Развитие личности дошкольника

Взрослый человек — это, несомненно, индивидуальность, личность. А можно ли сказать то же самое о ребенке, который еще даже не переступил порог школы? Может ли дошкольник быть личностью? Если мы говорим о 2-х летнем малыше, то его личность еще недостаточно сформировалась, а вот в более старшем возрасте, когда ребенок уже пошел в садик, когда он научился общаться со взрослыми и со сверстниками — вот тогда действительно просматривается личность дошкольника, и пускай она еще не настолько укреплена, и ей предстоит еще много трансформаций, но к 6-летнему возрасту мы уже может замечать определенные проявления характера и индивидуальности маленького человека.

Фазы развития личности ребенка до 3-х лет

Малыш с первых недель жизни пытается адаптироваться к окружающему его миру — он осваивает простейшие навыки (кушать, двигать ручками и ножками, ползать, ходить). Ребенок потихоньку начинает осваивать язык, и начинает выделять себя из остального окружения.

Малыш уже понимает, что он — индивидуальность (хотя, конечно, значение этого слова ему еще недоступно). Во вторую фазу развития мы можем заметить, как ребенок все время повторяет «Я», «Моё», «Моя мама». Так дети подчеркивают то, что они отличаются от окружающих. И немаловажно на этом этапе формирования личности выделять имя ребенка, называть его ласково, придумывать уменьшительно-ласкательные формы его имени. Достоинство ребенка должно утвердиться через его имя, поэтому стоит вместо « ути-пути. мой хороший мальчик» говорить ребенку «Ванюша молодец», «Аня сделала лучше всех!». Ведь в нашем имени уже заключается личность, и ребенок должен понимать, что при хорошем поведении его называют ласково, а при плохом его и вовсе могут не называть по имени, и это будет обидным, но поучительным уроком.

В фазу интеграции ребенок способен управлять своим поведением и знает, как управлять другими. При правильном воспитании дети начинают понимать, что важны не только свои прихоти, но и желания окружающих — с ними также нужно считаться. Взрослых нужно слушаться и подчиняться им, но дети понимают, что и взрослыми можно манипулировать разными путями — уговорами или путем крика и истерик. На данной фазе очень важно воспитать отзывчивую личность, а не капризную и эгоистичную.

Родители должны заботиться не только об удовлетворении всех без исключения потребностей и прихотей ребенка, но и о нравственном воспитании. Ребенок должен понимать, что не все вертится вокруг его персоны, что есть определенные обязательства перед другими людьми, нравственные нормы. Малыши не рождаются эгоистичными, они такими становятся вследствие неправильного воспитания и чрезмерной слепой любви родителей.

Формирование личности дошкольника на примере родителей

Поскольку личность человека формируется уже с первых дней его жизни, все, что его окружает, влияет на этот процесс, особенно самое близкое окружение — его родители. В зависимости от того, какая атмосфера царит в семье у малыша, формируется его понятие о мире и о том, каким нужно быть. В благополучных семьях, где царит добро, взаимопонимание, близкие поддерживают друг друга, прислушиваются, не врут, ребенок вырастает достаточно честным и открытым человеком, верящим, что все люди такие же положительные. И в детском саду таких детей заметно сразу — они всем помогают, стараются угодить воспитателям, отвечают за свои ошибки и могут признать свою вину.

Ну, а в тех семьях, которые нельзя назвать благополучными ( отец-алкоголик. гулящая мать, постоянные крики, скандалы) формирование личности дошкольника может замедлиться, ведь малыш не чувствует заботы, он не развивается в социуме, ему никто не помогает. Такой ребенок становится загнанным зверьком, остерегающимся и боящимся всего на свете. В итоге формируется недоброжелательная личность, которая чуть ли не с пеленок привыкает бороться за свою жизнь всеми известными способами. Не удивляйтесь, если в такой семье вырастет врун, лицемер, трус и жадина. Конечно, есть исключения из правил, но только в том случае, если в семье хотя бы кто-то уделяет ребенку внимание, например, если отец пьет, а мать всеми силами пытается оградить ребенка от этого и убеждает малыша, что отец — плохой пример для подражания.

Ребенок усваивает тип отношений, который сложился в его семье, и уже идя в садик, он может проявить себя как личность доброжелательная или как испуганная, жестокая. Развитие личности дошкольника происходит не только в те моменты, когда вы что-либо говорите или запрещаете ребенку, но и в каждую секунду, когда находитесь рядом. Ребенок видит и замечает всё — какое у вас настроение, чему вы радуетесь, а от чего приходите в ярость, как вы общаетесь со своими родителями, с друзьями, как отзываетесь о них в стенах дома. Пока ребенок маленький, ему больше неоткуда черпать информацию о мире, кроме как от вас, и потому дети так схожи со своими родителями — они учатся на их примере.

Развитие личности ребенка в детском саду

Ребенок многому учится за первые годы своей жизни, он подвижный и смышленый, поэтому ему нужно давать как можно больше шансов постичь этот мир, узнать его, в том числе и приобрести социально-нравственный опыт. И нет лучшего места для обогащения этого опыта, чем детские садики, где малыши учатся сотрудничать друг с другом, считаться не только со своими прихотями, но и с желаниями других.

