Рубрики

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.

01 Янв 2014, Автор: admin

ВНИМАНИЕ и ПАМЯТЬ – процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребенка НАРУШЕНО внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Исследователи выделяют нарушения внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи.

Остановимся на ИГРАХ и упражнениях, которые эффективно развивают внимание и память детей.

«ЛЕТАЕТ – НЕ ЛЕТАЕТ»

«НАЗОВИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ»

Попросите ребенка назвать предметы, которые можно катить (переставлять, двигать, бросать, протирать, пилить, красить и т.п.).

«ЗАПОМНИ И НАЙДИ»

Играть можно с карточками от детского лото. Взрослый берет карточки и показывает из них ребенку 5 – 7 картинок. Затем раскладывает все карточки на столе. Задача ребенка: найти все, показанные ему карточки и разложить в порядке предъявления.

Вариант игры: Взрослый выкладывает перед ребенком карточки и называет 5 – 7 картинок. Задача ребенка: вспомнить и выбрать картинки в той последовательности, какую ему предложил взрослый.

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»

Предложите ребенку внимательно рассмотреть сюжетную картинку. Затем, перевернув ее, ребенок вспоминает и воспроизводит как можно больше отдельных предметов, изображенных на картинке.

«ЗАПОМНИ И ПОВТОРИ»

Взрослый произносит ряд словосочетаний (белая ракета, голубая коляска, красная машина, синий пистолет), а ребенок должен их повторить в заданной последовательности.

Словесно-логическое МЫШЛЕННИЕ – одно из трех видов мышления – характеризуется использованием понятий, суждений и умозаключений. Оно невозможно без речи и в то же время является одной из ее функций. Другими словами, речь и мышление тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.

Родители должны помогать детям осмысливать события и явления, искать их причины следствия, взаимосвязь и отличительные особенности.

Например, с помощью таких вопросов:

• Почему осенью люди теплее одеваются?

• Почему летом нельзя кататься на лыжах?

• Почему зайца трудно увидеть на снегу?

• Можно ли два шарика поставить друг на друга? Что тогда произойдет?

Важно приучать ребенка задумываться над тем, что он видит вокруг, что узнает из рассказов взрослых, мультфильмов, кино. Не торопитесь сразу все объяснять ребенку. Сначала задайте наводящий вопрос, дайте толчок детской мысли и только после этого приступайте к объяснениям.

Важной операцией мышления является сравнение. Наиболее полезно искать различное в сходном и общее в различном.

Например, можно спросить:

• Чем различается кукла и девочка (птица и самолет, диван и кровать, чайник и кофейник, шкаф и полка, грузовик и легковая машина, лиса и волк и т.п.)?

• Что общего у дерева и цветка (шапки и цыпленка, стола и кубика, дома и муравейника, голубя и вертолета, лодки и утки, лошади и автомобиля и т.п.)?

Неиссякаемую пищу для словесно-логических упражнений представляют родителям хорошо знаковые детям и любимые ими сказки.

С радостью и интересом ответят дети примерно на такие вопросы:

• Почему Волк прибежал быстрее Красной Шапочки к дому ее бабушки?

• Почему семеро козлят открыли дверь Волку?

• Кто из трех поросят не боялся Волка в своем доме? Почему?

• Можно сказать, что мышка вытянула репку? А кто вытянул?

• Почему Колобок убежал от всех зверей, а лисе на нос сам прыгнул?

Полезными упражнениями для развития детского мышления является отгадывание загадок. Причем хорошо знакомые детям загадки (типа «Кто его раздевает, тот слезы проливает») не несут никакой умственной нагрузки.

А вот такие, заставят задуматься не только ребенка, но и взрослого:

• Два соболя хвостами друг к другу лежат. (Брови)

• Кругла гора, что ни шаг, то нора. (Наперсток)

• Не на полу, не на потолке, а смотрит и в дом и на улицу. (Окно)

Кроме общеизвестных загадок можно предлагать детям загадки, составленные самими родителями, например:

• Передние лапы короткие, а задние длинные. (Заяц)

• Сам говорит, а других не слышит. (Радио, телевизор)

• Четыре ноги, да не ходит. (Стол)