Скачать:

Предварительный просмотр:

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕДОШКОЛЬНИКОВ

Проблема художественно-творческого развития волнует умы учёных исследователей со времён античности. Этот феномен человеческой деятельности рассматривается многими учеными, как «наивысшее проявление человеческого бытия» (И. Кант, Ф. Шеллинг).

Как вырастить из ребенка творческую личность? Проблема развития детского творчества является одной из самых актуальных, ведь речь идет о формировании индивидуальной, единственной в своём роде. личности на первых этапах её становления.

Почти все дети любят рисовать, лепить, делать разнообразные поделки. Для дошкольника это не просто приятное время препровождения, но и идеальный способ для развития мелкой моторики. В современных педагогических и психологических исследованиях доказано, что занятия творчеством дает толчок умственному и эстетическому развитию детей в дошкольном возрасте.  Это отмечали в своих трудах М.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, А.А. Венгер и др.

Художественное развитие детей дошкольного возраста позволяет родителям и воспитателям выявлять способности у одарённых детей. С помощью художественного развития можно развивать творческий потенциал всех детей без исключения. Ребенок ещё в дошкольном возрасте научится ценить прекрасное.

Самое важное условие для раскрытия творческих способностей детей -это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности. Каждый ребёнок должен чувствовать себя успешным в своих творческих начинаниях.

Занятия изобразительной деятельностью с самыми маленькими имеют цель-развитие творческого начала, самостоятельности и активности, видеть и чувствовать красоту окружающего мира и сохранить свою индивидуальность в процессе социализации. На занятиях изобразительной деятельностью дети учатся видеть прекрасное во всех его проявлениях, постигают сущность добра и зла. Детей учат понимать и различать другие виды искусства.

Стремление к созиданию ради самопознания - это «встреча с собой» (А.А. Мелик-Пашаев). Психологи утверждают, что в своих работах ребёнок узнаёт, на что способен. Учёные отмечают, что детская художественно-творческая деятельность универсальна и подвижна (В.В. Давыдов), инициативна и бескорыстна (Н.Н. Подъяков), избыточна (В.А. Петровский).

В дошкольном возрасте для развития художественно-творческой деятельности важно практическое экспериментирование, через игру сказку, собственную фантазию.

Большую роль в формировании детского художественного творчества играет воображение. Воображение влияет на чувства, а чувства на воображение. Стремление маленьких творцов к новизне, получению новых знаний толкают на освоение новых способов изображения, к экспериментам с материалами, созданию новых художественных образов.

Доказано, что художественное творчество детей формируется в условиях организованного процесса. Необходима определённая основа для его развития. Но никакое усвоение и овладение опытом невозможно без творческой активности. Творчество – это обязательное условие для полноценного развивающего обучения.  Дошкольный возраст является сензитивным к художественно - творческой деятельности, он в полной мере способствует самоутверждению и самовыражению формирующейся личности. Художественное творчество ребёнка – дошкольника является созданием «собственного продукта», в который он вложил свои знания, умения, эмоции, воображение, в конце концов, свое личностное понимание поставленной задачи и пути её решения.

Огромное значение для художественно – творческого развития детей имеет «интерес». А.А. Блащук считает составными элементами: эмоциональные проявления, характеризующие познавательную и творческую активность, волевые усилия для получения результата творческой деятельности.

Учёные выделили три основных компонента художественно – творческой деятельности детей – дошкольников: восприятие, исполнительство и творчество. Исследователи (Н.А. Ветлугина, О.П. Рыданова, Т.С. Комарова, Т.К. Васильева) утверждают, что только при разумном сочетании этих компонентов происходит художественно – творческое развитие ребенка.

Для успешного художественно – творческого развития  нужно создать индивидуальные условия для каждого ребёнка. Сложность используемых приёмов и методов находится в прямой зависимости от возраста и особенностей психики малыша на разных уровнях его развития.

Детское художественное творчество может носить не только профессионально – ориентированный характер. Но и решать задачи социально – культурного развития ребёнка. Работу необходимо выстраивать таким образом, чтобы каждый ребёнок мог порадоваться своему собственному результату или совместному с другими детьми или взрослыми, поделиться своими достижениями друг с другом, взаимопомощи и взаимовыручке. Применение нестандартных приёмов, форм обучения позволяет развивать художественное мышление, творческое воображение, исследовательскую деятельность.

Эстетическое воспитание – воспитание чувств, на которых основано сознание и интеллект. Когда чувства находятся в гармонии с окружающим миром, формируется гармоничная всесторонне – развитая личность.

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников.