Полугодия

Программа дошкольной подготовки

Программа дополнительного образования по раннему развитию творческих способностей детей 

в Образовательной системе «Школа 2100»

Пояснительная записка

Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста от 5 до 6,5 лет и является одним из структурных компонентов Образовательной системы «Школа 2100».

В современном российском образовании сложилась ситуация рассогласованности целей и отсутствия целостной образовательной системы на разных этапах обучения и воспитания детей. Отсюда особенно важным представляется создание единой цепи непрерывного образования, звенья которой не только связаны друг с другом, но и каждое является основанием для другого.

Основная цель данной программы – реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.

Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.   Ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из детского сада в школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного обучения.

Реализация цели предполагает решение ряда задач.

1. Разработка содержания, обеспечивающего

  • воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребенка;
  • развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи);
  • развитие эмоциональной сферы;
  • цельность детского мировоззрения.

    2. Формирование опыта практической, познавательной, творческой и другой деятельности.

    3. Формирование опыта самопознания.

    Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры, создание предметно-развивающей среды.

    Результатом всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни, готовность к школьному обучению.

    Программа строится в соответствии с целью и общими принципами Образовательной системы «Школа 2100».

    Главная цель данной образовательной системы – создание условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи,  используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком.

    Цель определяетсистему психолого-педагогических принципов. отражающих наше представление о самоценности дошкольного возраста и его значении для становления и развития личности ребенка.

    а) Личностно ориентированные принципы

    Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.

    Принцип развития. Основная задача  - это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.

    Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

    б) Культурно ориентированные принципы

    Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

    Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.

    Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

    Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

    Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

    в) Деятельностно-ориентированные принципы

    Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности – конструирование, рисование, лепка, элементарное музицирование. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.

    Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.

    Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

    Программа базируется на следующих основных линиях развития дошкольника:

    1) формирование произвольного поведения

    2) овладение средствами и эталонами познавательной деятельности

    3) переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека)

    4) мотивационная готовность.

    Эти четыре линии развития определяют содержание и дидактику дошкольного образования. При разработке предлагаемой программы был учтен накопленный позитивный опыт современного дошкольного образования, а также новые подходы в данной области.

    Данная программа, во–первых, поможет преодолению негативной тенденции упрощенного понимания содержания образования в период дошкольного детства, использования неспецифических для него форм. Поэтому игровые образовательные технологии являются ведущими во всех разделах учебно-познавательного блока программы, а предлагаемые детям знания выступают в качестве средства развития личности ребенка-дошкольника. Во-вторых, обеспечит непрерывное и поступательное развитие личности ребенка на всех последующих этапах образования в условиях единой образовательной системы.

    Комплексная программа по раннему развитию творческих способностей   дошкольников   реализована в конкретных пособиях, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, и методических рекомендациях для педагогов (см. список литературы в конце). Продолжение непрерывных курсов по всем образовательным линиям в начальной школе обеспечивается программами и учебниками тех же авторов.

    Структура и содержание программы.

    Программа представлена следующими разделами:

    1. Возрастные особенности детей.

    2. Организация жизни. Охрана и укрепление здоровья дошкольников.

    3. Физическое развитие.

    4. Игровая деятельность.

    5. Социально-личностное развитие.

    6. Познавательная деятельность:

    • развитие речи
    • подготовка к обучению грамоте.
  • введение в математику.
  • изобразительная деятельность.

    7. Воспитание и развитие личностных качеств.

    Каждый из разделов программы сохраняет общую тенденцию преемственности в развитии и воспитании детей, непрерывности образования, обеспечивающих ребенку успешное продвижение вперед на каждом из последовательных возрастных этапов его развития.

    Успешность развития и воспитания дошкольника зависит от того, насколько ребенок физически готов к нему. Поэтому важным в программе являются разделы «Организация жизни. Охрана и укрепление здоровья дошкольников», «Физическое развитие». Здоровье рассматривается в программе не только как физическое состояние и самочувствие, но гораздо шире – и с точки зрения осознания своей телесности как способа контакта с миром и как эмоциональное, социальное, душевное и психологическое благополучие человека. Целью занятий физической культурой является приобщение ребенка к основам здорового образа жизни, освоение им гигиенической культуры и культуры движений. Физическое развитие дошкольника предусматривает в первую очередь формирование интереса к активной двигательной деятельности и потребность в физическом самосовершенствовании, получение удовольствия от игр, движений, упражнений.

