2 Развитие способностей дошкольника

Наиболее интенсивно способности начинают развиваться в дошкольном возрасте В поведении ребенка все возрастает доля ее собственной активности Очень ярко проявляется страстное желание ребенка попробовать себя в различных начинаниях, забавах Малыши пытаются постоянно действовать, тянутся к впечатлениям, доставляемых органами чувств, стараются говорить Ребенок переживает потребность применять и развивать свои новые м ожливости Ей нравится добиваться какой-либо цели, получать ожидаемые результаты благодаря собственным усилиям, справляться с определенными требованиями и при этом общаться, обращать на себя внимание, встречать и одобрения Маленьким детям уже свойственно стремление к полноте участия в жизни В эти годы активность выступает в склонности к играм, к фантазированию - характерные черты дошкольного детства В играх с мицнюеться и развивается человеческая потребность активно влиять на окружающую В них ребенок проявляет инициативу, переживает желаемую полноту нагрузки, наслаждается открытии новогоми нового.

Дети начинают различаться по уровню выявления у них общих способностей: познавательных и практических Способности дошкольников формируются в различных видах деятельности развития познавательных наибы большее значение имеют ситуации, в которых оказывается познавательная активность ребенка, его пытливый ум В дошкольном возрасте познания неразрывно связано с воображением и свободно осуществляемыми действиями Ребенок же стоянно или вместе с ровесниками ищет и находит задачи для поиска Познавательно активный ребенок становится лидером для своих товарищей Вот два мальчика играют в скоростную автодорогу, которой служит лавка вдруг м, на дороге авария: игрушечная машинка с большой скоростью съезжает в \"пропасть\", падая с лавки Дети, расстроены \"аварией\", уже готовы перейти к другой игры, но одному из них приходит идея: выложить вдоль \"автотрассы\" \"заборчик\" с помощью палочек Другой приветствует предложение, становится помощником первого Далее возникают новые идеи: закрепить палочки пластилином, сделать заборчик с обеих сторон и т.д. И каждый раз один мальчик проявляет себя как инициатор, а другой - его помощник У детей, проявляющих познавательные способности, наблюдаются склонности к экспериментированию, к поиску, к высказыванию ги потез, предложений время такие дети отличаются высокими уровнями развития образных форм познания действительности: восприятие, образной памяти, наглядно-образного мышления, представленийтя, образної пам'яті, наочно-образного мислення, уяви.

Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность наглядного моделирования по отражению свойств предметов, пространственных отношений, образов художественной детской литературы, логических их отношений (Л Венгерр).

познавательные способности классифицируют в соответствии с отдельных этапов познавательного процесса: на этапе восприятия информации (сенсорные), на этапе анализа, переработки информации (интеллектуальные), на этапе прак тического использования знаний (творческие) Сенсорные способности развиваются особенно интенсивно в процессе усвоения сенсорных эталонов в 3-4 года Усвоение дошкольником эталонов ведет к возникновению идеальных образцов свойств предмета, обозначающие ься словом Дети знакомятся с вариантами каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемы родного языка, эталоны геометрических форрм.

Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заменителем и замещаемые объектом Готовой модели может выступать пла ан игровой комнаты или участка, где дети учатся ориентироваться Потом они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например стол - кружочком, д иван - прямоугольником, стул - треугольником В противном случае детей учили конструировать объекты с помощью графической схемы, а также самим такую. схему составлятьати.

В творческих способностях на первый план выходит воображение Они проявляются в тех случаях, когда ребенок действует не по шаблону, предлагает и реализует оригинальные способы решения практических и игровых задач, проявляет творчество и получает есть такие ее продукты, как рисунок, сказка, рассказ, конструкциия.

Практические способности дошкольника проявляются и формируются в различных видах деятельности - игре, изобразительной, трудовой, бытовой У детей, для которых все более большее значение приобретает общение с ровесниками, достаточно ярко проявляются организаторские способности Дошкольники с такими способностями выступают инициаторами различных детских дел, игр Они отличаются умениями выражать предложений ее и принимать их от товарищей, умеренно высокой самооценкой без проявлений хвалькуватости, высокомерия, зависти; хорошо развитым речью, способностью к распределению обязанностей в соответствии с воз и и интересов каждого; к контролю за соблюдением правил порядке; умениями решать спорные вопросы и конфликты без вмешательства взрослого, оценивать отношение партнеров к порученному делави.

Практические способности проявляются в двигательной активности детей как высокая гибкость тела, ловкость и грациозность движений, высокая способность к подражанию сложных систем движений Такие способности лежат в ос сну выполнения спортивных видов деятельности, танцев, балету.

Тесная связь познавательных способностей с практическими оказывается в конструктивно-технической деятельности, предусматривающий пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и по его част заборами по плану, чертежу, схеме, описанием, а также умение самостоятельно формулировать оригинальный заду.

У многих детей довольно рано проявляются специальные способности Среди них, например, музыкальные Известно, что раннее выявление музыкальных способностей имело место в творчестве Вольфганга Моцарта, Людовика Бетховена а Жана Батиста Люлли Причем, современники отмечали, что общее умственное развитие этих детей не был чем-то выдающимся Так, Моцарт играл на клавесине, когда еще даже не произносил этого слова Люлли в 13 г оки считал лишь к пяти [45] Современные психологи также отмечают, что показатель интеллекта не является ведущим в определении музыкальных способностей этом в большинстве музыкально одаренных детей уровень умственного ого развития выше среднего [98го [98].

Дошкольное детство создает особо благоприятные условия для формирования художественных способностей Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности Он поет, танцует, лепит, рисует У ребенка доской ильного возраста оказываются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включая чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляют мелодичный и ритмичный слух, чувство ритма; теа тральных-языковые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики Специальные способности имеют общую основу: определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной чувствительности и восприимчивости Причем последнее в художественных способностях выступает на первый план [153, с 294] Заключение о развитии способностей у дошкольникальника:

- интенсивному развитию способностей способствует росту активности дошкольника, разнообразия видов его деятельности, склонность к играм, к фантазированию;

- у детей проявляются познавательные и практические способности;

- познавательные способности дошкольников классифицируют на сенсорные, интеллектуальные, творческие;

- практические способности проявляются в двигательной активности детей как высокая гибкость тела, ловкость и грациозность движений, высокая способность к подражанию сложных систем движений; эти способности лежат в о основе выполнения спортивных видов деятельности, танцев, балета

- в отдельных детей проявляются специальные способности - музыкальные, художественные, математические, языковые

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter