Скачать:

ВЫПИСКА ИЗ ПРИКАЗА ПО Д/С №81

№_____                                                                                   от _08.04.2013 года_

План педсовета:

Участники педсовета.

    Представители педагогического коллектива детского сада Родители выпускной группы Заведующий ДОУ.

Цель:

    Помочь родителям достойно пройти период начала обучения их ребенка в школе Уточнить позицию родителей, школы, детского сада и дополнительного образования по вопросам подготовке детей к школе Выработать единый механизм взаимодействия детского сада, семьи и школы по вопросам преемственности.

Предварительная работа по подготовке к педсовету:

    Контрольные срезы, диагностика, тестирование детей. Опрос родителей, педагогов на тему «Определение главных факторов обеспечивающих успех ребёнка в школе». Определение степени беспокойства родителей по поводу предстоящего школьного обучения. Подготовка итогового открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Организация выставки «Методическое обеспечение программы по работе с детьми в подготовительной группе. Подбор литературы и написание выступлений воспитателей по теме педсовета. Разработка сценария педсовета.

План педсовета:

    Вступительное слово и.о. заведующего Штукерт С.А. Чтение сказки Д. Соколова «Чайка Долли»

Дискуссия:

    Физическое здоровье –  физ. инструктор Крохоткина Евгения Владимировна Умение общаться – педагог-психолог Ильинская Екатерина Анатольевна Умение считать и писать – воспитатель Назарова Ирина Геннадьевна Хорошая память и внимание – педагог-психолог Ильинская Е.А. Выносливость и работоспособность, аккуратность и дисциплинированность, инициативность, воля и способность действовать самостоятельно – старший воспитатель д/с №81 Штукерт С.А.
    Результаты выхода на модель выпускника – и.о.заведующего детским садом №81 Штукерт С.А. Принятие решения.

ВСТУПЛЕНИЕ:

Уважаемые педагоги, родители, сегодня у нас необычный педсовет. Мы пригласили Вас сюда для дискуссии «Что необходимо для успешной адаптации ребенка к школьной жизни» и эпиграфом сегодняшнего разговора я предлагаю  взять сказку Д. Соколова «Чайка Долли»

Чтение сказки Д. Соколова «Чайка Долли»

« Жила была чайка Долли. Она свила уютное гнездышко и села в него высиживать яйца. Она была очень заботливой и ответственной, только очень редко вылетала из гнезда на море попить и схватить пару  рыбок - и сразу спешила назад, к своим  продолговатым крошкам.

И вот однажды, возвратившись в гнездо, она увидела, что одно яйцо разбито. Пух и трава раскиданы, а половинки скорлупы лежат совсем не там, где должно было лежать четвертое яйцо.

- О, ужас!- воскликнула чайка Долли.

И тут вдруг что-то как закричит.

-Эй!- закричала чайка - Ты кто?

У ее ног сидело маленькое жуткое существо: мокрое, взъерошенное и ужасно неуклюжее. Рот у него был растянут в глупой улыбке. Но постепенно оно собралось, нахмурилось и задумалось.

-Не очень знаю,- призадумалось оно.- А ты кто?

-Хозяйка этого гнезда. Яйцо ты разбил?- спросила грозно чайка.

-Да!- объявило маленькое чучело -Я!

-Негодяй!- рассвирепела чайка. Ты зачем детеныша моего разбил. Сейчас позову других чаек. Судить тебя будем!

- Так я оттуда же,- залепетало чучело.- Я сам оттуда, и оно само…

- Как само?

- Я там внутри сидел, расплакался, наконец, пришелец.

- Так ты мой детеныш!- всплеснула руками чайка.

Расцеловав и причесав своего птенца, Долли задумалась.

-Мой детеныш, -объявила она,- тебе нельзя тут так сидеть. Ты еще слишком маленький. Ну-ка, полезай в яйцо.

-Зачем?- спросила крошка.

- Тут и объяснять нечего. Ты еще не доразвился, чтобы на воздухе гулять.

Конечно, в разбитую скорлупу она его не запихнула, но худо - бедно посадила на одну половинку, прикрыла другой и села сверху.

-Удобно? Спросила Долли.

-М-м-м-, донеслось снизу. –Так себе. Долго мне еще так?

- Пока не вырастешь. Сиди мой хороший, не высовывайся.

Так прошел час. Долли задремала. А птенец постучал в соседнее яйцо и  зашептал:

- первый, первый, я- четвертый, просыпайся.

- А я и не сплю. Как дела на улице?

-Плохи дела. Никакого ходу. Отругали и назад запихнули. А там море… Такое классное. Вот бы туда слетать!

- Слушай и я тоже хочу,- заволновался первый.

- Ия! Ия!- запищали второй и третий.

-Дети, что вы там?- вдруг проснулась чайка.

-а мы уже не дети!- закричали все четверо.