    В разделе «Игровая деятельность» описываются разнообразные игры (творческие, дидактические, подвижные и др.), обеспечивающие полноценное развитие дошкольника. В игровой деятельности ребенок активно сотрудничает со взрослыми и сверстниками, обогащая таким образом собственный жизненный опыт. Важную роль выполняет разумно организованное общение. Педагог побуждает ребенка к диалогу, направляет свои усилия на создание атмосферы доверия и взаимопонимания; содействует самовыражению эмоционально-чувственной сферы дошкольников. При переходе ребенка в школу игра сохраняет свою ценность как способ присвоения социального опыта, общения со сверстниками, формирования произвольности поведения. Не случайно игре как методу обучения отдается предпочтение в разделе «Учебно-познавательная деятельность».

    Социально-личностное развитие предполагает развитие природной любознательности дошкольника, в том числе интереса к себе, к восприятию себя сверстниками и взрослыми, поддержку в поиске своего места в системе социальных отношений, окружающем мире, овладение элементарными социальными навыками, в их числе трудовыми. Данный раздел рассматривается как психолого-педагогическое сопровождение процесса вхождения ребенка в мир знаний и социальных отношений.

    Раздел «Познавательная деятельность» состоит из ряда направлений, каждое из которых, сохраняя свою самостоятельную роль в содержании образования, неразрывно связано со всеми другими, последовательно реализуя выделенные ранее линии развития дошкольников.

    В данном разделе структурно не выделены как самостоятельные следующие направления: «Развитие элементарных естественно-научных представлений», «Развитие экологической культуры детей», «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», «Развитие ребенка в театрализованной деятельности»

    Учебный план занятий для  дошкольников 5-6,5 лет на 2011/12 учебный год

    Всего 256 занятий в год, 2 раза в неделю  по 4 занятия в день.

    Продолжительность занятия- 30 мин с десятиминутным перерывом.

    Во время занятия проходят две физкультурные паузы.

    Начало занятий в 16 часов

    Окончание занятий в 18 ч 30 мин.

    Количество занятий в неделю:

    Развитие речи 2

    Введение в математику 2

    Подготовка к обучению грамоте 1

    Художественно-эстетическое развитие (музыка, изобразительное искусство) 2

    Физическая культура  1

    Всего: 8

    Занятия по развитию речи и  подготовке к письму проводятся по пособиям Р.Н.Бунеевых  «По дороге к Азбуке» и «Наши прописи».

    Занятия по  введению в математику    проводятся по пособию Л.Г.Петерсон, Н.П. Холиной «Раз- ступенька, два-ступенька…»

    Педагог прививает детям элементарные учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности,  поддерживает усилия детей качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и суждения малышей, способствует становлению у детей положительной самооценки.

    Реализация принципа преемственности, заявленного нами как основная отличительная особенность программы  проявляется в том, что помимо предметного содержания, все программы, обеспечивающие познавательную деятельность дошкольников, ориентированы на развитие не только предметных, но и общеучебных умений. Дальнейшее развитие данной группы умений осуществляется в начальной школе средствами всех учебных предметов.

    Основные группы общеучебных умений:

    • интеллектуальные (умение отличать новое от уже известного; сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопросы, делать выводы);
    • организационные (определять цель деятельности, планировать ее, работать по предложенному плану или алгоритму, оценивать полученный результат);
  • коммуникативные (слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли);
  • оценочные (учиться оценивать результаты своей работы).

    Технология организации учебно-познавательной деятельности дошкольников

    В Образовательной системе «Школа 2100» одним из ведущих принципов, определяющих содержание, технологию, методы и приемы работы с детьми, является принцип обучения деятельности.

    В соответствии с ним школьный урок открытия знаний строится с использованием проблемно-диалогической технологии, а для занятий с дошкольниками разработана технология, специально адаптированная к возрасту детей.

    Детям не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой как на уровне содержания, так и на уровне технологии.

    Общая схема организации занятия

    1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3–5 мин.).

    Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения.    Дети 5–6,5 лет сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия.   Каждый ребенок должен принять участие в игре.

    Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен:

    - понимать, что от него требуется в игре;

    - определить, может он играть в эту игру или не может;

    - определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.

    Материалы для организации дидактической игры можно найти в соответствующих пособиях (тетрадях).

    2. Затруднение в игровой ситуации (1–3 мин.).

    В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем. )  Педагог выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.

    В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.

    3. Открытие нового знания или умения (5–7 мин.).

    Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.

    4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.).

    На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в тетради (2–3 мин.). В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.

    5. Повторение и развивающие задания.

    Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.

    6. Итог занятия.(5 мин)

    Дети фиксируют в речи:

    а) что нового узнали;

    б) где новое пригодится.

    Примечание. Во время занятия дети работают за столами 5-10 минут. Все остальное время предполагается их перемещение из одного игрового пространства в другое. Дидактические игры проводятся в движении. Физминутки снимают утомление детей средствами релаксационных упражнений.