Игры для развития наблюдательности, памяти и внимания

Умению анализировать и быть наблюдательным ребенка надо научить – так же, как мы учим его счету и навыкам самообслуживания. Причем взывать: «Будь внимательным!», «Осторожнее!», «Соберись, не отвлекайся!», бесполезно. «Просто потому, что произвольное внимание (то есть умение усилием воли отвлекаться от интересного в пользу необходимого) полностью формируется только к 6–7 годам, – говорит детский психолог Оксана Лысикова. – До этого возраста «царствует» внимание непроизвольное – малыш усваивает то, что сильнее всего его впечатлило». Поэтому занятия, обучающие концентрации, должны быть меньше всего похожими на занятия. Азарт, веселье, интрига – лучшее подспорье для воспитания внимания и усидчивости.

Игры для развития зрительной памяти

Охотники за сюрпризами

Игра хорошо развивает интенсивность внимания. Предположим, после обеда малыша ждет вкусный сюрприз или игрушка. Но его надо найти с помощью волшебного ключа! Склейте из спичечных коробков шкаф (письменный стол, сейф). Положите в один из «ящичков» ключик из золотой фольги. Покажите ребенку, где лежит ключик, и спрячьте «сейф». Через несколько минут предложите вспомнить, в каком именно ящичке «ключ от сюрприза».

Нарисуйте на листе бумаги человечков и их «тени» – силуэты. Попросите малыша найти тень главного героя. Зачем? Например, мальчик может «выводить на чистую воду» шпиона; девочка – расколдовывать принцессу. Чем старше ребенок – тем дальше персонажи должны находиться от своих теней.

Художник ушел на обед

И не успел нарисовать на картине что-то важное. Например: стебелек у цветка, окна у дома, колеса у велосипеда. Задача ребенка – найти «недостачу» и дорисовать картинку. Чем старше и опытнее игрок – тем мельче и незаметнее недостающий элемент.

Ходы и лабиринты

Серия игр с запутанными линиями отлично развивает концентрацию внимания. Варианты: «провожаем» гномика домой через дремучий лес; определяем, кто с кем беседует по телефону; помогаем ежику найти кратчайший путь к грибам и т. п. До 4 лет «путешествуем» карандашом или пальчиком, после – только глазами.

Вспомнить все

Эта забава отлично развивает объем внимания. Начинать играть можно, когда малыш твердо усвоит названия геометрических фигур. На прогулке посчитаем: сколько вокруг кругов (колеса велосипедов, клумбы), прямоугольников (окна, стоянки для машин) и т. п. Те, кому уже стукнуло четыре, на прогулке могут попробовать перечислить, сколько круглых предметов осталось дома, а дома, наоборот, попытаться вспомнить уличную «геометрию».

Игры для развития слуховой памяти и внимания

В каком ухе у меня звенит?

Это занятие лучше проводить на кухне – обычно после него требуется уборка. Вам понадобится игровой инвентарь – шуршащая бумага, кастрюли, пустые пластмассовые бутылки, стаканчики и т. п. Маленький игрок зажмуривается (тем, кто не боится, можно завязать глаза). Вы издаете самые разные звуки – скрипите, шуршите, звените, переливаете воду… Чем смешнее звуки, тем лучше. Задача ребенка – угадать, как вы «сделали» звук. Потом вы меняетесь местами. Ребенок не только проявит чудеса звуковоспроизведения, но и с удовольствием поиграет с кухонной утварью. Польза для мелкой моторики очевидна. Ваш малыш наверняка с восторгом отнесется к предложению отделить красную фасоль от белой, почистить пальчиками крутое яйцо или картофелину в мундире, рассортировать по мисочкам сырые макароны разных форм. Наш совет: поставьте в детской коробки для каждого вида игрушек – сортировка чего бы то ни было отлично избавляет от рассеянности и заодно учит организовывать пространство вокруг себя.

Распутай слова

Как выглядит светская беседа в песочнице? Дети часто перебивают друг друга и говорят одновременно. Превратим это в игру. Выбираем водящего. Сначала двое детей (а позже и трое) одновременно произносят два слова – важно, чтобы эти слова не были похожи друга на друга по звучанию (как, например, «луг» и «друг»). Задача водящего – назвать оба слова. Тренируется распределение внимания – то есть способность одновременно держать под контролем несколько источников информации.

Салочки «ушки на макушке»

Можно играть на улице всей семьей или детской компанией. Один ребенок водит – он Серый Волк. Остальные участники игры стараются увернуться от него, изображая пасущееся стадо (овечки блеют, телята мычат). Задача Волка – «осалить» одну овцу и одного теленка. Главное – не напутать! Обычно игра заканчивается всеобщим хохотом и кучей малой.

Эта игра – вариация на тему «съедобное-несъедобное» – учит малыша удерживать внимание на важной информации. Ставим в комнате корзину, вручаем чаду то, что ему понравится в эту корзину закидывать (пластмассовые мячики, мелкие игрушки и т. п.). Вы называете самые разные слова, а малыш должен «поймать» слово «рыбка» – кинуть, услышав его, мячик в корзину. Если вместо «рыбки» пойман «башмак», мячик из корзины убираем. В конце игры подсчитываем улов. Чем опытнее и старше «рыбак», тем быстрее игра и сложнее слова. Важно: почему так важно развивать слуховую память? «В любом развивающем кружке, спортивной секции, не говоря уже о школе, основную часть информации малышу предстоит воспринимать на слух, – объясняет детский психолог Оксана Лысикова. – Именно от этого умения во многом зависит успешность обучения».

Игры для развития моторно-двигательного внимания

По команде «носик!» ребенок должен дотронуться пальчиком до носа, «ушко!» – до уха и т. п. С трех лет усложняем задания: просим коснуться правой руки, левого уха и т. п. Перед началом игры имеет смысл убедиться, что руки чистые, а ногти коротко подстрижены.

Запасы на зиму

Закрываем составленные стулья и диванные подушки покрывалом. Это домик для «зайцев». Замечено, что «зайцы» очень любят запасаться на зиму провизией. Протягиваем в темноту мытые овощи и фрукты и предлагаем ребенку на ощупь и по запаху определить, что за добыча ему досталась: «Шершавый, с пупырышками? Правильно, огурец! Маленький, похож на мячик? Конечно, мандарин!». Вариант: берем кубики и предлагаем малышу вместе построить на ощупь башню.

Взрослый произносит фразы. Некоторые из них соответствуют истине, другие – полная ерунда (например: «трава синяя», «зимой жарко»). Правильные мысли малыш вознаграждает аплодисментами. Услышав неправильные, должен топнуть. Скорость наращиваем постепенно.