Еслифаза интеграции в начальном развитии крохи завершилась успешно, и он подготовлен к переходу в новый период его жизни, то поход в садик не станет для малыша кризисом. Но зачастую избежать «кризиса трех лет» получается не у многих, и личность, сформированная на примере семейных ценностей, претерпевает некое стрессовое изменение, поскольку теперь нужно подчиняться не только правилам, введенным дома, но еще и соответствовать требованиям воспитателя.

На данном жизненном этапе воспитанием личности ребенка занимаются несколько групп людей — ближайшее окружение (родители, бабушки, дедушки, тети, дяди, братья и сестры), воспитатели в детском саду и сверстники, с которыми ребенку теперь приходится встречаться каждый день. Для ребенка воспитатель становится равным по значимости родителям: ему нужно подчиняться, ему нужно угождать, его нужно слушаться, к нему можно прибежать за советом или пожаловаться.

В детском саду ребенок проходит те же 3 фазы развития личности, как и в первые 3 года жизни, только теперь их значение несколько изменяется.

Фаза адаптации все так же первична — ребенок усваивает новые нормы поведения в социуме, внутри группы, его поведение теперь должно быть одобрено не только родителями, но и воспитателем.

Фаза индивидуализации более яркая, чем прежде, потому что среди сверстников ребенку сложнее чем-то отличиться, и малыш ищет в себе ту индивидуальность, которая бы могла выделить его среди окружающих его деток. Здесь уже можно заметить яркую личность дошкольника — одни стараются обратить на себя внимание путем шалостей, другие пытаются всегда и во всем быть первыми, третьи спешат выделиться в самодеятельности, четвертые делают попытки подольститься к воспитательнице, чтобы она хвалила их за послушание и вежливость. Любое поведение, несомненно, говорит о способах воспитания ребенка: в первом случае малышу наверняка все запрещают, и он хочет таким образом «испробовать запретный плод», то есть напроказничать. В случае с «подлизами» наверняка вы увидите схожие черты у родителей, ведь ребенок, как губка, впитывает в себя все, что делают они. Взрослые играют огромную роль в момент фазы интеграции, ведь от того, готовы ли взрослые принять такое обозначение личности ребенка, зависит его будущее стремление поступать так и дальше либо менять свое поведение.

Мотивация в развитии личности дошкольника

В первые 3 года своей жизни ребенок не может конструктивно подойти к своим желаниям, то есть они возникают у него по наитию — хочу то, что вижу. Поэтому, отвлечь малыша одной игрушкой от другой очень легко. Не составляет трудностей сменить слезы на смех — достаточно переманить внимание малыша от своих горестных переживаний, играясь с ним и подкидывая его вверх. То есть ребенок на данном этапе жизни действует под влиянием ситуативных желаний и чувств, которые возникли здесь и сейчас. Для детей в 3-х летнем возрасте важны те предметы, которые яркие и блестят — когда малыш их видит, у него появляется желание иметь такие же. Старшие дошкольники уже не так часто обращают на это внимание — их больше пленит красота природных явлений, праздников, и вместо того, чтобы выпрашивать яркую игрушку, он попросит маму купить продукты и спечь праздничный пирог или выйти на улицу гулять под ярким солнцем.

Старший дошкольник способен осознанно делать те или иные поступки, то есть уступать чем-то или делать что-то не очень ему нравящееся ради достижения определенной цели. Вот она, ступенька в эволюции личности — это цель! Ребенок либо видит цель, либо представляет её себе и вполне может объяснить, почему он поступил так или иначе для её достижения. Здесь мы можем наблюдать отголоски раннего дошкольного возраста, когда на формирование личности дошкольника большей степенью влияли родители. Ребенок, воспитывавшийся в доброжелательной семье, идет к своим целям через благородные дела — помочь маме по хозяйству, чтобы она поблагодарила его и купила понравившеюся игрушку. А ребенок, в семье которого царит злоба и недовольство, будет добиваться подарка путем капризов и истерик.

Наши дети в столь раннем возрасте уже стремятся быть не только похожими на нас, но и делать то же, что и мы — сами отдавать деньги продавщице, сами завязывать себе шнурки, сами наливать себе сок. Нужно нашим деткам давать шанс быть самостоятельными — разрешать им одеваться самим, справляться с той или иной ситуацией. Когда человек идет к своей цели, его моральный дух становится сильнее, поэтому самостоятельные дети становятся более сильными и достойными личностями, чем те, за которых везде и всегда все делают родители.

Малышам так важно, чтобы их рвение заметили, чтобы их похвалили. Первые 3 года жизни дети ждут похвалы от родителей, а когда идут в садик, то для них становится важной похвала еще одного человека-воспитателя. Детям важно установить и сохранить положительный контакт с окружающими, поэтому они с такой любовью делают родителям подарки, стараются хорошо себя вести, чтобы их хвалили, а не ругали. Именно поэтому малыш считается с мнением взрослых, старается получить оценку своих действий, пытается соответствовать правилам, установленным окружающими. Уже в 4 года ребенок прекрасно понимает, что такое вежливость, как она выражается и для кого безоговорочно нужна в первую очередь. Но малыш только тогда научится вежливости, если в его семье к старшим и к другим людям также будут относиться с вежливостью, да и к нему будут обращаться так же.

За первые 6 лет жизни ребенок успевает научиться большему, чем за всю следующую жизнь, поэтому чрезвычайно важно не упустить этот момент и воспитать в малыше достойную личность, которой можно будет гордиться.