Тема 8 Психологические особенности игровой деятельности в дошкольном возрасте

1 Развитие игры у ребенка до 3-х лет

2 Особенности сюжетно-ролевой игры дошкольника

21 Природа сюжетно-ролевой игры дошкольника

22 Понятие о сюжете и содержание сюжетно-ролевой игры

23 Роль и игровые действия дошкольника как центральный компонент сюжетно-ролевой игры

24 Значение игровых предметов для обеспечения мнимой ситуации у

25 Взаимоотношения дошкольников в игре

3 Классификация детских игр Характеристика творческих игр дошкольника

4 Характеристика детских игр с правилами

1 Артемова Л В Учись играя Окружающий мир в дидактических играх дошкольников - М. Томирис, 1995 - 112 с

2 Басов М Я избран психологические произведения / Под ред

B Н Мясищева, В С Мерлина - Педагогика, 1975 - 432 с

3 Гаспарова Е Ведущая деятельность дошкольного возраста / / Дошкольное воспитание - 1987 - № 7 - С 45-50

4 Запорожец А В Избр психол труды в 2 т - М: Педагогика, 1986

5 Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте М 1 Материалы межд научно-практической конф - М: Прометей, 1995 - 96 с

6 Леонтьев А Н Психологические основы Дошкольное игры / / Избр психолог произведения: В 2-х т - М: Педагогика, 1983-Т 1 - С 303-323

7 Люблинская Г О Детская психология - М. Высшая школа, 1974 -

C 89-97

8 Михайленко Н, Короткова Н Взаимодействие взрослого с детьми в игре / / Дошкольное воспитание - 1993 - № 3 - С 15, № 4 - С 18-23

9 Мухина В С Игрушка как средство психологического развития ребенка / / Вопросы психологии - 1988 - № 2 - С 123-128

10 Островская Л Ф Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников - М: Просвещение, 1990 - 160 с

11 Проблемы Дошкольное игры: Психолого-педагогический аспект / Под ред Н Поддъяков, Н Я Михайленко - М: Педагогика, 1987 - 192 с

12 Репина Т, Гостюхин О Самостоятельные игровые объединения / / Дошкольное воспитание - 1984 - № 2 - С 43-46

13 Смирнова Е О Психология ребенка от рождения до 7 лет-М: Школа-Пресс, 1997 - С 197-211, 236-257

14 Усова А П Роль игры в воспитании детей / Под ред АВЗапорожца - М: Просвещение, 1976 - 96 с

15 Урунтаева Г А Дошкольная психология - М: Изд Центр \"Академия\", 1997 - С 64-86

16 Эльконин ДБ Психология игры - М: Педагогика, 1978 -304 с

1 Развитие игры у ребенка до 3-х лет

протяжении всего дошкольного детства игра составляет важное условие развития психики и личности ребенка От того, как взрослый организует этот первый вид деятельности ребенка зависит успешность формирования личности ребенка Поэтому глубокие знания психологических закономерностей игровой деятельности - важная составляющая профессиональной подготовки воспитателей дошкольных учрежденийду.

Появление игры в жизни дошкольника обусловлено социальной ситуацией его развития Сложность современного производства определяет длительную подготовку подрастающего поколения к включению в трудовую деятельность В п первобытном обществе, когда маленький ребенок уже с одного-трех лет могла помогать взрослым по хозяйству, игра как вид деятельности отсутствоваланя.

Потребности ребенка в игре разные исследователи объясняли по-разному Так, теория Шиллера-Спенсера рассматривала основой потребности в игре \"избыток сил\" ребенка, его естественное стремление к активности Игра как отдых с с целью восстановления физических сил ребенка появляется в теории Лацаруса Известный исследователь игры Карл Гросс обращал внимание на биологическую целесообразность игры как средства тренировки органов и функций и подготовки их к будущей неигровой деятельности [11, с 390і [11, с. 390].

Специфической особенностью игры является ее процессуальность Исследователи рассматривают его и как атрибут игры (К Бюлер, М Я Басов), и как характеристику игрового мотива, который \"состоит не в результате действия, а в самом о оцеси \"[11, с 477] время процессуальность отмечаются и познавательная мотивация, и побуждения к творчеству Из этого следует, что игровая, познавательная и творческая мотивация имеют общую основу, а именно - субъективную ценность процесса деятельности В дошкольном возрасте игра в различных формах выступает основой открытие ребенком про-цесуальности как обобщенной характеристики деятельности, содержащий \"свой мо тив бы в себе \"(О М Леонтьев у собі" (О. М. Леонтьєв).

