Развитие внимания старшеклассников

Развитие познавательной сферы старшеклассников происходит и за счет совершенствования их способности к целенаправленному сосредоточения внимания на определенных объектах и. явлениях, а также преодоление влияния фак икив, которые отвлекают ее Все это является свидетельством развития концентрации внимания Старшеклассники вполне сознательно распределяют и переключают Прогресс этих свойств внимания связано с развитием логичног в мышленииння.

Формирование интереса старшеклассников к определенным наук и видов деятельности обуславливает усиление избирательности внимания Однако иногда это отрицательно влияет на усвоение обязательных предметов, поскольку ученики не обращается тают внимания на некоторые из них В старшем школьном возрасте возрастает роль в учебной и практической деятельности после произвольного внимания - внимания, которое возникает на основе произвольного и заключается в сосредоточении на интересно м предмете, явлении Проявления различных свойств внимания старшеклассников, в частности ее интенсивности (степени концентрации), устойчивости, объема и т.д. имеют существенные индивидуальные различия, которые зависят от сформированности интересов, познавательной потребностейеби.

Развитие интеллекта старшеклассников

В ранней юности формируется целостный интеллект как динамическая структура познавательных свойств человека Он определяет стиль и стратегию преодоления проблем, эффективность индивидуального подхода к узнавали ных и проблемных ситуаций В целостном интеллекте сочетании основные познавательные функции человека (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение) Показателями его развития является объем, структура и качество знает нь, уровень интуиции, владение мыслительными операциями, стратегиями решения задач тощощо.

У старшеклассников формируются первые цельные понятийные структуры Важнейшие их характеристики конкретность и абстрактностьКонкретному понятийный структуре свойственны незначительная дифференциация и недостаточная интеграция понятий, в которых преобладает чувственный опыт Поэтому юноши зависимы от внешних воздействий, склонны к черно-белому мышлению, нетерпимы к неопределенным ситуаций, стереотипно решают проблемы и т.д. Абстрактная понятийная структура предполагает высокую дифференциацию и интеграцию понятий Признаки ее - независимость от ситуации, ориентация на внутренний опыт в познании мира, склонность к риску, гибкость, креативность и т.д. Чем выше й уровень абстрактности, то выраженная способность личности маневрировать в пределах временных, пространственных, семантических расстояний и преодолевать йїх.

Расширяется у старшеклассников и пространство рассуждения, они уже способны решать не только познавательные задачи, но и социальные проблемы В ранней юности формируется непроизвольный интеллектуальный кон нтроль, что обеспечивает оперативное регулирование процесса рассуждения Недостаточная развитость его может вызвать чрезмерную фиксацию внимания на одном элементе видимого поля Это порождает деформацию (рас ние или сжатие) субъективного перцептивного или когнитивного пространства, искажение познавательного образа (объект находится в центре внимания, воспринимается значительно больше) из-за зависимости от окружат ения, мгновенную реакцию на внешние сигналы, контроль за использованием категорий в суждениях, ориентировании в факторах ситуации и течении времени (надеждаія).

Старшеклассники уже осознают особенности своего интеллекта уровень и тип субъективных (высказываемых в анализе трудностей в функционировании собственного разума) представлений о собственных индивидуальные интеллектуал ные ресурсы Составляющими его является знание своих индивидуальных интеллектуальных качеств (особенностей восприятия, памяти, мышления, способов формулировки и решения проблем и т.д.); владение основами др. интеллектуального деятельности (ознакомленностью со способами запоминания, правилами эффективного мышления, различиями между логически необходимыми и эмпирически правильными суждениями и т.д.), умение оценивать собственный разум на уровне \"недостаточный - достаточный\" и на уровне самопринятия, ощущение интеллектуальной способности или неспособностипроможності.

Динамично формируется в этот период познавательное отношение к миру (познавательная позиция), которая может быть открытой и закрытойОткрытая познавательная позиция свидетельствует о вариативности индивидуального умственного опыта, субъективных способов осмысления событий, учет различных точек зрения других, способность синтезировать разные познавательные позиции в диал лозе, соглашаться с содержанием информации или брать его под сомнение т.д. Таких учеников просто чем-то удивить, поскольку даже самые невероятные события являются для них субъективно ожидаемыми. Закрытой познавательной позиции свойственны стереотипное осмысление проблемы, неадекватное восприятие необычных и потенциально психотравмувальних аспектов ситуации Старшеклассник с такой позицией не может одновременно иметь много представлений я явление, ему трудно учитывать взгляды других, воспринимать противоречия и парадоксы, критически относиться к информации, представлять невероятные события и факти.

