Свежие публикации

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования детей «Планирование карьеры»

MUNICIPAL INSTITUTION

PLANNING CAREER CENTRE

Ленина, 116, г. Томск, Россия.

Адрес сайта: www. cpc. *****

e-mail: *****@***ru

Программа тьюторского сопровождения

«Планирование карьеры – начало пути»

(для обучающихся 9 классов )

Срок реализации 1 год

Автор: Петрова Надежда Валерьевна

педагог дополнительного образования,

Томск – 2009

Пояснительная записка

Преобразования, осуществляемые в политической и социально-экономической жизни общества, утверждают новый взгляд на личность специалиста, требуют профессионально подготовленных, самостоятельно мыслящих людей. В настоящее время критерием определяющим успешность человека, становится готовность к работе в быстро меняющихся условиях общественной и профессиональной деятельности. В связи с этим перед современной системой образования стоит задача не только обеспечить глубокое и прочное усвоение знаний, но и создать условия для развития потенциала личности, ее социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Реализация данных задач сводится к введению профильного обучения старшеклассников соответствующего с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной программы (далее именуемая ИОП). Обучающимся предоставляется возможность собственного выбора содержания образования, формы и места занятий в соответствии с их интересами, способностями, склонностями, последующими жизненными планами.

Обобщая опыт реализации ИОП в различных образовательных учреждениях, необходимо признать, что важным условием успеха является создание определенной среды обучения, построенной на новых организационных, методических и содержательных возможностях современного образования. В соответствии с этим обстоятельством перед образовательным учреждением встает важнейшая задача в создании условий адекватного возможностям ученика выбора профессиональной подготовки в условиях профильного обучения. Особое место в данном процессе отводится учреждениям дополнительного образования детей, которые выполняют функцию расширения возможностей образовательных стандартов и усиление вариативной составляющей общего образования.

Интеграция ресурсов ОУ и УДО приведет к смене позиции педагога как консультанта, направляющего самостоятельную деятельность обучающихся. Тьюторское сопровождение осуществляет поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ.

На базе Центра «Планирование карьеры» разработана программа тьютерского сопровождения ИОП для обучающихся 9 класса.

Проблемная ситуация, на решение которой направлена программа тьторского сопровождения, заключается в том, что профилизация школы делает для девятиклассника острой и актуальной проблему выбора профиля дальнейшего обучения. Учитывая, что подавляющее большинство девятиклассников ориентировано на обучение в 10-м классе, данная проблема приобретает массовый характер. Отсутствие элементарных представлений о научных основах осуществления выбора и сложности при осознании собственных индивидуальных особенностей и целей препятствует эффективному профессиональному самоопределению учащихся в процессе выбора профильных классов. Реализация ИОП требует от обучающихся высокого уровня активности, готовности принимать ответственность за результаты и процесс обучения, способности к грамотной постановке целей и самоорганизации, развития коммуникативной, проектной, информационной компетенции, а так же компетенции самоопределения. Поэтому остро встает необходимость создания системы сопровождения процесса предпрофильного обучения задачей которого становится помощь учащимся в выборе дальнейшего образовательного маршрута и профиля обучения. Данное обстоятельство обусловило разработку программы тьюторского сопровождения 9 класса «Планирование карьеры – начало пути». Программа тьюторского сопровождения входит в инвариантную часть городской профориентационной программы «Планирование карьеры – путь к успеху».

Цель программы: создание условий осознанного выбора профиля в процессе проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы.

Задачи программы:

1. Развить готовность обучающихся к выбору профиля обучения.

2. Способствовать расширению информационного поля образовательных ресурсов.

3. Создать условия проявления социальной активности обучающегося в вопросах профессионального и личного самоопределения посредством разработки и реализации плана индивидуальной образовательной деятельности .

Ожидаемые результаты:

1. У обучающихся развита готовность принятия ответственного выбора профиля обучения.

2. Участники программы владеют навыками работы с информацией в сфере образовательных и профессиональных ресурсов.

3. Обучающиеся являются активными участниками профессионального и личного самоопределения посредством проектирования и реализации плана индивидуальной образовательной программы.

Программа тьюторского сопровождения рассчитана на срок реализации - 1 год в количестве 35 часов. В своем содержании программа имеет 4 этапа представленных инвариантной (еженедельные встречи) и вариативной частью (по выбору и запросу обучающегося) учебного процесса. В таблице ниже указаны основные этапы программы и задачи тьюторского сопровождения.