Творчество

Творчество — это высший уровень познания, высшая и наиболее сложная форма деятельности, присущая человеку, предполагающая мобилизацию всех его основных психических процессов, всех знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных, а порой и физических сил и порождающая нечто качественно новое, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. В искусстве, в том числе и в изобразительном, результатом творчества является создание произведений искусства, т. е. специфическое отображение объективной реальности в особой форме — в форме художественных образов. Настоящее произведение искусства является новым созданием, несущим в себе художественный образ (образы), которого до того не было.

Художественное творчество осуществляется через творческий процесс, представляющий собой совокупность стадий работы художника по воплощению определенного идейно-образного замысла в законченное произведение искусства. Творчество и творческие процессы как в науке, так и в искусстве представляют собой сложнейшие явления, отличающиеся многообразными особенностями. В то же время любому творческому процессу присуще нечто общее, объективно закономерное. Долгое время считали, что бесполезно искать общее в научном творческом процессе и в процессе творчества в искусстве, что творчество писателя, музыканта, художника неповторимо, индивидуально, во многом интуитивно, неуправляемо и не подлежит изучению. Например, известный психолог Н. Гартман писал, что нет ничего более недоступного для изучения, чем творческий акт. Действительно, характер, форма, метод творческой работы все время развиваются и видоизменяются. «Сколько писателей, столько же и навыков работы», — говорил К. Паустовский.

И все-таки пути и методы творческой работы можно обобщить и классифицировать. Были попытки создания теории творчества. Например, русский инженер П. К. Энгельмейер предложил план разработки специальной науки о творчестве — эврологии. Однако план этот не имел истинно научных обоснований, кроме свидетельств наблюдения и самонаблюдения. «Переход от преднаучного знания о творчестве к научному невозможен, пока субъект трактуется как самостоятельная сущность, излучающая творческую активность, а не как звено в сложной и объективной системе опосредствований».

В последние годы в советской науке на основе марксистско-ленинской философии разрабатывается теория творчества и восприятия. Определенный вклад в эту работу внесла комиссия комплексного изучения художественного творчества Академии наук СССР. Теория творчества и восприятия рассматривается как единая система, изучающая процессы и результаты научной и художественной деятельности. При этом используются данные различных областей знания — философии, социологии, эстетики, литературоведения, искусствоведения, психологии и естественных наук. Кроме того, подробно исследуются и материалы самонаблюдений и самоанализа, принадлежащие писателям, художникам, композиторам и т. д.

Актуальной проблемой является и раскрытие основных закономерностей творческой деятельности во всех ее отраслях. Общепризнано, что создание общей теории творчества должно базироваться на изучении человеческой деятельности как особого социально-исторического явления.

Изложение сущности художественного творчества и динамики творческого процесса в данной книге опирается на ряд исследований проблем творчества вообще и художественного в частности.

В раскрытии сущности художественного творчества была выдвинута, в частности, интересная идея выделения структурных факторов творческой деятельности, таких, как «силы творчества», «компоненты творчества» и другие, представленная в исследовании Г. Л. Ермаш «Творческая природа искусства».

Названные факторы художественного творчества (силы и компоненты), как считает Г. Л. Ермаш, неоднородны в гносеологическом смысле: силы творчества — это субъективные духовные и практические способности личности, «механизмы» художественно-творческого процесса, а компоненты творчества — это содержательные элементы духовного мира художника, продукты отражения действительности и деятельности его творческих сил, «строительный материал» творчества.

Силы творчества, которые Г. Л. Ермаш трактует как «духовные и практические способности» (труд, воля, вдохновение, чувства, память, мышление, интуиция, воображение, фантазия, художественный талант), представляют собой психическую жизнь человека в форме психических процессов (эмоционально-волевых явлений, чувств, воли), познавательных процессов (ощущений, восприятий, мышления, речи, памяти, воображения); психических состояний (психология личности — деятельность, внимание) и индивидуально-психических свойств личности (темперамент, характер, способности). Психические процессы (психическая жизнь) человека как особое свойство высокоорганизованной материи представляют собой явление объективное, постоянно развивающееся с человечеством от рождения человека и всю жизнь и от поколения к поколению и обеспечивающее отражение объективной реальности, познание ее, в том числе в такой форме деятельности, как творчество, в частности, художественное.

