Заказать оригинальную

Детальная информация о работе

Выдержка из работы

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И. Тихеева, А. В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета. Конструирование требует исследования формы предмета (образца), его строения.

Значение занятий аппликацией в том числе и с использованием нетрадиционных техник, с использованием занимательного материала для образования дошкольников исторически и научно доказано. В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения аппликации: развитие сенсорных навыков младшего дошкольника, развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса; развитие художественно - графических умений и навыков; развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия; развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;

Из всего этого вытекает гипотеза: сенсорному развитию дошкольников способствует проведение занимательных занятий с нетрадиционными материалами и техниками в аппликации.

Цель исследования - изучить сенсорное развитие младшего дошкольника на занятиях по аппликации с использованием нетрадиционных технологий.

Для анализа выдвинутой гипотезы были разработаны задачи:

1) Изучение научной литературы по проблеме организации и проведения занимательных занятий в аппликационной технике.

2) Изучить содержание и специфику художественного творчества детей в технике аппликации.

3) Изучить особенности методики организации и проведения занимательных занятий интегрированного занятия по аппликации.

4) Разработать и апробировать занятие занимательного характера по аппликации с детьми младшего дошкольного возраста.

Объектом исследования являются дети младшего дошкольного возраста, их художественно - творческая деятельность.

Предметом исследования являются нетрадиционные формы занятий аппликацией в младшем дошкольном возрасте, сенсорное развитие детей

Содержание

Введение………………………………………………………………………. 3

1. Проблемы сенсорного развития дошкольника в современной психолого-педагогической литературе……………………………………………….5

1.1.Сущность сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе……………………………………5

1.2. Формирование сенсорных эталонов у детей…………………………..15

1.3. Аппликация как вид декоративного прикладного искусства и способ формирования сенсорных эталонов………………………………………. 24

2. Эксперимент исследования сенсорного развития ребенка дошкольного возраста………………………………………………………………………..34

2.1. Диагностика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста………………………………………………………………………..34

2.2. Разработка и практическая реализация комплекса занятий для детей дошкольного возраста………………………………………………………..36

2.3. Повторная диагностика сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста………………………………………………………. 44

Заключение…………………………………………………………………. 47

Список литературы………………………………………………………. ….49

Приложение……………………………………………………………. …….51

Список литературы

1) Арапова С.В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб. 2004. – (Модернизация общего образования).

2) Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М. 1969

3) Венгер Л.А. Пилюгина Э.Г. Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. М. 1988.

4) Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». – М. 1997.

5) Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.,1998.

6) Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М. 1999.

7) Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович М. 1996.

8) Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. М. 1980.

9) Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М, 2001.

10) Корчикова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/Д. 2002.

11) Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (сост. Л.В. Русскова) - М. 1986.

12) Петрова И.М. «Овечка» // Дошкольная педагогика. – 2002. - № 5 (9).

13) Пилюгина Э. Г. К вопросу о ранних явлениях сенсорной сензити младенческом возрасте. — В кн. Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе. М. 1976.

14) Программа воспитания и обучения «Радуга». / Под ред. Дороновой Т.Н. - М. 1993.

15) Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М, 2005. – (серия «Вместе с детьми»).

16) Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М. 2005.

17) Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М. 2001.

18) Усова А. П. Запорожец А. В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника .— В кн. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М. 1965

19) Фонарев А. М. Развитие ориентировочных реакции у детей, М. 1977

20) Художественно–эстетическое развитие дошкольников. Интегрированные занятия: музыка, рисование, литература, развитие речи.» (сост. Е.П. Климова) – Волгоград, 2005.

21) Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений (Е.А. Дубровская, Т.Г. Казакова, Н.Н. Юрина и др. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М, 2002.