Раз!- и вылупились!»

Заведующий:    Если Вы внимательно прослушали эту сказку, то согласитесь, что беспокойство чайки Долли присутствует в той или иной мере у каждого из нас, приглашенных на эту дискуссию. Каким должен ребенок прийти в школу, чего от него ожидают, чьи чаяния и надежды он рушит или оправдывает? На мой взгляд, противоречие  кроется, прежде всего, в несовпадении представлений о понятии «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ» представителей различных социальных позиций.

Для учителя  преемственность - это наличие у ребенка перед поступлением в школу  определенных знаний, умений и навыков. Общее мнение таково, что ребенок приходит в школу  не обученный нормам и правилам школьного поведения;

Воспитатели  обижены: для них обеспечить преемственность -  значит позаботиться  о том, чтобы к детям, которые приходят в школу не было никаких претензий. Считают, что дают  каждому ребенку  такой багаж знаний, который школа до конца не оценивает.

Родители  хотят всего и сразу, они не произнося слово «преемственность»  понимают его чаще всего как стремление пораньше научить, упуская из вида тот факт, а, насколько необходимо «особо продвинутые» достижения ребенку именно сейчас - в дошкольном возрасте.

И наша с вами задача - найти золотую середину, чтобы не прозевать вылет птенцов из гнезда и вовремя подготовить их к интересной школьной жизни, которая наполнена встречей с первым учителем, первыми трудностями и их преодолением, чтобы события последующие за первым звонком не были стрессовыми.

В ходе подготовки  к педсовету мы провели:

    Опрос родителей, с целью определения  степени беспокойства  в связи с приближающейся школьной жизнью ребенка.

На момент опроса  посещали детский сад 20 детей подготовительной группы.

-Сильная степень беспокойства у 7 родителей;

-умеренное беспокойство у 6 родителей;

- не беспокоятся-7 родителей (что будет, то и будет).

    Было  проведено анкетирование родителей: с целью определения позиции по вопросам подготовки детей к школе.

Было обработано 20 анкет.

На вопрос:- Что  для вас означает выражение «Уметь учиться в школе?» мнения родителей распределилось следующим образом -  Знать и выполнять все правила школы ответило 69% анкетируемых, получать хорошие отметки и слушать учителя и не шалить – по 38,%. 85% родителей считают, что определённую подготовку к школе ребёнок получает в семье. При этом отмечают, что подготовка к школе им видится в:

- Формировании усидчивости через игру;

- Психологическом настрое;

- Приучении его к требованиям, которые выдвигает школа,

- Воспитании самостоятельности;

- Обучение ребенка навыкам ребёнка счета и письма.

Ребёнок приходит в школу. Школьная жизнь требует от него умения справляться с новыми для него обязанностями. Какова же позиция родителей наших родителей в данном случае:

    69% родителей  усилят требования к ребёнку и контроль; 30 % родителей утверждают, что как – то иначе помогут своему ребёнку справиться с новыми трудностями (организуют свободное время правильно его распределив, будут морально поддерживать, своевременно помогать в учении); 8 % родителей считают правильным тот факт, что надо часть обязанностей взять на себя, освободив тем самым от них ребёнка. 85 % родители считают, что у их ребёнка есть желание учиться в школе т. к. есть потребность в знаниях, стремлении узнать как можно больше нового, много расспрашивают о школе. а вот 15 % ответили, что их дети не хотят идти в школу.
    Был распространен вопросник для воспитателей, родителей и руководителей ДОУ «Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе»

Из 8 факторов, нужно было выделить  только 3, определяющие успешность адаптации.

- Позиции родителей, и воспитателей  сходятся в том, что должны быть сформированы такие качества как:  умение общаться и способность  к взаимодействию со сверстниками и взрослыми.

- у родителей  приоритет: аккуратность и дисциплинированность, хорошая память и внимание, инициативность, воля и способность действовать самостоятельно. Физическое здоровье и умение считать и писать составили  1% от  числа опрошенных. Выносливость и работоспособность, развитие интеллекта  не считают ведущими факторами для обучения в школе на начальном этапе.

Воспитатели: Мнения воспитателей распределились таким образом. 63% -умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками. 50%- физическое развитие, аккуратность, дисциплинированность, хорошая память и внимание.

13% - за развитый интеллект, выносливость и  работоспособность. А умение считать и писать не считают важным фактором.

Заведующие ДОУ   в предварительном анкетировании не участвовали. Считают, что  ребёнок – выпускник должен быть физически, интеллектуально развит,  100% и 71% соответственно. Умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми 87%, инициативность, воля и способность действовать самостоятельно – 29%

Итого:

Физическое развитие – 46 %

Развитый интеллект – 57 %

Умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками

и взрослым- 87 %

Умение считать и писать - 2 %

Выносливость и работоспособность - 6 %

Аккуратность и дисциплинированность - 36 %

Хорошая память и внимание  - 39 %

Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно  - 28 %

Выводы:

Несмотря на то, что для каждой подгруппы первоочередными стали различные приоритетные факторы, они определили круг тревожности и возможных затруднений, с которыми столкнутся дети на пороге школьного обучения. Больший процент совпадений  по наиболее значимым факторам:

Умение общаться и способность взаимодействовать со  сверстниками и взрослыми - 87 %;

Развитый интеллект – 57 %;

Физическое развитие – 46 %.

Все 8 представленных факторов необходимо рассматривать как равнозначные для того, чтобы ребёнок безбоязненно и успешно адаптировался к школьной жизни.

Тем не менее, все 8 факторов необходимы для успешной адаптации ребенка к школе:

1.Физическое здоровье

2.Развитый интеллект.

3.Умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

4.Умение считать и писать

И добавила бы из практики и родительского опыта: сплоченность родительского коллектива, их инициатива, желание участвовать в жизни детского коллектива. Попробуем раскрыть все факторы и определить их значимость в форме защиты каждого шага успешности будущего первоклассника. Вопросы были распределены заранее. Сначала заслушиваем выступление и далее добавляем, опровергаем, принимаем.

Дискуссия:

    «Физическое здоровье» физ. инструктор Крохоткина Евгения Владимировна

2. «Умение общаться» - педагог-психолог Ильинская Екатерина Анатольевна

3.  «Умение считать и писать» - воспитатель Назарова Ирина Геннадьевна

4. «Выносливость и работоспособность, аккуратность и дисциплинированность» – Гладышева Екатерина Валерьевна (родитель группы №5)

5. «Хорошая память и внимание» – педагог-психолог Ильинская Екатерина Анатольевна

6. «Инициативность, воля, способность действовать самостоятельно» –

ст. воспитатель Штукерт Светлана Алексеевна

9. «Сплоченность родительского коллектива» - воспитатель Назарова Ирина Геннадьевна

Подведение итога дискуссии:

Таким образом, к моменту поступления  в школу ребенок должен быть развит физически. соответствовать  возрастным нормативам роста и веса.

У ребенка должна быть сформирована личностная готовность. принятие на себя новой социальной позиции- положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Готовым к школе является тот ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получить новые знания. Будущему первокласснику необходимо уметь произвольно управлять своим поведением.

У ребенка должна быть сформирована интеллектуальная готовность.

Наличие кругозора, запаса конкретных знаний, соответствующего уровня развития психических процессов.

И конечно важно, чтобы была сформирована социально-психологическая готовность, которая включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми и учителем, умели подчиняться интересам  и обычаям детской группы.

Штукерт С.А. и.о.заведующего:  Наш детский сад сотрудничает со школой. Мы готовы представить материалы анкетирования, тестирования и опросов детей и родителей по результатам работы  по подготовке детей к школе. По этическим соображениям, я представлю результаты сводной таблицы, не озвучивая имена детей. т.к. практикой доказано, что ребенок может в корне измениться придя в школу, повзрослеть за лето, немаловажная  роль здесь будет принадлежать первому учителю и родителям.

Вывод:

Как показывают данные диагностики,  в 20013 году уровень развития детей приближен к модели выпускника в следующем цифровом выражении:

Из 23 детей, которые пойдут в школу

в пределах нормы: 14 детей

Высокий уровень: 3 ребенка

Низкий уровень: 1 ребенок

Данные показатели свидетельствуют о достаточно высоком уровне подготовки детей к школе. При этом отметили более низкую мотивационную готовность детей к школе по сравнению с предшествующим выпуском, общение между детьми  имеет наиболее низкий показатель. Это свидетельствует о том, что у некоторых детей данной группы возможны проблемы в адаптационный период. (Это дети как из благополучных семей, так и семей из группы риска)

Было проведено сравнительное анкетирование  родителей и воспитателей по изучению эмоционально - волей сферы ребенка.

Результаты анкетирования выглядят так.

Совпадение мнения родителей с мнением воспитателя в 293 ответах, что составляет 75 % от общего числа вопросов. Расхождение во мнениях составляет – 97ответов (25 %).

Завышенная оценка родителями действий своего ребёнка – 33 ответа, что составляет  8.46%.

Заниженная оценка родителями действий своего ребёнка –30 ответов, что составляет 7.69 %.

Анализируя данные сравнительного анкетирования родителей и воспитателей по изучению эмоционально – волевой сферы ребёнка, можно сделать вывод о том, что  следует обратить внимание  в дальнейшей работе на укрепление доверительных повседневных отношений воспитателей с родителями.

Заключение:

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст- это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них одно родовое слово ПЕДАГОГ. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном  взаимодействии детского сада и школы и семьи. Выигрывают от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.