Коррекционное занятие «Развитие познавательных процессов. Тренировка памяти, внимания, мышления, воображения»

Добавлен: 25.12.2014.

Развитие памяти.

познакомить студентов спамятью. как формой психического отражения, видами памяти; развивать продуктивную зрительную и логическую память; совершенствовать навыки восприятия информации.

Введение. Создаем хорошее настроение. Улыбаемся, говорим хорошие слова приветствия друг другу.

Слово психолога:

память – форма психического отражения, которая состоит в закреплении, сохранении и дальнейшем воспроизведении прошлого опыта. Основными процессами памяти являются: запоминание, сохранение и воссоздание информации.

Различают:зрительную, слуховую, эмоциональную, образную, словесно-логическую память. По характеру целей деятельности – произвольную и непроизвольную; по длительности закрепления и сохранения информации – кратковременную, долговременную и оперативную.

Упражнения для развития памяти.

Упражнение 1.

Представьте лицо человека, которого часто видите. Попробуйте детально его описать. Если возникли трудности, необходимо при случае дополнить представление о лице этого человека.

Упражнение 2.

Необходимо считать в обратном порядке, начиная с 200, отнимая при этом от каждого следующего числа 3. например 200 – 197 – 194 – 191 и т. д.

Упражнение 3.

Психолог показывает студентам 10 абстрактных рисунков в определенной последовательности. Рисунки демонстрируются с таким интервалом, чтоб каждый из студентов мог рассказать, что он видит на изображении.

После этого студенты индивидуально отображают рисунки в заданном порядке.

Упражнение 4.

Психолог зачитывает односложные слова, студенты повторяют их наоборот: сон – нос, раб – бар, село – олес, парк – крап и т. д.

Упражнение 5.

Проводится в тройках. Первый студент – эксперт, второй – натурщик, третий – художник. Художник внимательно рассматривает натурщика, потом отворачивается и словесно «рисует» портрет. Эксперт оценивает.

Упражнение 6

На столе раскладывается 15-20 предметов, не связанных между собой. После того, как студент внимательно их изучил, он перечисляет предметы, разложенные на столе. Предметы меняют местами, студент должен заметить и исправить изменения.

Упражнение 7

Психолог зачитывает один раз пары логически связанных слов. Студенты внимательно слушают, а потом психолог называет первое слово, а студенты – второе.

Пары слов: курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга - учить, бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег - зима, петух - кричать, чернила - тетрадь, корова - молоко, паровоз - ехать, груша - компот, лампа - вечер.

жук - кресло, перо - вода, очки - ошибка, колокольчик - память, голубь - отец, лейка - трамвай, гребенка - ветер, сапоги - котел, замок - мать, спичка - овца, терка - море, салазки - завод, рыба - пожар, топор - кисель.

Памятка запоминания.

Прежде, чем учить материал, спросите себя: что именно нужно запоминать? Зачем это запоминать?

Внимательно прочитайте текст и определите главную мысль.

Прочитав текст, выясните, что вы знаете из того, что прочитали, а что – нет.

После первого прочтения нового текста представьте то, о чем в нем шла речь. Если не удается, возможно, вы забыли предыдущий материал.

Развитие мышления.

познакомить студентов спсихическим процессом мышления. развивать аналитико-синтетические функции мышления.

Введение психолога:мышление – высший процесс познавательной деятельности человека, который характеризуется обобщением и опосредованным отображением действительности.

Выделяют такие виды мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Различают также мышление теоретическое и практическое, логическое, аналитическое, интуитивное, репродуктивное и продуктивное.

Упражнение 1.

Выбираются любые три слова (имена существительные), не связанные между собой по смыслу, например, озеро, медведь, карандаш. Студентам необходимо составить как можно больше предложений, включая все три слова (падеж можно изменять). Например: Медведь кинул в озеро карандаш, мальчик нарисовал карандашом медведя, купающегося в озере и т. д.

Упражнение 2.

Психолог описывает какую-нибудь необычную ситуацию. Например: «Вернувшись из магазина, вы увидели двери собственной квартиры открытыми настежь». Необходимо назвать как можно больше причин, которые объясняют ситуацию.

Упражнение 3.

Вставьте в слова пропущенные буквы: пс_х_л_г_я, ч_рн_л_, п_р_, л_п_, ж_рн_л, г_з_т_, т_л_ф_н, к_в_р, ст_л, м_л_

Выберите из расшифрованных слов те, которые означают отдельные предметы, и перечислите как можно больше сфер их применения.

Упражнение 4.

В каждом ряду выделите лишнее слово и допишите слово или словосочетание, которое было бы обобщающим. Например, сталь, бронза, латунь – металлы.

1. Стол, стул, пол, кровать, шкаф

2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр

3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки

4. Молоток, клещи, гвоздь, пила, топор

5. Сладкий, кислый, горячий, горький, соленый

6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель.

7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед.

8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр.

11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий.

12. Дом, мечта, машина, корова, дерево.

13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

Развитие воображения.

развивать пространственное, творческое и воссоздающеевоображение.

Введение психолога:

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Виды воображения:

Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д.

Весь материал - в документе.