Введение

Собралась подниматься я,

А может, вниз спускаться?

Рам Дасс

Некоторые люди рождаются с феноменальной памятью, примером тому могут служить  Юлий Цезарь  и Александр Македонский. которые знали в лицо и по имени всех своих солдат — до 30000 человек. Этими же способностями обладал и персидский царь Кир. Каждого из 20000 жителей Афин знали знаменитые Фемистокл  и Сократ. А Сенека был способен повторить 2000 не связанных между собой слов, услышанных лишь раз. Евреи из польской религиозной общины “Шасс Поллак”  могли абсолютно точно назвать положение каждого слова на любой странице всех 12 томов “Талмуда”. Доминик О’Брайен. шестикратный чемпион мира по использованию резервов памяти, установил огромное число рекордов по запоминанию информации, в том числе запоминание колоды карт за 33,8 секунды; 18 колод карт за один час; и более 2000 бинарных цифровых комбинаций менее чем за 30 минут! Очень часто можно слышать, как люди говорят: "Ему повезло, у него феноменальная память!". Это свидетельствует о том, что люди осознают важное значение памяти как для повседневной жизни, так и для профессиональной деятельности. Для большинства профессий память - очень ценный инструмент. Те, у кого память выше среднего уровня, имеют преимущество. Наряду с существованием "чрезвычайно хорошей памяти", случаи действительно плохой памяти встречаются очень редко. Памятью обладают все.

Действительно, все мы обладаем памятью. И если некоторые добровольно признаются в том, что имеют плохую память, это всего лишь означает, что они не умеют ею пользоваться. Мы все запоминаем достаточное количество идей, фактов, данных. Без этого жизнь была бы невозможна. Почему же тогда мы запоминаем одних людей и не можем удержать в памяти имена других, запросто запоминаем одни встречи и вынуждены записывать другие, выполняем одни задания, а о других совершенно забываем, запоминаем некоторые сведения и быстро забываем другие? Ответ очень прост: когда мы хорошо запоминаем что-то, это значит, что мы применили эффективные приемы запоминания, сознательно или бессознательно. Если же мы не смогли удержать что-то в памяти, значит, процесс запоминания прошел неправильно.

1. Виды памяти и их особенности

В зависимости от деятельности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.

Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 с.

Кратковременная память сохраняет в течение короткого промежутка времени (в среднем около 20 с.) обобщенный воспринятой информации, ее наиболее существенные элементы. Объем кратковременной памяти составляет 5 - 9 единиц информации и определяется по количеством информации, которую человек способен точно воспроизвести после однократного предъявления. Важнейшей особенностью кратковременной памяти является ее избирательность. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая соответствует актуальным потребностям и интересам человека, привлекает к себе его повышенное внимание. " Мозг среднего человека, - говорил Эдисон, - не воспринимает и тысячной доли того, что видит глаз".

Оперативная память рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней. Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока, при этом существует (но не всегда) возможность ее многократного воспроизведения. На практике функционирование долговременной памяти обычно связано с мышлением и волевыми усилиями.

Генетическая память обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение.    Очевидно, что влияние человека на этот вид памяти очень ограничено (если оно, вообще, возможно).  В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую, эмоциональную и другие виды памяти. У человека преобладающим является зрительное восприятие. Так, например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут. За сохранение и воспроизведение зрительных образов отвечает зрительная памяти .Она напрямую связана с развитым воображением: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит. Слуховая память - это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных умений и навыков. Ярким примером двигательной памяти является рукописное воспроизведение текста, подразумевающее, как правило, автоматическое написание когда-то изученных символов.                                                                                                                       Эмоциональная память - это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.     Возможности осязательной, обонятельной, вкусовой и других видов памяти по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью очень ограничены; и особой роли в жизни человека не играют. Рассмотренные выше виды памяти лишь характеризуют источники исходной информации и не хранятся в памяти в чистом виде. В процессе запоминания (воспроизведения) информация претерпевает разнообразные изменения: сортировку, отбор, обобщение, кодирование, синтез, а также другие виды обработки информации.  По характеру участия воли в процессе запоминания и воспроизведения материала память делят на произвольную и непроизвольную

Непроизвольная память функционирует автоматически, без особых на то усилий со стороны человека. Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем произвольное, во многих случаях жизни оно превосходит его.

2. Способы улучшения памяти

Хорошая память складывается из трех компонентов. природного потенциала памяти, состояния памяти и тренированности памяти.

Природный потенциал памяти  – это то, что дала нам природа. И этот факт приходится воспринимать как данность.

Состояние памяти  -  это тот компонент, который существенно изменяет потенциал памяти. Возможности мозга человека гигантские: количество клеток в человеческом мозге  14 миллиардов, а количество связей между ними не поддается подсчету. Но сам мозг -очень сложная динамическая структура, чувствительная практически ко всему, начиная с магнитных бурь, заканчивая тем, на каком стуле вы сейчас сидите. И что-то помогает нам улучшить память, а что-то, наоборот, сводит возможности мозга к минимуму. Ниже мы рассмотрим, что нужно сделать для того, чтобы улучшить память

Тренированность памяти  – это уже ваши регулярные психофизические усилия над тем, как улучшить память. Ряд регулярных упражнений и тренировок могут в разы улучшить вашу память.

2.1. Физические нагрузки

Во время физических нагрузок мозг лучше снабжается кровью и кислородом, и уже одно это заслуживает того, чтобы регулярно (2-3 раза в неделю) посещать спортзал. Не менее важно и то, что в то время, когда работают мышцы, выделяется ряд гормонов, необходимых для раб

2.2. Полноценное питание

Для плодотворной работы мозга и памяти необходимо полноценное разнообразное питание. Уже доказано, что правильное питание способствует укреплению памяти. Определенные вещества способны ускорять и стимулировать биохимические процессы, происходящие в клетках головного мозга. Важно следить за их постоянным поступлением в организм или с продуктами питания или в составе специальных витаминно-минеральных комплексов. Многие вещества накапливаются в организме, и их недостаток в питании проявляется не сразу, особенно это касается некоторых аминокислот, витаминов и микроэлементов. Поэтому важнейшее условие для хорошей памяти – это питаться регулярно и разнообразно.

