Консультация для воспитателей

Лабзина Светлана Николаевна,

воспитатель д/с №75 «Гвоздичка»

г. Набережные Челны

Сенсорное развитие - это фундамент общего умственного развития ребёнка. Оно также имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка в детском саду, школе и для многих видов труда. С восприятием предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Наряду с традиционно используемыми материалами по воспитанию сенсорной культуры ребёнка, его интеллектуального развития рекомендуется использовать в своей работе материалы М. Монтессори. Обучение проводится индивидуально или с группой детей. Не надо стремится подсказать правильное решение. Девиз М. Монтессори "Помоги мне сделать это самому". Уже почти целое столетие в мировой педагогике Марию Монтессори считают основоположником сенсорного воспитания детей.

Методика Монтессори

В начале прошлого века Мария Монтессори разработала свой метод. Основным отличием методики Монтессори от традиционных учреждений дошкольного образования, является отношение к ребенку как к уникальной, свободной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими способами и сроками освоения окружающего мира. Монтессори - уникальный метод воспитания и развития детей. Он основывается на разумном соотношении между свободой и четкой структурой, специально предназначенной для маленького ребенка. Методика Монтессори вовлекает детей в интересную для них деятельность, предоставляет тщательно разработанные дидактические монтессори-материалы, которые соответствуют естественным потребностям ребенка. Ребенку интересно добывать знания самому, особенно если этому способствует окружающая его развивающая среда. Эта методика формирует также сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность. Именно в этой системе сохраняется внутренняя мотивация ребенка к познанию, его интерес к получению знаний об окружающем мире. «Воспитание чувств надо начинать методически, с младенческого возраста, и продолжать его во весь период обучения, который подготовляет индивида к жизни в обществе». Все дело в так называемом сенситивном периоде воспитания чувств, фазе особой восприимчивости ребенка к тем или иным способам, видам деятельности, эмоциональной восприимчивости знаний, умений, способов поведения. Человеку никогда более в жизни не удается так легко и радостно учиться, чем в этот особый период жизни.

Сенситивный период сенсорного развития длится обычно от 0 до 5, 5 лет. Разумеется, здоровый ребенок в любом случае может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и пр. М. Монтессори считала, что воспитание чувств состоит не в том, чтобы ребенок знал цвет, форму и различные качества предметов, а в том, чтобы он утончал (именно этот термин она употребляла) свои чувства, упражняя ими внимание, сравнения и суждения о предметах. Конечной целью таких упражнений являются не знания, а верные и тонкие пути к нему - навыки распознавания.

Как же помочь малышу совершить эту удивительную работу по «утончению» собственных органов чувств?

Прежде всего, доверимся природе. Позволим ребенку делать все, что удовлетворит его неустанную потребность в общении с ней. Дети обожают внимательно слушать и смотреть, как песок пересыпается из одной банки в другую.

  • Совсем по-другому сыпется песок из закрытого чайника в блюдце через дырочки в носике.
  • Ребятишкам доставляет радость звонкое перекладывание камешков из одной в двух плошках.
  • Еще больше им нравится переливать воду из чашки в чашку, стараясь не проливать на подносик. А если пролил - вытирать капли маленькой тряпочкой.
  • Возникают и трудности при переливании в узкое горлышко бутылки. Попробуем воспользоваться воронкой!
  • Металл блестит! Это можно обнаружить, если взять бархотку и мелкими движениями пальцев натирать металлический предмет.
  • Работа с зернами - перекладывание, сортировка - обостряет и утончает чувствительность детских пальчиков.
  • Большой деревянный пинцет, которым малыш пытается ухватить шишку, тренирует мускулатуру его руки.
  • А если перекладывать пробки из сухой миски в тазик с водой, можно на собственном опыте убедиться, что пробка не тонет.
  • Ручная работа пипеткой поможет малышу пронаблюдать, как капает вода.
  • Дети обожают сортировать косточки от вишен, сливы, персиков, яблока, винограда по форме, размеру.
  • Галька - совершенно особый материал для работы ребенка. Возможность свободного выбора камешка вызывает спонтанный интерес ребенка. Создание картины из гальки, зерен, блестящих шариков, тесьмы дает возможность развивать концентрацию внимания.
  • Ребенок переставляет и перекладывает, наблюдает, узнает названия удивительных предметов живой природы: ракушек, камней, комочков глины, чувствует, как могут они превращаться в предметы искусства. Оказывается, вещи из обыденной жизни могут приобретать художественный смысл.
  • Камни и ракушки часто имеют удивительную форму и цвет. Закроем глаза и руками почувствует то, что не всегда можно увидеть глазами.
  • Сухие цветы и фрукты - это тоже природный материал. Его можно взять, положить, разглядеть, потрогать, понюхать и даже попробовать на вкус.
  • Перышки птиц будем рассматривать и сортировать.
  • Сырая земля может быть мягкой и твердой, сыпучей или лежать комком. Она может состоять из маленьких камешков и быть холодной или теплой.
  • Ребенок особенно радуется, когда вдруг начинает ощущать течение времени. Песочные часы представляют для него особый интерес.

