Тренируем внимание у дошкольника

Развивать память ребенка перед школой – очень важно, ведь хорошая память обеспечивает лучшее усвоение информации. Но не менее важно для хорошей успеваемости ребенка – тренировать его внимательность.

Для младших школьников характерна непостоянность внимания. Они очень быстро отвлекаются от темы урока и сосредотачиваются на другом предмете или явлении. Поэтому они не усваивают весь блок необходимой информации, а, следовательно, начинают отставать в успеваемости. Чем хуже развито внимание у ребенка, тем сложнее ему следить за ходом урока и получать новые знания. А значит, если не работать с внимательностью малыша, он рискует оказаться в списке детей с плохой успеваемостью.

Что такое внимание?

На самом деле, психологи до сих пор не могут прийти к однозначному выводу о том, существует ли внимание как фактор и в чем конкретно оно проявляется. Действительно, мы легко можем сказать, что такое речь, в чем она проявляется и даже какие органы отвечают за развитие. Так же мы можем охарактеризовать и мышление – у него есть функции, с которыми оно справляется, есть характеристики. Что касается внимания – сложно выделить его задачи, функции и цели существования.

Тем не менее, все мы четко представляем, что будет, если человек будет невнимательным. Для детей, например, отсутствие внимания может сказаться на успешности в обучении. Помните, какие проблемы были у героя стихотворения Самуила Маршака «Человек рассеянный»?

Как и зачем развивать внимание?

Рассеяность у школьников приносят им массу проблем в учебе. Сами вспомните, как обидно было пропустить букву просто из-за своей невнимательности и заработать более низкий балл. Ребенок не может сконцентрироваться на выполнении задания, не умеет планировать свою деятельность, постоянно отвлекается. Разумеется, из-за этого он ничего не успевает, допускает «смешные» ошибки, не усваивает предмет.

Но для учителей, которые должны оценивать знания ребенка по тем результатам, которые они видят, отсутствие у него внимания не является решающим аргументом или оправданием. Разумеется, первое время учитель будет идти навстречу рассеянному ребенку, но, в конце концов, ему придется оценивать те результаты, которые он показывает. Именно поэтому так важно начать развивать внимательность малыша еще в дошкольном возрасте .

Невнимательный ребенок не может сконцентрироваться на выполнении задания, не умеет планировать свою деятельность, постоянно отвлекается.

Когда ребенок внимательно впитывает в себя ту или иную информацию – он должен отключиться от посторонних раздражителей. В принципе, этим внимание схоже с памятью и произвольностью. Во-первых. внимание, так же как и память, ограниченно в объемах. Человек может внимательно следить максимум за 7–8 объектами. Во-вторых. внимание требует определенных волевых усилий. То есть для того чтобы впитать в себя ту или иную информацию, ребенку необходимо сознательно отключиться от других занятий. Развитие внимание, его тренировка должна включать в себя упражнения на умение следовать инструкциям и действовать по заданному алгоритму.

Внимание отражается не только на учебе, но и на всех сферах жизни ребёнка. Она влияет на способность планировать, избегать ошибок и предусматривать любые сложности. В зависимости от характера и темперамента ребенка, внимательность будет развита по-своему. Внимание сложно тренировать, но упражнения в форме игр намного лучше воспринимаются детьми.

Игры на концентрацию внимания

Три движения

Играть лучше всего в группе. 5–6 детей собираются вокруг взрослого-ведущего. который просит их запомнить три движения: руки согнуты в локтях, кисти на уровне плеч; руки вытянуты перед собой на уровне груди; руки подняты вверх. После того как ведущий продемонстрирует детям движения и убедится, что они их запомнили, начинается игра. Ведущий называет номер движения, например два, но показывает движение под номером три. Дети же должны показывать движение, чей номер был назван.

Что изменилось?

Еще одна групповая игра на наблюдательность и внимание. Все дети выстраиваются в ряд, один или два ребенка становятся напротив – они должны запомнить во всех подробностях остальных детей за 2 минуты. Потом главный игрок выходит, пока дети из ряда меняют свою внешность: например, можно надеть куртку, или приколоть на рубашку значок, взъерошить волосы и тому подобное. Задача главного игрока – понять и сказать, что изменилось, пока его не было в комнате.