Углеводы.

Мозг составляет всего 5% от веса организма, но потребляет 50% энергии. А основной источник энергии – это углеводы. Полезные для мозга углеводы содержатся в  кашах. Особенно полезны гречневая и овсяная каши. Полезны макароны из твердых сортов пшеницы и картофель.  В меньшей концентрации, но не менее необходимые для работы памяти  углеводы находятся в овощах,  фруктах и ягодах, самыми лучшими для памяти являются персик, банан, груша. Ну, а самый концентрированный природный

Если углеводы будут поступать  в организм в недостаточном количестве, то вы будете «медленно соображать», у вас будет чувство усталости, потому что вашему мозгу элементарно не будет хватать энергии. Углеводов в рационе должно быть порядка 70%.

Белки.

Роль белка для мозга и памяти огромная. Белки – это строительный материал и для нервных клеток, и для нейротрансмиттеров, без которых процесс запоминания невозможен; и для гормонов, которые определяют активность мозга. Белки также выполняют функцию получения и перемещения энергии – даже если вы хорошо питаетесь углеводами, но в вашем организме недостаточно белков, то вы тоже будете чувствовать усталость и подавленность, потому как энергия не сможет, ни усваиваться клетками, ни доставляться в необходимые участки мозга.   Поэтому регулярно не менее 3 раз в неделю в вашем меню обязано присутствовать мясо. Особенно полезной считается говядина. В остальные дни вы можете потреблять рыбу, молоко, очень полезны для работы памяти творог и яйца. В рационе должно быть порядка  15% белков.

Жиры.

Наравне с углеводами жиры выступают источником энергии. При нормальном употреблении пищи, богатой  углеводами и белками, человек получает достаточно жиров. То, что растительные жиры предпочтительнее животных, - общеизвестный факт.  Единственное, на что необходимо обратить внимание, так это на рыбий жир. Омега-3  полиненасыщенная жирная кислота напрямую влияет на умственные возможности и память человека. Поэтому, если вы действительно хотите улучшить память, то в вашем меню должно быть не реже, чем 2 раза в неделю жирная рыба: сельдь, лосось, форель, семга. Жиров в рационе должно быть 15%.

2.3. Продукты, полезные для улучшения памяти

Для полноценной работы памяти нужно много полезных веществ и их соединений, и в каждом продукте содержатся элементы, необходимые для памяти.

Банан  – источник хорошо усваиваемых углеводов, важнейших аминокислот: каротина, триптофана (пронейромедиатор серотонина), метионина, витаминов В1, В2, РР, С. Банан – лучший завтрак для памяти.

Яйца  - кладезь веществ, необходимых для хороший памяти. Особенно богаты полезными веществами перепелиные яйца. Они сдержат  витамины А, В1, В2, РР. Важные аминокислоты: лизин, цистеин, метионин, глютаминовая кислота, триптофан. Источник хорошо усваиваемого белка.

Пророщенные злаки. В проращенных пшенице и рже содержатся фосфор, калий, магний, марганец, кальций, цинк, железо, селен, медь, «умные витамины» группы В: В1, В2, В3, В5, В6, В9, а также Е, F, биотин. Эти вещества нормализуют работу и энергообеспечение мозга и сердца, наделяют стрессоустойчивостью,  повышают иммунитет и защищают клетки мозга от старения.

Мёд  – самый лучший источник углеводов. Его нужно использовать вместо сахара, так как он состоит из полезных для мозга, легко усваиваемых фруктозы и глюкозы.  Также мед – это источник практически всех необходимых микроэлементов: в его составе 22 из 24, находящихся в крови человека.                                                                                                       Жирная рыба  – сельдь, лосось, форель, семга. Источник незаменимой жирной кислоты «Омега 3», которая важна для работы нервной ткани. Ее недостаток приводит к дегенеративным заболеваниям мозга. Эта кислота не синтезируется организмом, и ее необходимо употреблять с пищей, а в жирной рыбе ее особенно много.

ИССЛЕДОВАНИЕ:

3.1. Проблема развития памяти

В настоящее время проблемами развития памяти озабочены представители разных наук, таких как психологии, биология, генетика, кибернетика, медицина и другие. В каждой из этих наук существуют свои вопро сы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют наши знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой пси хологии.  Мы  решили  исследовать, как развита память  у учащихся нашей школы. Исследования проводились среди учащихся восьмых классов нашей школы. Всего в тестировании принимало участие 55 учащихся из трех классов. Ребятам было предложено две методики.

Для первого исследования мы использовали   Тест «Долговременная память» (Приложение1)

Основной задачей которого являлось выяснить объём кратко - и долговременной памяти всех испытуемых класса путём определения количества запомненных слов после каждого из пяти зачтений двадцати слов теста.

Методика №1. Запоминание двадцати слов теста.

Ход работы:  Произносится двадцать слов теста. Испытуемый записывает слова после очередного прочтения в произвольном порядке (закрывая результаты предыдущего зачитывания)                                                                                                                                     Качество запоминания вычисляется по формуле: количество правильно воспроизведенных слов, разделённое на количество предлагаемых слов и умноженное на сто процентов

Если к пятому прочтению тестируемый воспроизвёл все двадцать слов - результат удовлетворительный, если к третьему - хороший.

Таблица результатов №1 8 «А» класс