Многие игры по системе Монтессори не требуют особенных игрушек, вернее они делают игрушками обычные вещи в доме. Детям на много интересней играть с предметами, которыми пользуются взрослые. К тому же игры по этой методике не требуют особенных материальных затрат от родителей. В этом разделе собраны некоторые виды игр по методике Монтессори. "Игры с водой" Игрушки: поднос, лейка, миска или тазик, тряпка. Лейка наполнена до отметки подкрашенной водой. Лейка и миска стоят рядом друг с другом. Вы демонстрируете ребенку, как перелить воду из лейки в миску и обратно медленно и четко выполняя движения, и обязательно с интересом к своему занятию. Потом предложите ребенку повторить упражнение, и с интересом наблюдайте за ним при этом. В заключение упражнения воду выливают. Сосуд насухо вытирают. Уборка относится к ходу игры. Игру можно изменить, взяв большее число сосудов или сосуд с узким горлышком (кувшин, бутылку) .

Игра "Аквариум"

Игрушки: банка с водой, мел и пластмассовые предметы (пуговицы, мозаика, фишки, шарики). поварешка, ложка с длинной ручкой, дуршлаг (ложка с дырочками). Мелкие предметы бросают в сосуд, беря их тремя пальцами то правой, то левой руки. После того, как аквариум заполнен, рыбок можно половить. Ребенку дается возможность попробовать все предметы в качестве "сачка", причем вытаскивать нужно не помогая другой рукой.

Игры с бисером

Игрушки: бисер или бусины разных цветов, форм и размеров, коробочки, толстая нить или мягкая проволока Игры с бисером занимают особое место в системе Монтессори игр. Развитие мелкой моторики ребенка очень влияет на развитие мышления и освоения ребенком речью. Бусины или бисер предлагаются ребенку перемешанными в одной коробке. Малыш раскладывает их по другим коробочкам, руководствуясь каким-либо им самим выбранным принципом, например по цвету. Бусинки рекомендуется брать по одной, двумя пальцами. Важно, чтобы бусин было не слишком много. Иначе есть опасность, что ребенок потеряет интерес к игре, не окончив начатого дела. Еще интересно и полезно нанизывать бисеринки на нить, делая бусы.

"Цветные дорожки": бисер аккуратно сыплется на стол тремя пальцами ("щепоткой"). Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы малыш учился равномерно распределять материал.

Игра "В тишине"

Игрушки: любые предметы в комнате В этой игре ребенок учится владеть собой. В тишине дети слушают отдельный шум или звук, на который раньше не обращали внимания: тиканье часов, пение птиц, шум дождя. Упражнения полезны только тогда, когда дети делают их совершенно добровольно. Лучше, если комната немного затемнена. Так дети учатся не только видеть, но и слушать. Можно использовать возросшую способность детей к восприятию, предложив им рассказ, рассматривание картинок, песню.

Большую роль в системе Монтессори играют тщательно продуманные, созданные автором, Монтессори-материалы, привлекательные и простые в применении, соответствуют возрастным особенностям ребенка. Они устроены таким образом, что ребенок может самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая волю и терпение. Монтессори-материалы всегда делаются из натурального сырья, они качественны и безопасны. Именно поэтому настоящие монтессори-материалы стоят весьма недешево. Методику и правила работы с монтессори материалом вы найдете, прочитав книги Марии Монтессори.

Очень интересная система развивающих игр создана знаменитыми русскими педагогами-новаторами Борисом Павловичем и Еленой Алексеевной Никитиными, родителями семерых детей. Никитины известны у нас в стране и за рубежом как авторы нетрадиционной системы воспитания детей. Так же они придумали и апробировали на своих детях новую систему оздоровления детей. Никитинские игры рассчитаны на совместную игру детей вместе с родителями. Их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать; такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше стал уровень творческих способностей ребенка.

В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Игры обладают характерными особенностями: Каждая игра представляет собой НАБОР ЗАДАЧ, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т. п. и таким образом знакомят его с РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ. Задачи расположены примерно в порядке ВОЗРАСТАНИЯ СЛОЖНОСТИ, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному. Задачи имеют очень ШИРОКИЙ ДИАПАЗОН ТРУДНОСТЕЙ: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости) .

Одним из наиболее популярных пособий являются кубики Никитина, предназначенные для интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Кубики Никитина помогают малышам развивать память, пространственное мышление, внимание и моторные навыки. Борис Павлович разработал несколько разновидностей кубиков, каждая из которых способствует выполнению определенной образовательной задачи. Кроме того, упражнения, которые можно выполнять при помощи кубиков Никитина, легко изменяются, подстраиваясь под индивидуальный уровень развития ребенка. Т. к. в основном Никитинские игры направлены на развитие логики и построение образов, они не могут быть единственным средством развития ребенка. Они могут быть только дополнением к другим методикам, в которых представлен весь спектр дисциплин, направленных на всестороннее развитие ребенка.

