Главные вкладки

Разве не тогда я приобретал все то, чем я теперь живу, и приобретал так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того.                                                           От пятилетнего ребенка до меня один только шаг.                                                                                                                                                                                                                                                                               А от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние.                                                                                    

Л.Н. Толстой                                                                                                                   

Развитие  интеллектуальных способностей детей дошкольного  возраста является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Сегодня особенно остро обозначилась потребность общества в воспитании творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, умеющих работать с людьми, информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся условия.

В дошкольном возрасте происходит начальное формирование задатков, способностей к какой-либо деятельности. По мнению В. Серебрякова, «Задатки — это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться».

В работе с маленькими детьми особенно важно учитывать не только способности, которые уже проявились, но и те, которые могут проявиться. Детский возраст — период становления способностей, личности в целом, в психике ребенка в это время происходят бурные интегративные процессы. В этом возрасте существуют благоприятные периоды для развития способностей ребенка. Нейрофизиологи, психологи, педагоги выделяют сенситивные периоды для развития — это время качественного скачка в развитии ребенка.  Психологи отмечают, что в сенситивный период скорость восприятия в 10 -15 раз выше, чем в обычные периоды. Это связано с развитием функций головного мозга и эндокринной системы ребенка. В среднем за год у ребенка бывает примерно от 5 до 15 небольших сенситивных периодов развития, средние появляются примерно раз в 4 - 5 месяцев, а большие наступают раз в несколько лет. В конце каждого возрастного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем возрасте,  однако темп развития у каждого ребенка свой. Из этого следует, что дошкольный возраст — наиболее благоприятный период в жизни человека для раскрытия существующих способностей и формирования новых.

Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент успеваемости детей в школе.                                                                                                                                                 В наше время судьба человека полностью в его руках, а изначально – в руках любящих и заботливых родителей, которые хотят видеть подготовленных малышей, обладающим начальным багажом знаний. Да и в самих школах изменились методики обучения. Большинство заданий, контрольные, экзаменационные тесты строятся таким образом, что детям приходится мыслить, решать поставленные проблемы, а не излагать изученный материал. Именно такой способ обучения оптимален в современных условиях. Не «напичкать» ребёнка знаниями, а научить думать, решать задачи, правильно пользоваться справочными источниками, то есть указать ему путь, следуя которому он сможет получить необходимые знания, реализоваться в жизни и профессии. Но, как показывает практика, усилия самых опытных и квалифицированных педагогов не принесут достаточной пользы без активного участия родителей в процессе воспитания и обучения.

Проблемы интеллектуального развития старших дошкольников

Интеллектуальное развитие старших дошкольников определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности – учебной, важное значение при этом, будет иметь развитие интеллектуальных способностей и формирование соответствующих умений у детей. В наши дни существует проблема. Она  вытекает из противоречия, сложившегося между разработанной психолого-педагогической литературой, методикой и низким уровнем развития детей в реальной существующей практикой.

Чтобы помочь детям, необходимо решение этой проблемы. Для этого нужно разработать систему игр, которые способствуют развитию индивидуальных способностей детей старшего дошкольного возраста, расширить представление родителей о развивающих играх для детей старшего дошкольного возраста, систематизировать диагностический материал для выявления уровня интеллектуальных способностей детей.

Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Интеллектуальные способности это не талант, а умение, которое каждый при желании может у себя выработать. Основы сложных психических функций, таких как  развитое логическое мышление, устойчивое произвольное внимание, хорошо тренированную смысловую память можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. В нашем городе существуют возможности применения данных знаний и умений\: проводятся всевозможные состязания маленьких интеллектуалов,  действует система официальных соревнований по шахматам для дошкольников, начиная от чемпионата Тынды и заканчивая чемпионатом мира.

Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он «учится», хотя при этом сталкивается с учебными трудностями и преодолевает их. Педагогу лишь остается использовать эту естественную потребность для вовлечения детей в более сложные и творческие формы игровой активности. Использование развивающих игр и  головоломок в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность, перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной вначале совместно с педагогом, а потом и   самостоятельно.

Сегодня существует необходимость искать новые пути, открывающие дополнительные резервы интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, поэтому в нашем дошкольном учреждении существует кружок  по интеллектуальному развитию «Маленькие интеллектуалы», целью которого является повышение уровня интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста через систему развивающих игр и головоломок.  Для успешного развития детей и  деятельности кружка  были поставлены следующие задачи:

·        Создать условия для развития логического мышления, произвольного внимания, творческого воображения, рефлексии у детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей (найти базовое программно-методическое обеспечение, сформировать банк развивающих игр и головоломок).

·        Развивать у старших дошкольников с помощью развивающих игр и головоломок логические приемы мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование, выделение и понимание причинно-следственных связей), произвольное внимание.

·        Укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.

·        Пробуждать любознательность,  желание и потребность узнавать новое.

·        Воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности, интеллектуальное трудолюбие.

Новизна работы состоит в создании набора специально подобранных развивающих игр и головоломок для детей 5-7 лет и выработке методических рекомендаций по их использованию.

За время работы кружка был создан банк развивающих игр и головоломок, приобретены пособия по решению логических задач, изготовлены папки для индивидуального решения логических задач,  оформлен центр по интеллектуальному развитию, где дети могут самостоятельно заниматься во время свободной деятельности; разработаны конспекты занятий, методические материалы для родителей. В частности, подготовлены консультации по интеллектуальному развитию старших дошкольников, анкеты и памятки. Также проведено родительское собрание на тему «Значение памяти в интеллектуальном развитии ребенка». На протяжении работы по данной теме разработаны и проведены такие мероприятия: открытое занятие «Начинаем играть в шашки», диагностические тесты: «Лишний предмет», «Отремонтируй робота», «Прицепи вагончик», игры: «Закончи слово», «Кто кем будет». В мероприятия были включены разнообразные, наиболее интересные для детей методы и приемы: игровые моменты, использование художественного слова, использование схем, логические задачи, проблемные ситуации.

С целью педагогического и психологического просвещения педагогов и родителей по вопросам интеллектуального развития  детей старшего дошкольного возраста  подготовлены и проведены консультации:  «Интеллектуальное развитие старших дошкольников», «Интеллектуальные игры для развития мышления старших дошкольников», «О влиянии двигательной активности на интеллект ребенка». Родители воспитанников получили представление о типах развивающих игр и головоломок, были обучены методическим приемам использования в семье развивающих игр и головоломок. Постоянно проводилась  оценка игр и головоломок приносимых родителями с точки зрения их полезности для развития детей дошкольного возраста.

Наша работа по интеллектуальному развитию  приносит положительные результаты. У детей появился  устойчивый повышенный интерес к развивающим играм и головоломкам, они  стали быстрее и лучше запоминать, богаче стало  воображение, их не пугают трудные игры, требующие длительного умственного напряжения, возрос самоконтроль, самостоятельность, начали появляться зачатки рефлексии.

Интеллектуальное развитие является одним из важнейших направлений развития детей  в возрасте 5-7 лет. Эффективным средством такого развития являются логические игры и головоломки. Обучение дошкольников развивающим играм и головоломкам  стало хорошим примером того, как стремление к получению радости от игры постепенно переходит в радость учения.

Работая в детском саду, я твердо убеждена, что основу воспитательной работы в старшем дошкольном возрасте, в первую очередь, должно составлять именно развитие интеллектуальных способностей детей. Ведь то, что сумеешь заложить в сознании ребенка с самых ранних лет, остается у него на всю жизнь.