Скачать:

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольное детство – важный период в становлении личности ребенка. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Каким станет в будущем  ребенок, зависит от воспитания.

Конечно, семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая  путь развития его личности. Любовь родителей обеспечивает ребенку эмоциональную защиту, дает ему жизненную опору. В условиях, когда это невозможно, многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу, ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений. Коммуникативные навыки наиболее интенсивно развиваются в детстве.  Наша задача – помочь ребенку вступить в сложный мир  взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобретать новых друзей, находить выход из сложных ситуаций.

Значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.

По мере своих возможностей, мы уделяем большое внимание развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка.

В связи с этим мы определили цель:

    развитие социальных умений и  коммуникативных навыков у  детей дошкольного возраста, умение понимать свое эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей.

Для достижения поставленной цели были поставлены задачи:

    Учить детей преодолевать застенчивость, умение раскрепощаться. Развивать язык жестов, мимики, пантомимики. Осознавать собственные чувства, эмоции, распознавать разные эмоциональные состояния  других людей. Развивать навыки совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, формировать способность выражать словами свои чувства. Объединить усилия педагогов и окружающих взрослых для развития коммуникативных навыков детей.

Для достижения положительных результатов по данному направлению

в своей работе используем следующие методы и приемы:

      Словесные (рассказ, беседа, составление детьми рассказов и сказок, обсуждение, объяснение, чтение художественных и фольклорных произведений); Наглядные (наблюдение, демонстрация наглядных пособий, иллюстраций, разыгрывание театрализованных сценок); Практические (упражнения, творческая деятельность, театрализация с участием детей, решение социально-нравственных задач); Игровые (дидактическая игра, игры для эмоционального развития, режиссерские и сюжетно-ролевые игры, воображаемая ситуация, здоровьесберегающие игры (пальчиковые игры, психогимнастика, дыхательные гимнастики, подвижные игры и др.), сюрпризные моменты, загадки, игры для воспитания гуманных отношений. Взаимодействие со взрослым в процессе совместно-разделённого действия (хозяйственно бытовая деятельность, занятия кулинарией, домоводство).

Процесс формирования коммуникативных умений мы ограничиваем формами совместной взросло-детской (партнерской) деятельности (дидактические игры, кружки и проектная деятельность), так как конкретное содержание этих форм планируется педагогом с учетом интересов и потребностей детей, жестко не регламентировано позицией взрослого. Выбор этих форм обусловлен так же становлением у дошкольника внеситуативно-деловой формы общения со сверстниками и внеситуативно-личностной со взрослыми.

В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру.

Для налаживания диалогического общения используются различные игровые и проблемные ситуации, в которых  дети  взаимодействуют  друг с другом, вежливо обращаются друг к другу, аргументировано отстаивают свою точку зрения, закрепляют  правила вежливого этикета.

Стремление к получению конкретного результата, в данном случае продукта, приготовленного на занятиях кулинарией, стимулирует ответственность каждого за взятые на себя ролевые функции. Тесно взаимодействуя, дети стараются помочь младшим, а младшие, в свою очередь, перенимают способы действия и заинтересованность старших.

На импровизированных занятиях  театрализацией дети учатся выражать эмоции, преодолевают барьер в общении.  Через развитие эмоциональной сферы дети  лучше понимают себя и других, имеют возможности для самовыражения. Особое значение в театральной деятельности придается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального эмоционального здоровья  и развития ребенка. Так, например, во время мимического подражания определённому герою пьесы или сказки, снижается эмоциональное напряжение, появляется некая раскрепощённость, снижается скованность, неловкость движений, проявляется психологическая релаксация, что очень важно, учитывая особенности здоровья и развития наших воспитанников.

В заключении хочется сказать, что работа по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста способна обогатить социальный опыт детей и возможно устранить большую часть проблем в общении. На наш взгляд, одним из наиболее эффективных способов формирования у ребенка всех выше перечисленных качеств может быть организация с детьми совместной партнерской деятельности.

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

В МДОУ «Детский сад № 2» в период 22 по 30 ноября 2010г. был проведен тематический контроль по теме: «Анализ состояния речевой среды в ДОУ и коммуникативного развития дошкольников в.

Цель: сформировать знания ФГОС по направлению «Социально-коммуникативное развитие дошкольников»Длительность семинара – 3 дня.

В докладе сформулированы задачи, приведены основные направления, виды и формыобразовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию д.