Программа предпрофильной подготовки для 9-х классов Г. В. Резапкиной «психология и выбор профессии»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ №1652

Программа предпрофильной подготовки для 9-х классов

Г.В. Резапкиной «ПСИХОЛОГИЯ И ВЫБОР ПРОФЕССИИ»

на 2013/2014 учебный год

Разработчик:

педагог-психолог

Аношина О.А.

Москва 2013

Пояснительная записка

Современная программа профессионального самоопределения должна честно рассказывать не только о «технологии выбора», но и той ответственности, которую каждый человек несет за свой выбор, дополняя этический взгляд на выбор профессии рациональными аргументами, значимыми для нового поколения прагматичных и целеустремленных людей.

На занятиях по программе «Психология и выбор профессии» школьники в ходе самодиагностики изучают свои психологические особенности, «примеряют» различные модели поведения и оценивают их эффективность. Психолого-педагогическими средствами мы создаем поле выбора профиля обучения и формируем психологическую готовность учащихся к этому выбору на основе знаний о своем профессиональном и личностном потенциале.

Занятия могут быть полноценными в том случае, если у всех учащихся будут рабочие тетради с бланками, текстами опросников и заданиями, которые они должны выполнять на уроках и дома. Пособие для учителя содержит примерный конспект всех уроков с необходимыми пояснениями и комментариями, а также ответами на вопросы (правильные ответы выделены жирным шрифтом).

Говорить, что в ходе этих занятий у всех учеников произойдет коррекция самооценки и резко поменяются приоритеты и ценности, сформированные и поддерживаемые личным опытом, было бы преждевременно. Очень многое зависит от личности преподавателя, стиля семейного воспитания, атмосферы образовательного учреждения.

Цель программы – дать учащимся знания о самих себе, на основе которых научить делать осознанный выбор. Занятия нацеливают детей на обдумывание возможных изменений, то есть постановку целей.

В результате занятий по этой программе решаются следующие задачи:

Формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии.

Организация работы.

Занятия проходят в виде урока, один раз в неделю, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями по основам психологии и профессиоведения и практическими навыками принятия решения и т.п.

Особенности роли учителя.

Учитель должен быть фасилитатором, т.е. проводником информации, необходимой для личностного и профессионального роста учащегося.

Для учителя должно быть важным, в первую очередь, развитие личности ученика.

Эффективность усвоения курса следует оценивать по сформированности у учеников способности к осознанному выбору профессии.

Прогнозируемые результаты обучения. Приобретаемые навыки детей.

Учащиеся получат представления:

- о своих возможностях;

- о своём характере, своих достоинствах и недостатках;

- об особенностях своего мышления, внимания и памяти;

- об источниках стресса в нашей жизни, о его влиянии на нас;

- о различных профессиях, относящихся к определённому типу

- привлекательных и непривлекательных сторонах любой профессии

- «о профессиональной пригодности»

Учащиеся научатся:

- адекватно оценивать себя;

- адекватно реагировать на собственные эмоции;

- навыкам социально приемлемого поведения;

- примерять к своим интересам и склонностям отрасли промышленности

- избегать ошибки в выборе профессии и их последствие

- осмысливать характеристики некоторых профессий и соотносить

их со своими возможностями

- правильно составлять личный профессиональный план

- выбирать адекватные целям методы сбора первичной информации.

Технологические особенности.

Желательно мультимедийное сопровождение курса:

компьютер, медиапроектор, экран, множительная техника.

Это позволит учителю презентовать необходимый теоретический материал,

размножать тестовый материал и стимулировать познавательную активность в ходе проведения занятий.

Количество часов: 36 часов в год.

Режим проведения занятий:

продолжительность занятий – 45 минут (1 раз в неделю).

Оценивание деятельности учащихся в рамках данного учебного курса. Специфика учебного материала и методика его преподавания требуют особых форм оценивания результатов работы учащихся. Предлагается зачетная система. Возможными критериями оценивания в рамках зачетной системы могут быть:

- точность определения понятий, сформированная «понятийная» компетентность в рамках изучаемой тематики;

- полнота ответов (к примеру, заполнение аналитических таблиц);

- умение аргументировать свою точку зрения во время дискуссии;

- овладение навыками рефлексии, самоанализа;

- активная позиция во время занятий.

В конце каждой четверти проходит семинарское занятие по теме.

Вариантом итоговой работы учеников по данному курсу может быть разработанный и письменно оформленный социальный проект, нацеленный на решение изученной по данному курсу социальной проблемы.

Методическое обеспечение:

1. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии. Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов, Москва 2005 год.

2. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии Рабочая тетрадь для учащихся

План занятий по программе «Психология и выбор профессии»

I четверть. Что я знаю о своих возможностях

1 урок. Самооценка и уровень притязаний.

2 урок. Темперамент и профессия. Определение темперамента.

3 урок. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

4 урок. Что такое стресс.

5 урок. Определения типа мышления.

6 урок. Внимание и память.

7 урок. Уровень внутренней свободы.

8 урок. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях».

9 урок. Семинар «Влияние психологических характеристик на выбор профессии».

II четверть. Что я знаю о профессиях

10 урок. Классификации профессий. Признаки профессии.

11 урок. Формула профессии. Профессия, специальность, должность.

12 урок. Определение типа будущей профессии.

13 урок. Интересы и склонности в выборе профессии.

14 урок. Определение профессионального типа личности.

15 урок. Профессионально важные качества.

16 урок. Профессия и здоровье.

17 урок. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях».

18 урок. Семинар «Профессиональное самоопределение личности».

III четверть. Способности и профессиональная пригодность.

19 урок. Способности общие и специальные.

20 урок. Способности к интеллектуальным видам деятельности.

21 урок. Способности к профессиям социального типа.

22 урок. Способности к офисным видам деятельности.

23 урок. Способность к предпринимательской деятельности.

24 урок. Эстетические способности.

25 урок. Уровни профессиональной пригодности.

26 урок. Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность».

27 урок. Семинар «Профессиональная пригодность».

IV четверть. Планирование профессиональной карьеры

28 урок. Мотивы и потребности.

29 урок. Ошибки в выборе профессии.