Развитие творческих способностей дошкольников посредством различных видов художественного творчества

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

В условиях модернизации Российского образования особое внимание уделяется личностному развитию ребёнка, В «Концепции модернизации образования до 2010 г. » конкретизируется: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны».

В «Концепции дошкольного воспитания» подчёркивается, что при формировании базиса личностной культуры рождаются и развиваются такие главные образующие личности, как воображение и основанное на нём творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребёнка активно участвовать в мире. Таким образом, создание условий для развития потенциала ребёнка на сегодняшний момент является актуальным и значимым в процессе дошкольного воспитания, а понятие креативности сегодня рассматривается как интегральный показатель качества дошкольного образования, определяющая роль в развитии которого принадлежит профессиональной компетентности педагогов-дошкольников.

Вопросы развития творческого потенциала детей для меня всегда являлись особенно значимыми. Ещё много лет назад, придя работать в детский сад, я поняла, что каждый ребёнок талантлив по-своему. Однако, жёсткая регламентация процесса воспитания и обучения в детском саду, «усреднённость» подхода к воспитанникам не позволяла в полной мере заниматься развитием их творческого потенциала. Позитивные изменения происходящие в дошкольном образовании позволяют мне, как и каждому педагогу-дошкольнику, свободно выбирать приоритетное направление в своей работе. Для меня, безусловно, важнейшим стало развитие творческого потенциала моих воспитанников через разнообразные виды художественного творчества.

Психологи считают, что формирование способностей происходит до пяти лет, поэтому дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве.

Я давно заметила, что дети старшего дошкольного возраста охотно берутся за любые дела, но у них нет ни достаточного опыта, ни навыков мастерства. Без помощи взрослых: меня - воспитателя, или родителей, многие затеи обречены на провал, или на весьма посредственное исполнение. Но в совместной деятельности с детьми, возможности каждого ребенка выходят на качественно иной уровень. Моя задача, как педагога, предлагать задания в порядке нарастания сложности, постоянно находить оптимальную нагрузку для детей и тем самым создавать благоприятные условия для их творческого роста, поощряя активность и поддерживая должный уровень трудности, помогать развиться воле ребенка, его фантазии…

Психологи считают, что формирование способностей происходит до пяти лет, поэтому дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей.

В основе творческих способностей человека лежат процессы мышления и воображения (Л. С. Выготский). Поэтому основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:

1. Развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется такими качествами как богатство продуцируемых образов и направленность.

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность; такими качествами являются ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

1. Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.

2. Создание предметно-пространственной среды, опережающей развитие ребенка.

3. Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения сил, когда ребенок добирается до "потолка " своих возможностей.

4. Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одни делом и т. д.

5. Умная, доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

6. Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Творческие способности – это способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Помогают развивать и совершенствовать способности изобразительные (продуктивные) виды деятельности – рисование, лепка, конструирование, аппликация. Конечным результатом этой деятельности является продукт, в котором ребёнок отражает свои впечатления и жизненный опыт.

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Я заметила, что необычные способы рисования так увлекают детей, что даже в ясельной группе, образно говоря, может разгореться настоящее пламя творчества, которое завершается выставкой детских рисунков. Рисовать можно как угодно и чем угодно! Малыши моей группы с восторгом и удовольствием осваивали кляксографию, рисование пальцами, солью, мыльными пузырями, разбрызгиванием, нитками. Создавали композиции свечкой, зубной щёткой, руками, губной помадой. Разнообразие материалов ставило передо мной, как перед воспитателем, всё время новые задами, заставляло что-нибудь придумывать. Научившись выражать свои чувства на бумаге, дети постепенно начинали лучше понимать чувства других, учились преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Из каракуль и мазни вырисовывались узнаваемые объекты. А в детских глазах вспыхивали первые искорки творчества, радость и удовлетворение от того, что и «это сделал Я – всё это моё! ».

Традиционно в детском саду художественное творчество представлено рисованием, лепкой, аппликацией. Если при рисовании изображение остаётся на плоскости листа, на котором постепенно, в процессе обогащения опыта ребёнка прорисовываются мелкие детали, то особенность лепки в объёмном способе изображения. Основным изобразительным свойством лепки является пластичность. Благодаря пластичности передаётся динамика движения, ведь под воздействием пальцев форм меняет очертания. Фигурка приобретает какую –либо позу. Она легко передвигается в пространстве. Можно осмотреть её со всех сторон. При обучении детей приёмам лепки путём раскатывания, сплющивания и соединения осваивается конструктивный способ лепки, тогда как создание выразительного образа требует владения приёмом скульптурной лепки (из целого куска). Это даёт возможность видеть образ в целом, передавать движения, позу, выражать своё эмоциональное отношение к изображаемому. Однако пластилин материал синтетический, «бездушный». Особое удовольствие и новый толчок к развитию творчества даёт детям работа с солёным тестом…. Из отдельных работ общие групповые композиции…

Я стараюсь, что бы предметно-пространственная среда группы становилась стимулом к развитию моих воспитанников, для поддержания и развития интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству в целом.

В уголке художественного творчества ребята всегда (с учётом возрастных особенностей) имели возможность выбора:

- изобразительного материала (цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, темпера, пастель, тушь, уголь, сангина, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, камешки, ракушки, клей, различный бросовый материал) ;

- материала, на который будет нанесено изображение: бумаг белая и цветная, бархатная, ткань с рисунком и одноцветная, картон, фанера, плоские и округлые камни, оргстекло, плитка ПВХ, фольга – различной формы и размеров.

По мере взросления моих воспитанников мы осваиваем новые виды художественного творчества: бумагопластику, квиллинг.

Доступность бумаги, как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими как, сгибание, складывание, надрезание, склеивание. Это развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. В процессе работы концентрируется внимание, что имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса, активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий). Освоение способов действия с бумагой проходит с использованием игровых ситуаций. Создав из бумаги маски животных, дети включаются в игру – драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями.

Для развития воображения моих воспитанников в процессе художественного творчества стараюсь ставить перед ними творческие задачи требующие обязательного решения. При выполнении таких заданий у ребёнка возникает необходимость комбинировать свои впечатления, создавать новые произведения, широко использовать прошлый опыт.

Интересной и всегда любимой для детей является работа с природным материалом. Изготовление различных поделок из шишек, листьев, желудей, мха и прочего увлекает ребят, развивает абстрактное мышление, прививает любовь к природе. А вот работа с бросовым материалом позволяет по новому взглянуть на мир привычных вещей, подумать: «На что это похоже? Что из этого можно смастерить? »

В практической деятельности для развития творческих способностей считаю очень полезным обогащённое художественное творчество: в рисунках, пластилиновых скульптурах, поделках из природных и бросовых материалов, должны обязательно присутствовать разнообразные сюжеты; мы с детьми всегда обсуждаем замысел сюжетов, предлагая новые, интересные темы. Для себя я давно развела два термина «замысел» и «тема». Тему работы можно легко сформулировать в словах, иногда только в названии («Весна», «Прогулка в лесу»). Замысел же предполагает наглядное представление будущей работы, хотя бы в в общих чертах, до того как её начать. Лишь в тех случаях, когда дети наглядно представляют себе задуманное содержание, они при соприкосновении с материалом ищут средства воплотить образы, созданные их воображением. Это даёт возможность, по завершении работы, судить об интересах детей, степени развития творческих способностей, овладении изобразительными умениями и навыками, способствует развитию самостоятельности и инициативы детей.

С физиологической точки зрения использование в работе с дошкольниками наряду с традиционными и нетрадиционных форм художественного творчества, таких как: нетрадиционное рисование, оригами, квиллинг, бумагопластика повышению активности как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что в свою очередь, ведет к позитивному изменению целого ряда показателей:

- повышает навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой рукой;

- повышает активность правого и левого полушарий мозга;

- активизирует творческое мышление, увеличивает его скорость и гибкость;

- улучшает глазомер;

- повышает и стабилизирует на высоком уровне психоэмоциональное состояние.

- формируется дисциплина, но не внешняя, а внутренняя, основанная на укрепление воли, развитии внимательности;

- происходит формирование и совершенствование различных общих учебных навыков.

В процессе художественного творчества осуществляется развитие эмоциональной сферы детей через включение их в совместную деятельность с другими детьми, со мной – воспитателем. По мере накопления практического опыта и теоретических знаний я пришла к выводу: работа с необычными, нетрадиционными материалами в процессе художественного творчества, знакомство с оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Самый сильный толчок к развитию эмоций даёт совместное творчество с родителями, бабушками, дедушками, старшими братьями и сёстрами. В процессе совместного творчества близких, любимых людей рождаются удивительные работы! Чувства, возникающие у ребёнка по отношению к родным людям, переносятся им на изображаемые персонажи. С восторгом, бережно, почти трепетно уносят домой свои работы дети и родители, чтобы надолго сохранить радость совместного творения.

С большим успехом прошли выставки семейного творчества в нашей группе: «Осень-волшебница» с использованием природного материала и «Зимушка-зима» (бумага, картон, вата, ниткография) .

Вывод:

Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, в сложной ролевой игре могут разыгрывать различные эмоциональные стояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в художественном творчестве – это дар, о котором можно только мечтать. Научить ценить прекрасное должны мы - взрослые. Именно от нас зависит, какой – богатой или бедной – будет духовная жизнь ребёнка.

Включение разнообразных видов художественного творчества дошкольников в учебно-воспитательный процесс позволяет ребенку получить возможность для своевременной реализации своих возрастных задатков и потребностей в осуществлении своих замыслов. В плане саморазвития возникают навыки ведения внутреннего диалога, формируется и углубляется внутренняя мотивация к деятельности, самопознанию и познанию, развивается смекалка. Создаются условия для гармонизации обмена между содержанием логического и образного видов мышления. В плане формирования общих учебных навыков происходит повышение точности мелких ручных действий, рост произвольности внимания, укрепление стремления к аккуратному исполнению своей работы, обогащение сферы пространственных представлений, развитие способности к чтению чертежей, схем к самостоятельному руководству.

Хорошо развитая мелкая моторика рук поможет детям и на уроках в школе. Концентрация внимания, умение выслушать задание или объяснение до конца, сообразительность, упорство в достижении цели необходимы не только ученику начальной школы, но и детям среднего и старшего звена. А такие качества личности, как взаимопомощь, творческий потенциал, умение преодолевать трудности будут необходимы на протяжении всей их дальнейшей жизни.