протяжении дошкольного детства ребенок овладевает такими разновидностями игры, как предметно-манипулятивная (1-3 года), сюжетно-ролевая (3-7 лет), конструктивная, строительная, дидактическая, подвижная, игра с прави Илам.

Предметно-манипулятивная и сюжетно-ролевая игры выступают в соответствующих возрастных периодах ведущими

Этапы развития игровой деятельности в раннем детстве исследованы в трудах психологов Ф А Фрадкин, Н Палагин, С В обрат-Гино, С Л Новоселова, Н Я Михайленко и др.

Предпосылки предметно-манипулятивной игры состоят в как-лячому возрасте на основе развития у ребенка манипуляций с предметами и познавательных мотивов Игровые действия младенца тесно переплетается с первыми и шагами на пути познания действительности Исследователи выделяют ознакомительный и отображающей этапа в развитии игровых действий младенца Сначала ребенка привлекают яркие, необычные, блестящие предметы в своем окружении И она манипулирует ими, чтобы рассмотреть, ознакомиться В этом заключается смысл ознакомительных игровых действий младенцеввляти.

С полгода и до полутора лет возникают отображающей предметно-игровые действия Ребенок начинает выделять в игрушках определенные свойства, связывать свои действия и их результат, в котором проявляется та или иная свойство предмета: если нажать на резиновой зайчика, то он \"разговаривает\", если толкнуть мячик, он катится, а с коробочкой такого результата не получишь Таким образом с помощью собственных действий ди тина учится выявлять свойства предметов, по-разному действует с различными игрушками, предусматривая на основе предыдущего опыта их физические свойства Содержанием отображающей предметных игровых действий детей выступает манипулирования с различными предметами, направленное на выявление и подтверждение их свойств Так, ребенок составляет и разбирает матрешку или пирамидку, мнет и рвет бумагу, насыпает и вы сипаев из ведерка песок тощрця пісок тощо.

Значимость личности взрослого в жизни ребенка стимулирует ее подражать действиям взрослых От года ребенок учится ходить, овладевает речью, т.е. ее возможности значительно расширяются Она также пе евний опыт манипуляций с предметами Общение с взрослым приобретает выразительный предметного содержания, отражает стремление малыша к совместным со взрослым предметных действий Этим ребенок хочет приобщиться к ж иття взрослых, стать его участником Развитие игровых действий на протяжении раннего возраста опирается на развитие предметных Опыт выполнения предметных действий подводит малыша к их обобщения: он научился наби рати песок совочком, а затем делает это и с помощью ведерка; подобно тому, как набирал песок, набирает снег В этом примере оказывается перенос усвоенной воздействия на другие, внешне похожие ситуацииитуації.

На основе развития предметных действий, когда предметы используются в обычном общественно закрепленном их назначении, развивается сюжетно-отображающей этап предметно-манипулятивной игры наблюдая или по труду взрослых, ребенок раскрывает для себя смысл действий взрослого с предметами и пытается воспроизвести его в своей игре: взрослый берет мыло, чтобы вымыть руки; садится за руль автомобиля, чтобы поехать на работу и т.д. Предметные действия малыша постепенно приобретают признаки игровых действий, чему способствует взрослый, когда побуждает ребенка: \"исцели больную куклу; идите обедать вместе с зайчикомйчиком".

Отличие игрового действия от предметной заключается в ее условном и обобщенном характере, она не может привести к реальному результату, поэтому последний носит мнимый характер Для ребенка главным становится н не сама по себе предметное действие, а ее условный результат Малыш выполняет своеобразные умственные действия с воображаемыми предметами: словно кормит котика обедом Вот ребенок качает куклу, следуя схему соответствующих движение и у взрослого: держит куклу под грудью, качает ее несколько раз и, имея в виду достижение воображаемого результата (кукла \"заснула\"), завершает игровую диує ігрову дію.