Выступая в качестве основы творчества, психическая жизнь представляется в таком случае действительно как некие специальные «механизмы», «инструменты», которые базируются на материальной основе человеческого организма и тесно взаимосвязаны друг с другом и, естественно, с окружающей объективной реальностью и через которые осуществляется художественно-творческий процесс.

Трактовку всех сил творчества как способностей следует считать, очевидно, не совсем точной, так как она не соответствует основным установившимся понятиям в психологии, физиологии.

Под способностями в психологии понимают психические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности. Способности относятся к индивидуально-психологическим свойствам личности. Различают способности общие, проявляющиеся во всех видах деятельности в той или иной мере, и специальные, проявляющиеся только в отдельных видах человеческой деятельности (художественные, музыкальные, математические способности и др.). Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Высокий уровень развития способностей выражается понятиями таланта и гениальности. Таким образом, художественный талант, который является одним из уровней развитости способностей и который назван Г. Л. Ермашом среди сил творчества, а все силы творчества названы способностями, действительно является способностью.

Очевидно, еще интуицию, как феномен человеческой деятельности, можно отнести к специфической способности, которая заключается в постижении истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Хотя в целом интуитивные процессы (подготовка к ним, свершение, анализ «озарений») включают в себя и моменты мышления и воображения. В связи с этим интуицию нередко связывают с мышлением, а также с проблемами бессознательного.

Остальные же составные сил творчества никак нельзя назвать способностями, поскольку труд, как один из видов деятельности, относится к проблемам психологии личности; чувства и воля представляют эмоционально-волевые процессы; а память, мышление, воображение, фантазия, вдохновение являются познавательными процессами. Таким образом, во взаимодействии все эти психические процессы и свойства личности (они же силы творчества), как было сказано, представляют «материальную» основу для развития личности в целом, в том числе для развития таких компонентов (они же компоненты творчества), как знания, мировоззрение, художественный вкус, мастерство. Безусловно, психические процессы и свойства личности, хотя и являются силами творчества, на основе которых развиваются компоненты творчества, сами, как было сказано, также развиваются на протяжении всей жизни человека.

В отличие от сил творчества, которые с рождением человека уже в какой-то мере действуют и в этом смысле являются своеобразной первоосновой развития личности, компоненты творчества (знания, мировоззрение, художественный метод, эстетический и художественный вкус, мастерство) представляются частями содержания духовного мира художника и приобретаются в процессе жизни. Они есть продукты отражения, изучения, познания действительности через деятельность психических процессов, творческих сил художника, которые впоследствии становятся «строительным материалом» творчества, на основе которых совершаются художественные открытия, и которые всегда зависят от деятельности психических процессов, творческих сил. В то же время компоненты являются своеобразным двигателем развития и совершенствования механизмов психических процессов, творческих сил.

Раскроем подробнее составные части сил художественного творчества. Труд является одним из основных видов деятельности человека. Трудовая деятельность — это деятельность, которая направлена на создание материальных и духовных ценностей. Творчество является разновидностью труда, его особой и высшей формой. Творчество как труд направлено на создание духовных ценностей. Работа художника представляет собой большой по объему и разнообразный по характеру труд. Конечным результатом труда художника является создание произведения искусства. Труд художника весьма разнообразен. Это чтение различного рода литературы, поездки на предприятия, в колхозы, наблюдения природы, выполнение набросков, зарисовок, этюдов, раздумья об увиденном, работа над эскизами композиции и т. д.

Условно можно выделить две формы творческого труда художника. Первая связана с разнообразными наблюдениями и изучением жизни, развитием мировоззрения и вкуса, приобретением знаний, умений, навыков мастерства. Этот труд длится постоянно. Другая форма творческого труда художника — это непосредственное создание произведения, период которого может быть и кратким, и длительным. Это зависит от характера замысла, от особенностей индивидуальности художника.

Большой объем творческого труда художника, сложность протекания творческих процессов — все это указывает на обязательность профессионализма в искусстве, а в изобразительном особенно.

Труд как деятельность среди других сил творчества (более скрытых, «внутренних» — чувства, память, мышление и др.) является деятельностью, через которую наглядно видны результаты творчества.