Развитие личности дошкольника

На формирование личности дошкольника влияют основные виды деятельности, которые он выполняет, развитие речи и познавательной сферы, но самое важное значение в этом процессе имеют развитие самосознательное ости и самооценки, побудительной сферы, динамичной и содержательной сторон эмоций и чувстве.

Развитие самосознания и самооценки дошкольника Особую роль в развитии личности ребенка в дошкольном периоде играют люди, окружающие, прежде родители Дошкольник становится самостоятельным, более независимым, чем раньше, от взрослых, расширяются ся и усложняются его взаимоотношения с окружающими, а это открывает ему значительные возможности для более глубокого самосознания, оценивание себя и других Следовательно, развиваются его самосознание и самооценкака.

На 4-м году жизни ребенок знает свое имя, фамилию, пол, возраст, ставит вопросы о себе, свой организм, положительно отзывается о себе Через год начинает сознавать свои умения, знания, овладел ет представлениями о некоторых особенностях своего организма, назначение органов Малыш осознает свои состояния, желания, настроения, умеет идентифицировать свои действия с действиями других людей (\"Я так же, как\", \"Мы с умеет мо \";, "Ми. з. вміємо. ").

В старшем дошкольном возрасте углубляются представления о себе возникают чувства самоуважения, собственного достоинства, развиваются умения самоконтроля и саморегулирования действий и отношений с окружающими, иерархия мотивов Ребенок в словесной форме выражает свои переживания, настроения, чувства (\"Я мечтаю\", \"Меня волнует\", \"Я думаю\", \"Я хочу\") Происходит осознание своего Я в системе человеческих отношенийлення свого Я в системі людських стосунків.

концу дошкольного возраста оценочные суждения об окружающем, о себе постепенно становятся все более полными и розгорнутишимы В самооценке дошкольника уже находят отражение чувства гордости и стыда, вин бродит активное отношение к мыслейй.

Ребенок начинает ориентироваться не только на непосредственные отношения со взрослыми, сложившуюся ситуацию, но и на определенные сознательно принятые задачи, нормы, правила Общение приобретает целостного контекста, становится позас ситуативным В отношениях дошкольников с ровесниками типичным являетсяє кооперативно-соревновательный уровень общение - общение, в процессе которого дети устойчиво стремятся к достижению общей игровой цели, относясь к партнерам как к соперникам в совместной игре

Развитие побудительной сферы дошкольника В дошкольном возрасте активно развивается побудительная сфера ребенка, свидетельством чего является формирование мотивов - побуждений к деятельности, связанных с удовлетворением потребностей человека В новообразований в этой сфере н относятся мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, со стремлением быть похожими на них Они, как правило, переплетаются с игровыми Важным мотивом для дошкольников является установление и сохранен ния положительных взаимоотношений со взрослымими.

На основе стремления к самоутверждению у детей возникает мотив соревнования - стремление выиграть, победить, быть лучшим Развиваются также моральные мотивы, в частности слушаться старшего, желание сделать приятное не, нужное другим людям Однако деятельность дошкольников побуждается не отдельными мотивами, а их иерархической системой, в которой основные и устойчивые побуждения постепенно приобретают ведущее значение и подчинения ковую себе частичные, ситуативные Подчинению мотивов способствует осознанию ребенком себя как субъекта действия Оно является началом дальнейшего осложнения мотивов, их опосредование сознанием, перестроек п ротягом жизни Предпосылкой преодоления собственных желаний является не только ожидание награды или наказания со стороны взрослого, но и высказана ребенком обещание (принцип \"данного слова\") Так формируются упорство весть и умение преодолевать трудности, чувство долга по отношению к другим людищодо інших людей.

Развитие динамической и содержательной сторон эмоций и чувств дошкольника Развитие динамической стороны эмоций и чувств дошкольника обусловлен формированием умения контролировать и регулировать свои эмоциональные проявления Содержательный аспект эмоций и чувств связан с причинами и объект объектами переживанияя.

Примерно в 4 года у детей появляется способность отличать истинные и внешние проявления эмоций, причем лучше они распознают негативные эмоции Дошкольники уже могут осознавать правомерность вопреки чливих эмоций порождаются их эмоции предметным миром и межличностными отношениями Успешное развитие ребенка в этом возрасте требует бодрого, жизнерадостного настроения, источником которого является ласковость и ув агага.

В дошкольном детстве формируются высшие чувства Особые переживания сопровождают отношение детей к родителям, общение с которыми в совместной деятельности питают радостные эмоции Тревожные переживания просмотр кликаем конфликты в семье, споры с ровесниками, несправедливое отношение к ним Дошкольник часто впадает в ревность, если ему кажется, что братик или сестренка (в детском саду - другой ребенок) коры стуеться большим вниманием дорослилих.

глубже становятся в этом возрасте чувство гордости и самоуважения, которые являются основой самооценки ребенка, обусловливают ее поведение Иногда эти чувства закрывают от ребенка другого человека, в результате чего формируются же олюбство, эгоизм Важная роль в развитии личности дошкольника принадлежит эстетическим чувством (прекрасному, гармонии, ритма, божественногоо).

яркими интеллектуальными чувствами дошкольников является чувство удивления и любознательности Успех в деятельности вызывает у них яркие положительные переживания, которые могут проявляться сдержанно, однако неудач ча приводит бурное недовольство Связанные с деятельностью неприятные переживания часто порождают неуверенность в своих силах, боязнь новых заданиемнь.

В дошкольном возрасте, особенно во второй его половине, проявляется способность к эмпатии Детям свойственна гуманистическая (емпатийни переживания, в которых они эмоционально откликаются на неблагополучие или благоп получчя другой в форме радости за другого, сочувствие, сострадание, сострадания) и эгоцентрическая (переживание страдания, страха, радости в ответ на печаль другого, а также - сумму в ответ на радость иного го) эмпатии Несмотря на некоторые типичные особенности эмоциональной сферы дошкольников (яркость и непосредственность переживаний, преобладание чувственности над другими сторонами жизни), у каждого ребенка она индивидуальной нна.

Эмоциональное неблагополучие ребенка, проявляясь в сфере ее отношений с другими людьми и в мире собственных переживаний, приводит следующие виды нарушений:

1) неуравновешенность, быструю возбудимость, проявляющиеся в громком плаче, взрывах гнева, глубокой ображености т.д.;

2) \"легкую заторможенность\", избегание общения;

3) агрессивность во взаимодействии с ровесниками;

4) тревожность, проявляется в переживании различных страхов

Главным источником гармоничного развития эмоций и чувств дошкольника является семья Развитие его эмоциональной сферы происходит в направлении усложнения содержания эмоций, формирования эмоциональной окрашенности (фона) жизни, экспрессивности переживаний Дошкольники активно усваивают язык чувств, способные словами объяснить свое эмоциональное состояние, учатся регулировать йогго.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter