КОНСТАТИРУЮЩИЕ)КТО? ЧТО?КАКОЙ? ГДЕ? КАК?2. ПОИСКОВЫЕПОЧЕМУ?ЗАЧЕМ?ЧЕМ ПОХОЖИ?

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ:НАВОДЯЩИЕПОДСКАЗЫВАЮЩИЕ

Вопросы должны быть четкими, целенаправленными, соответствовать возрасту детей, выражать основную мысль.Следует избегать неконкретных вопросов (какая корова?)

СПАСИБО! МОЛОДЦЫ!

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.