Урок обществознания по теме "Экономическая сфера общества". 6-й класс

Цель урока: обобщить, систематизировать и закрепить знания учащихся по теме "Экономическая сфера общества"

Задачи урока:
  • закрепить знание основных понятий;
  • формирование навыков решения несложных проблем экономического характера
  • развитие памяти, внимания, творческого мышления, умения применять знания в нестандартной ситуации

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и целей урока

Учитель: Назовите 4 сферы общества.

С какой сферой общества мы познакомились?

Сегодня на уроке мы будем не простыми учениками, а экономистами. И будем решать различные экономические задачи и проблемы.

3. Обобщающее повторение

1. Экономический аукцион

Учащиеся называют пословицы и поговорки на тему "Труд. Работа". Побеждает тот, кто назовёт последнюю пословицу. (Подбор пословиц был домашним заданием.)

2. Экономическая перестрелка

Учитель называет определение, учащиеся - соответствующее понятие и наоборот: учитель- понятие, учащиеся дают ему определение.

Экономика - домашнее хозяйство, хозяйство предприятия, хозяйство города, хозяйство целого государства

Нужда человека в чем-либо - потребности.

Производство - выпуск продукции, процесс создания товаров и услуг.

Финансовое учреждение, которое объединяет денежные средства, принимает за определенную плату вклады и представляет кредиты - банк .

Предприниматель - человек, который организует новое дело по производству товаров и услуг с целью получения прибыли.

Средство измерения величины стоимости товара, обмена, осуществления платежей, расчетов - деньги.

Предприниматель - человек, который организует новое дело по производству товаров и услуг с целью получения прибыли.

Купля- продажа товаров и услуг.- обмен

Бизнес - любая деятельность по производству и обмену товаров и услуг с целью получения прибыли.

Соглашение между работодателем и работником, согласно которому работник обязан выполнить свои трудовые функции, а работодатель оплачивать его труд - труд. договор

Семейный бюджет - это доходы и расходы семьи за определенный период времени.

Регулярная денежная выплата гражданам со стороны государства - пенсия.

Заработная плата - вознаграждение за труд, выплачиваемое наемному работнику.

Три главных вопроса экономики - Что производить? Как производить? Для кого производить?

3. Экономическая ситуация

Большинство людей в обществе одновременно выступают в роли производителей и потребителей.

Подумайте и приведите примеры конкретных ситуаций, в которых человек является производителем и потребителем.

4. Игра "Товары и услуги"

Рынок - система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг.

По объявлениям из газет и журналов (тянут их по очереди) учащиеся должны определить: где предлагаются потребителям товары, а где - услуги.

5. Игра "Экономическое лото"

Деньги выполняют различные функции:

- средство обмена

- средство измерения

- средство платежа

- средство накопления

(на импровизированных денежных купюрах описаны различные ситуации, нужно определить - к какой функции денег данная ситуация относится).

- заплатил за булку хлеба

- килограмм апельсинов стоит 50 рублей

- телевизор стоит 5500 рублей

- килограмм помидоров на рынке у одного продавца стоит 30 рублей, у другого - 35

- получил заработную плату за прошедшей месяц

- заплатил транспортный налог

- положил 10 000 рублей в банк

- откладываю 1000 рублей с каждой зарплаты на покупку домашнего кинотеатра

- заплатил за ремонт холодильника

- стоимость билета на автобус до Казани- 250 рублей

6. Конкурс "Защита рекламы"

Одним из двигателей торговли является реклама. Чтобы привлечь потребителя, реклама должна быть яркой, необычной, многообещающей, запоминающейся.

(учащиеся заранее получили домашнее задание: нарисовать рекламу по предложению товаров или услуг). Учащиеся демонстрируют свои творческие работы.

7. Экономический практикум

Деятельность предпринимателей называется бизнесом.

По форме деятельности бизнес бывает

- производственным

- торговым

- страховым

Приведите соответствующие примеры деятельности предпринимателей, бизнесменов в экономике нашей деревни, города, района.

8. Экономическая задача

Составить семейный бюджет для семьи, состоящей из: мамы (работает), папы (работает), дедушки (пенсионер), сын (студент), дочка (школьница). Перечислите доходы и расходы для этой семьи.

9. Юридическая консультация

Учащимся предлагаются ситуации, они должны определить - нарушен в данном случае закон или нет. Объяснить, почему.
  • Саша, 13 лет. Устроился работать почтальоном на весь год.
  • Маша, 15 лет. Договорилась в устной форме о работе летом по раздаче рекламы.
  • Олег, 14 лет. Заключил трудовой договор на работу во время летних каникул на полный рабочий день.
  • Нина, 16 лет. Устроилась летом по трудовому договору на работу по четыре часа в день с двумя выходными в неделю.

10. Работа с сигнальными карточками + и -

Определить верные утверждения:

- по достижению пенсионного возраста граждане получают право на пенсию

- подростков можно привлекать к работам в ночное время и к вредным работам только с их согласия

- закон разрешает по общему правилу трудоустройство с 18 лет

- безработными называются нетрудоспособные граждане, которые из-за болезни или по возрасту не могут устроиться на работу

- для заключения трудового договора с подростками, достигшими 14 лет необходимо согласие одного из родителей

- трудовой договор - это документ, в котором определены права и обязанности работника и работодателя.

- минимальная продолжительность ежегодного отпуска составляет 15 календарных дней

- по согласию сторон, трудовой договор может быть расторгнут в любое время

4. Подведение итогов урока