Творческие развивающие игры Никитина для детей исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

  1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей констуктора-механика и т. д.
  2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т. п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
  3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т. е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
  4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу по непосильных среднему взрослому. Поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет (до взрослости) .
  5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.
  6. Нельзя поэтому объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.
  7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т. е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставлять наглядно "задание" с "решением" и самому проверять точность выполнения задания.
  9. Большинство творческих развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т. е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.
  10. Игры позволяют каждому подняться до "потолка" своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно. В развивающих творческих играх - в этом и заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных принципов обучения от простого к сложному с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям. Этот союз позволил разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
    • игры могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего возраста,
    • задания-ступеньки игр всегда создают условия, опережающие развитие способностей,
    • ребенок развивается наиболее успешно, если он каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи,
    • игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества,
    • играя в эти игры со своими детьми, мамы и папы незаметно для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и должен сделать сам.

Первые игры В. В. Воскобовича появились еще в начале 90-х годов. Сейчас разработано более 40 игровых пособий. Достоинства развивающих игр В. В. Воскобовича

Широкий возрастной диапазон участников игр. С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется система постоянно усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий. Многофункциональность развивающих игр Воскобовича.

С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет или форму; учиться считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. игровых заданий и упражнений. К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана. Творческий потенциал каждой игры.

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым. Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течение длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».

Цели и задачи технологии.

  1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое.
  2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности.
  3. Развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения) .
  4. Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начала.
  5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических). речевых умений.
  6. Развитие мелкой моторики и всех психических процессов.

Познакомимся поближе с играми В. В. Воскобовича

Наглядное представление о том, как эти общие положения проявляются на практике, можно получить, ознакомившись хотя бы с двумя самыми известными играми - "Геоконт" и "Квадрат Воскобовича".

Геоконт - В народе эту игру называют "дощечкой с гвоздиками". Но для ребят - это не просто доска, а сказка "Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава", в которой пластмассовые гвоздики, закрепленные на фанере (игровом поле). называются "серебряными". На игровое поле "Геоконта" нанесена координатная сетка. На "серебряные" гвоздики натягиваются "паутинки" (разноцветные резиночкип). и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают их по примеру взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста - по схеме-образцу и словесной модели.

Квадрат Воскобовича ("Игровой квадрат")

У этой игры имеется множество "народных" названий - "Кленовый листок", "Косынка", "Вечное оригами". Все это, по сути, верно. "Игровой квадрат" представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры. В сказке "Тайна Ворона Метра" квадрат оживает и превращается в образы: домик, мышку, ежика, башмачок, самолетик и котенка. Двухлетние малыши с помощью взрослого складывают домик с красной или зеленой крышей, конфетку. Более взрослые дети осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в "домике" геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты. Квадрат можно определенным образом разрезать. Например, разрез крестом дает необычные объемные фигуры. Возможны манипуляции его элементами - своеобразный пальчиковый театр. Игры с "Квадратом Воскобовича" развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать. Непременным условием развития детского интеллекта является обогащенная предметно-пространственная среда, данная методика уделяет этому вопросу большое вниманий.

Фиолетовый Лес - это методическая, развивающая среда в виде сказок. Cказки Фиолетового Леса содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов. По сути, Фиолетовый Лес - это сенсомоторный уголок, в котором ребенок действует самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности с взрослым; занимается исследованием, экспериментированием.

Интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает обучаемость детей в школе и играет большую роль в образованности взрослого человека. Вопрос полноценного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, более уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Игра - ведущий вид деятельности ребенка в дошкольном детстве. Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности - игре. Важное достоинство игровой деятельности - это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие и учебно-дидактические игры делают учение интересным занятием для ребенка, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. Более всего для детей важны такие игры, в которых совершенствуется воображение, память, мышление и речь, развиваются разнообразные способности, в том числе конструкторские, музыкальные, математические, лингвистические, организаторские и многие другие.

Список использованной литературы

  1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - C. 24-32.
  2. Бражников А. И. Интеллектуальные игры как способ привлечения детей к чтению/ А. И. Бражников. - М. Чистые пруды, 2006. -32с. ил. -(Библиотечка «Первого сентября», серия «Библиотека в школе». Вып. 6 (12) )
  3. Комлева В. В. Моделирование образовательного пространства на основе театрализованной сюжетно-ролевой игры дошкольников: автореф. дис. канд. пед. наук / Комлева В. В. - М. 2010. - 26 с. ил. - Библиогр. с. 25-26; То же. - URL: http://www. art-education. ru/avtoreferaty/avtoreferat-komleva. pdf (30. 11. 2011) .
  4. Экки Л. Театрально-игровая деятельность // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 7. - С. 23-28.
  5. Эльконин Д. Б. Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры // Дошк. воспитание. - 2008. - № 8. - С. 17-22.