Библиотека. Наши статьи. Детская психология

Развитие речи дошкольников

Содержание:

Развитие речи дошкольников - самый ответственный период в развитии речи у детей

Слово за слово: постепенное развитие речи дошкольников

Развитие речи дошкольников: как слышится, так и пишется?

Развитие речи дошкольников дома

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ — САМЫЙ ОТВЕТСТВЕННЫЙ ПЕРИОД В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Вдошкольном возрасте ребёнок всё чаще стремится к совместному обсуждению явлений, предметов окружающего его мира, взаимоотношений между людьми. А так какречь теснейшим образом связана смышлением ребёнка.развитие речи даёт малышу возможность выйти за пределы непосредственно переживаемой ситуации. Расширяются, обогащаются контакты шестилетки с другими детьми — младшими, однолетками, старшими, общение с которыми так значимо для успеха в совместной деятельности (прежде всего вдетских играх ), для удовлетворения важных социальных потребностей, для эмоционального иинтеллектуального развития ребёнка. Во взаимодействии и со взрослыми, и с детьмиречь к концудошкольного периода становится важным средством коммуникации, аразвитие речи дошкольников — самым ответственным периодом вразвитии речи у детей .

СЛОВО ЗА СЛОВО: ПОСТЕПЕННОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Кразвитию речи дошкольника ведёт не только развитие потребности в общении, но и новые виды деятельности, осваиваемые ребёнком. Поэтому к концудошкольного возраста познавательная активность ребёнка со звуковой стороны слова всё более смещается на смысловую. То есть старшие дошкольники, например, испытывают радость, когда каламбурят, используя значение одного слова вместо другого, сходно звучащего.

Развитие речи у детей происходит настолько стремительно, что если в словаре трёхлетнего современного ребёнка насчитывается 1200 слов, активныйсловарь шестилетнего дошкольника возрастает почти в 3 раза (3000-3500 слов). В числе характерныхособенностей развития речи дошкольников отмечают «глагольность», т.е. наиболее часто в своейречи шестилетние дети используют глаголы, связанные с движением (ходит, бегает, прыгает, едет) и деятельностью (рисует, лепит, играет). Наразвитие речи дошкольников. а именноприменение в речи обобщений. влияет и овладение новыми понятиями и их значениями. Достаточно развитой к 6 годам является играмматическая сторона речи ребенка. Дети усваивают типы склонений и спряжений, учатся строить более сложные предложения. К поступлению в первый классразвитие речи дошкольников достигает такого уровня, что дети, как правило, уже владеют почти всеми союзами и приставками.

Вразвитии речи дошкольников специалисты отмечают способность деток понимать и употреблять новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ранее усвоенными словами, формами и их сочетаниями. Поэтому педагогудетского центра надетских занятиях развития речи важно использовать это «чутьё языка», не дать ему «притупиться».

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ: КАК СЛЫШИТСЯ, ТАК И ПИШЕТСЯ?

Сейчас, наверно, нет ни одного класса, где бы не встречался хотя бы одинребёнок с дефектом речи. не произносящий отдельные звуки, например Л, Р, Ш, Ж и т.д. Причин тому множество: это и неправильное произношение членов семьи, и недостаточная подвижность мускулатуры артикуляционного аппарата. А ведьразвитие речи дошкольника невозможно безправильного произношения звуков ребёнком. И педагогдетского центра. обнаруживдефекты в речи детей. должен сразу направить их клогопеду . Не следует это оттягивать. Ведьнеправильное произношение будет затруднять ребенку иовладение грамотой .

Впрочем, специалистыдетских центров в областиразвития речи дошкольников работают не только надустранением дефектов речи детей. Разве всегда мы довольны тем, как дети читаютстихи. выразительностью их речи в повседневном общении с нами и с товарищами? Для повышениякультуры речи детей, ее интонационной выразительности, темпа, ритма педагогидетского центра с успехом используютскороговорки .потешки.пословицы.чтение по ролям. драматизацию текстов, слушаниесказок .стихов в исполнении мастеров слова. Новыми направлениями вразвитии речи дошкольников можно считать и занятияпесочной терапией . Не менее известнаяпсихотерапевтическая методика поразвитию речи дошкольниковсказкотерапия . И все же ничто не заменит богатой, выразительной речи самого педагога. Ведь она своего рода эталон для ребенка.

А когда же стоит обучать малыша грамоте? По мнению исследователя Н. Варенцовой, пятилетние детки особенно восприимчивы к звуковой стороне речи, шестилетние — к чтению. Это важно учитывать и педагогам, и родителям, занимаясьразвитием речи ребёнка .

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ДОМА

Хороший пример поразвитию речи ребёнка из жизни. Ольга С. мама шестилетнего Артемия, каждый вечер просит сына рассказать всё, что происходило с ним за день, вплоть до мелочей. И ребёнок ежедневно даёт маме полный «отчёт»: и где был, и с кем разговаривал, и о чём разговаривал, и что видел по дороге домой, и во что была одета бабушка, которая забирала его с плавания. И — надо отметить — такой подход кразвитию речи дошкольника Тёмы дал свои результаты. Мальчик, как говорят, не по годам смышлён и общителен. А его рассказы насыщены большим количеством слов, полны сложных предложений и вводных конструкций.

И если вы сможете стать своему ребёнку благодарным слушателем, как это сделала Ольга (а это совсем не трудно), то скоро сами заметите, как малыш много, а главное охотно будет рассказывать об увиденном и услышанном. Вразвитии речи дошкольника в домашних условиях нет ничего сложно выполнимого. Детский мозг обладает прекрасной способностью впитывать информацию. И малыш с жадностью запоминает то, что ему интересно.

Хорошимизанятиями по развитию речи детей могут стать ваши совместные дела по дому или за его пределами: на детской площадке, в саду, на даче, в лесу. Объясняйте ребёнку каждое своё действие, проговаривайте вслух свои мысли. Поверьте, нет ничего эффективнее и проще вразвитии речи дошкольника. чем простое общение с ним. По мере обогащения опыта малыша, появления новых наблюденийразвиваются способности ребенка. происходитразвитие речи .

Читайте ребенкусказки .стихи. небольшие рассказы о животных, растениях, о таких же девочках и мальчиках, как он сам. Дети просто обожают, когда им читают. Они готовы снова и снова слушать одну и ту же историю, вникая в подробности и детали, запоминая их. А если вы начнёте пересказывать уже знакомое малышу чуть более неторопливо и с остановками, он сам начнёт дополнять и вставлять упущенное. Дляразвития речи дошкольников можно практиковать и такое задание, как придумывание конца недочитанного рассказа, чтение которого прервано на интересном месте. Есть ещё несколько простых, но очень действенных методов поразвитию речи дошкольников .

Если же какой-то звук или несколько звуков даются ребёнку с трудом, не стоит его часто поправлять, акцентировать внимание на ошибке, заставлять многократно произносить различные слова. Это частая ошибка вразвитии речи дошкольников встречается у многих родителей. Важно при ребенке говорить правильно самим, и малыш, копируя речь взрослых, обычно сам справляется со своим недостатком. Но если же к концу дошкольного возрастаустранение дефектов речи у ребенка не произошло, следует обратиться клогопеду .

логопед (учитель-дефектолог) ДССЗ "Познайка"