В предметно-манипулятивной игре закладываются основы сюжетно-ролевой игры, которая свойственна детям с 3-х лет Элементы последней проявляются, например, как \"роль в действии\" (Д Б Эльконин), что представляет собой совокупный ность действий, характерных для человека в определенной роли Так, ребенок ухаживает за куклой - своей \"ребенком\", фактически выполняя роль мамы, но не называя себя соответственно этой функции На вопрос взрослого \" ты кто? \"Отвечает:\" я - Катяи хто?" відповідає: "я - Катя".

течение раннего возраста усложняются сюжеты игр по таким признакам, как количество персонажей, разнообразие ситуаций Если в первых предметно-манипулятивных играх действует один персонаж в определенной ситуации, а схема игры неоднократно повторяется (несколько раз девочка причесывает куклу), то в конце раннего возраста в играх детей участвует несколько персонажей, действующих в последовательных различных ситуациях - происходит развертывание сюжета В играх намечаются связи между персонажами, однако они слабо согласованы и задаются их включением в общую ситуацию Как отмечает Г А Урунтаева, здесь возможны три вари анти действий Первый предусматривает два персонажа, один из которых - объект действия другого, например парикмахер и клиент Второй состоит из самостоятельных действий, включенных в общую для персонажей ситуацию: машинист и паса жиры В третьем персонажи обмениваются действиями: покупатель выбирает товар, а продавец взвешивает К концу 3 р наблюдаются сюжеты, в которых вместе с набором действий заданы и некоторые отношения между персонажами Наприкл ад, отношения руководства и подчинения в игре \"детский сад\", когда воспитатель ведет занятия, а дети слушают Либо сочетание руководства и подчинения с равноправным обменом действиями, когда в этом же игре изображаются отношения между воспитателем и родителями детей [153, с66-67ми дітей [153, с.66-67].

Развитие игровой деятельности способствует становлению отношений между детьми, в котором выделяется три этапа

1 Первые взаимоотношения между детьми носят неигровой характер, хотя и разворачиваются по поводу устройства игры: избрание ее места, распределения или обмена игрушками и т.д.

2 игры детей отмечаются характеристикой \"рядом, но не вместе\" При этом возникают интерес к деятельности сверстников и попытки подражать друг другу Стремление кого-то из детей приобщиться к игре иного ого малыша вызывают у последнего отрицательные реакции: жалобы взрослому, протесты по поводу вмешательства в форме криков, плача и т др. Между детьми часто возникают конфликты по этому приводз цього приводу.

3 возникают первые игровые взаимодействия детей, чему способствует общие место игры и игрушки Игровая взаимодействие детей отличается наличием обмена игровыми действиями между ними В таких взаимоотношениях малыши выступают как игроки, каждый из которых выполняет свою функцию: один из них подает \"посуда\", другой накладывает у него \"пищу\" Исчезают жалобы по поводу вмешательства другого ребенка в игру Если кто-то выступает инициатором игры, то он ох оче принимает в свою игру сверстника Возникают оценки качества игровых действий друг друга, игра может прекратиться, если сверстник не согласовывает своих действий в соответствии с темой игры В играх мистятми гри. В іграх, що містять

\"роль в действии\", возникают взаимоотношения, обусловленные соотношением выполняемых детьми функций, которые служат предпосылкой появления ролевых взаимоотношений

Заключение об особенностях развития игровой деятельности у ребенка до 3-х лет:

- на основе высокого уровня овладения предметными действиями возникает собственно игровое действие, отмечаемый условностью исполнения и мнимым результатом;

- до 2,5 г развитие игровой деятельности проходит этапы ознакомительной и отображающей предметной игры;

- формируется отношение к взрослому как к образцу действий, которому ребенок подражает в своих самостоятельных игровых действиях;

- ребенок привлекает к игре предметы-заменители; наделяет их игровым значением;

- состоит способность ставить и решать игровые задачи (игровые цели и способы их достижения);

- развитие сюжета предметно-игровой деятельности заключается в увеличении количества персонажей и появлению связей между ними;

- зарождается игровое взаимодействие со сверстниками в совместных играх;

- к концу раннего возраста складываются предпосылки сюжетно-ролевой игры, которая интенсивно развиваться в дошкольном детстве

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter