ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ

Москаленко Н.В. Ковтун А.А.

Днепропетровский государственный институт физической культуры и спорта

Аннотация. Рассмотрены особенности психофизиологического состояния студентов под влиянием занятий физической культурой и спортом. В исследовании приняли участие 50 студентов. Из них 25 - студенты спортивного отделения. Для исследования восприятия использовались тесты на воспроизведение мышечных усилий и временных интервалов. Для исследования памяти - методики "зрительная память" и "слуховая память". Для исследования внимания - методика "корректурная проба с кольцами Ландольта". Для исследования мышления - методика "арифметический счет". Выявлено благоприятное воздействие занятий на восприятие, внимание и мышление студентов. Установлено, что студенты-спортсмены имеют высокий уровень развития внимания, выше среднего уровень развития восприятия и памяти, средний уровень развития мышления.

Ключевые слова: спорт, студенты, психофизиология, тест, память, внимание.

Анотацiя. Москаленко Н.В. Ковтун А.О. Вплив фiзичноi культури i спорту на психофiзiологiчний стан студентiв. Розглянуто особливостi психофiзiологiчного стану студентiв пiд впливом занять фiзичною культурою i спортом. У дослiдженнi взяли участь 50 студентiв. З них 25 - студенти спортивного вiддiлення. Для дослiдження сприйняття використовувалися тести на вiдтворення м'язових зусиль i тимчасових iнтервалiв. Для дослiдження пам'ятi - методики "зорова пам'ять" i "слухова пам'ять". Для дослiдження уваги - методика "коректурна проба з кiльцями Ландольта". Для дослiдження мислення - методика "арифметичний рахунок". Виявлена сприятлива дiя занять на сприйняття, увагу i мислення студентiв. Встановлено, що студенти-спортсмени мають високий рiвень розвитку уваги, вище середнього рiвень розвитку сприйняття i пам'ятi, середнiй рiвень розвитку мислення.

Ключовi слова: спорт, студенти, психофiзiологiя, тест, пам'ять, увага.

Annotation. Moskalenko N.V. Kovtun A.A. Influence of physical culture and sport on the psychophysiological state of students. The features of the psychophysiology state of students under influence of employments a physical culture and sport are considered. 50 students took part in research. From them 25 are students of sporting separation. For research of perception tests were utillized on reproducing of muscular efforts and temporal intervals. For research of memory are methods "visual memory" and "auditory memory". For research of attention is a method "proof-reading test with the rings of Landolt". For research thoughts are a method "arithmetic account". The favourable affecting of employments is exposed perception, attention and thought of students. It is set that students-sportsmen have a high level of development of attention, above average level of development of perception and memory, middle level of development of thought.

Keywords: sport, students, psychophysiology, test, memory, attention.

Введение.

В современном понимании понятие "функциональное состояние организма" представляет собой интегральный комплекс функций, характеристик и качеств человека, которые обусловливают различные организации физиологических систем организма, способствующих выполнению работы [5]. Поэтому понятие функциональное состояние организма состоит из представления о функциональной системе, которая отвечает за определенный вид деятельности. Термин "психофизиологическое состояние" фактически означает функциональное состояние психофизиологических функций [3, 5]. Большинство современных исследований в области психофизиологии спорта направлены на изучение изменений психофизиологических функций в условиях повышенного психоэмоционального и физического напряжения. Однако недостаточно исследованной остается проблема влияния занятий физической культурой и спортом на психофизиологическое состояние студентов в процессе их учебно-познавательной деятельности в ВУЗе.

Общеизвестно, что двигательная сфера человека взаимосвязана с развитием интеллекта. Так, познание мира ребенком начинается с его двигательных действий. Большую роль психомоторика играет при восприятии и познании различных предметов с помощью активного прикосновения. Показана тесная взаимосвязь развития речи с развитием моторики рук. Установлено, что и в дальнейшей жизни движения способствуют развитию умственных способностей человека [1, 2].

Важным этапом совершенствования познавательных процессов является период обучения в ВУЗе, при котором возможно улучшение состояния таких психофизиологических функций как восприятие, внимание, память и мышление, необходимых для успешной учебно-познавательной деятельности. На данный процесс в определенной степени влияет двигательная активность студентов при занятиях физической культурой, поскольку в ней присутствуют особые взаимоотношения ощущений и сознания. Поэтому физическая культура и спорт имеют большие возможности для комплексного улучшения состояния физических качеств и психофизиологических функций студентов.

При исследованиях краткосрочных эффектов физических упражнений выявлены позитивные изменения в интеллектуальной сфере человека, улучшение внимания, оперативного мышления и памяти. При исследованиях длительного влияния физических упражнений показано, что успешность обучения студентов при невысоком и среднем уровне спортивного мастерства выше, чем у студентов, которые не занимаются спортом [1, 6]. Предполагалось, что это может быть связано как с повышенным уровнем работоспособности, так и с развитием волевых процессов. Однако не было полностью выявлено влияние занятий физической культурой и спортом на конкретные психофизиологические функции, состояние которых является определяющим для обучения в высшей школе.

Работа выполнена по плану НИР Днепропетровского государственного института физической культуры и спорта.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Целью исследования было изучение особенностей психофизиологического состояния студентов под влиянием занятий физической культурой и спортом для оптимизации их учебно-познавательной деятельности.

Задачи работы:

1. Проанализировать современную научно-методическую литературу о состоянии проблемы влияния занятий физической культуры и спортом на учебно-познавательную деятельность студентов.

2. Выявить особенности психофизиологического состояния студентов, занимающихся физической культурой и спортом.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие студенты III и IV курсов Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры (г. Днепропетровск), которые были разделены на две группы. Контрольная группа состояла из 25 студентов основного отделения, которые занимались физической культурой только на занятиях по физическому воспитанию в ВУЗе. Экспериментальная группа состояла из 25 студентов спортивного отделения, среди которых было 2 МСМК, 7 МС, 8 КМС и 8 студентов имели I спортивный разряд.

Для исследования восприятия использовались тесты на воспроизведение мышечных усилий и временных интервалов, для исследования памяти - методики "зрительная память" и "слуховая память", для исследования внимания - методика "корректурная проба с кольцами Ландольта", для исследования мышления - методика "арифметический счет" [4]. Статистический анализ проводился с помощью пакета программ EXCEL-2003. Оценку достоверности различий проводили по критерию Стьюдента-Фишера.

Результаты исследований.

В процессе работы мы провели исследование состояния психофизиологических функций студентов, результаты которого представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели психофизиологического состояния студентов