Юношеский возраст активно способствует развитиюинтеллектуальных способностей - способностей понимать значение слов, выстраивать пространственные фигуры из предложенных элементов, выявлять закономерности в ряде чисел и геометрических изображений, предлагать различные варианты использования определенного объекта, видеть противоречия в проблемной ситуации, находить способы изучения определенной предметной области тощ.

Структуру интеллектуальных способностей старшеклассников образуют:

а) логико-нормативные (конвергентные) способности проявляются в способности с помощью логического мышления решать нормативные задачи в регламентированных ситуациях, обрабатывать информацию, быстро находим ити правильные ответы Зависят они от уровня развития интеллекта, его комбинаторных свойств - способности выявлять связи, отношения и закономерности, комбинировать элементы проблемной ситуации и собственных знаний, а также процессуальных свойств интеллекта (операций, приемов и стратегий интеллектуальной деятельности));

б) дивергентные способности (креативность) интеллекта Проявляются в способности продуцировать оригинальные идеи в нерегламентированных условиях деятельности Критериями креативности являются: скорость (количество идей, вы иникають за единицу времени); оригинальность (способность порождать новые идеи) восприимчивость (чувствительность к необычным деталям, противоречий и неопределенности, готовность гибко и быстро переключать ся с одной идеи на другую); метафоричность (склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, умение в простом видеть сложное, в сложном - простое), способность отказа виться от непродуктивного опыта, привносить в него новве.

Старшеклассники осознанно овладевают познавательными стилями Проявляется это в индивидуальных способах кодирования и обработки информации, формулировании и решении интеллектуальных проблем, познавательных ьного отношение к событиям и мира Совокупность этих стилей образуют стиле кодирования и обработки информации (когнитивные стили) формулировки и решения интеллектуальных проблем (интеллектуальные стили); видение действительности (эпистемологические стилиі).

Важное приобретение ранней юности - формирование способов умственной репрезентации, суть которой заключается в особенностях сложившегося актуального умственного образа конкретного события, предметной ситуации, т.е. в субъективной форме видении.

При недостаточном развитии умственного представления старшеклассники: неспособны адекватно представить ситуацию без четких указаний извне; ориентируются на непосредственные субъективные ассоциации, а не на анализ сут ттевих объективных особенностей ситуации; предпочитают проще, понятнее и хорошо организованной форме представления (сосредоточение на очевидных, внешних аспектах ситуации, неспособность реагув ать на скрытые ее аспекты), редко могут осмыслить и объяснить свои действия при построении представление о ситуации, четко выделить два-три ключевых ее элементы (опорные точки размышлений) готовы перебудув ать образ ситуации согласно новым условиям и требованиям деятельности; подвержены эгоцентрических репрезентаций (сосредоточение на личном взгляде, собственных потребностях, податливость негативного влияния аффективных состояний.

целом интеллектуальная сфера старшеклассника связана с самосознанием, побудительной, эмоционально-волевой сферами Благодаря самосознанию он определяет цель интеллектуальной деятельности, уровень достижений И Интересы его определяют предметное поле рассуждения Побудительная сфера питает психической энергией интеллектуальную поведение (познавательные потребности, интересы, интеллектуальная саморегуляция т.д.) Интеллект взаимодействует с эмоционально-волевой сферой При положительных эмоций потенциал интеллекта в ранней юности значительно повышается, но сильные эмоции (в т ч и позитивные) создают трудности, поскольку личность почин ае воспринимать мир через свою радость или горе Отрицательные эмоции направляются на конкретные образы, положительные - на абстрактные, обобщенные моделі моделі.

Главным достижением в развитии познавательной сферы старшеклассников является становление словесно-логического мышления (овладение логическими операциями), которое тесно связано с развитием внутреннего и внешне ого речи, развитие осмысленности и апперцепции восприятия, творческого воображения, внимания формирование индивидуального стиля интеллектуальной деятельности.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter