Контакты

В нимания и способности к обучению, концентрации снижение

Концентрация внимания — удержание внимания на каком-либо объекте.

Причины . Снижение внимания наблюдается у большинства больных как последствие инфекции, интоксикации, нарушения обмена веществ, деятельности эндокринной системы и других патологических процессов, ухудшающих состояние нервной системы. Нарушения концентрации внимания могут быть ниже возможного из-за слишком большого желания человека показать свои способности, добиться максимального результата, победить. Причиной снижения концентрации внимания могут быть также состояние утомления, плохое зрение, нехватка витаминов и микроэлементов, сниженная энергетика организма, слишком длительное сидение перед телевизором и у компьютера, неправильное питание, стрессы, неполноценный отдых и сон.

Чем меньше ребёнок, тем более сосредоточенно он занимается своим делом и не реагирует на отвлекающие объекты. У маленьких детей интерес более устойчивый. С возрастом первоначальная увлечённость уменьшается, познавательный инстинкт ослабевает, особенно если деятельность не вызывает особого интереса у ребёнка. Постепенно появляется привычка реагировать на малейшие отвлекающие элементы (что-то упало, кто-то зашёл, зазвонил телефон и т.п.)

Устойчивость внимания во многом зависит от субъективных факторов – от внутреннего состояния, настроения. Если человек заставляет себя быть внимательным – это произвольное внимание. Внимание, которое поддерживается без всяких усилий, само по себе – непроизвольное. Произвольное внимание можно развить, сделать себя более внимательным. Это требует настойчивости, проявления интереса к тому или иному занятию и понимания значения своих действий.

Симптомы, течение. Обычно больше всего страдает устойчивость внимания: появляются рассеянность и отвлекаемость. Уменьшается объём внимания (больные многого не замечают в окружающей обстановке). Ухудшается распределение, более трудным становится переключение внимания.

Лечение заключается, прежде всего, в выяснении причин снижения внимания и в их устранении. Также можно развивать внимание простыми упражнениями на внимание, повышением мотивации осуществляемой деятельности.

Что касается советов по поднятию способности к обучению у детей, то об этом прекрасно написано в книге Латохиной и Андрус «Творим здоровье души и тела»:

«Очень важно с детства выработать привычку распределять умственную и физическую нагрузку, сочетать её с отдыхом. Помогите в этом детям. Выпишите и повесьте в удобном для них месте главные принципы организации труда и отдыха.

Главные принципы организации труда и отдыха

- Придя из школы, не садись сразу за выполнение уроков. Помоги по дому, выйди на улицу, погуляй некоторое время.

- Если ты неспокойно спал ночью, то поспи днём, но не долго (иначе появится вялость), или расслабься в позе полного отдыха. Выполни несколько упражнений для улучшения кровообращения, снятия умственной усталости.

- Помогает отдохнуть какое-либо интересное дело. Имей своё увлечение.

- Помни, ничто так сильно не утомляет, как безделье. Ищи разумное и интересное применение своим делам.

- Чтобы равномерно распределить нагрузку в течение дня, составляй план работы и приложи все усилия, чтобы его выполнить.

- Присмотрись, нет ли в твоём плане чего-то лишнего, от чего можно отказаться, сосредоточив внимание на главном.

- Любой труд сочетай с отдыхом. Сигналом переутомления является чувство усталости. Не жалей двух-трёх минуток для нескольких упражнений и не ленись их выполнить. Тогда и с работой справишься быстрее. Перемена видов работы тоже отдых. Устал от одного дела, возьмись за другое (загляни в свой план). Но не забывай о главном.

- Большую по объёму и трудную работу не выполняй в один приём, распредели её по частям. Сочетай с минутами отдыха.

- Соблюдай правила санитарии и гигиены труда. Сюда входит удобно оборудованное рабочее место, достаточное количество света и свежего воздуха, чистота и опрятность, продуманное расположение учебников, удобная поза. Помни слова: «Небрежный человек всё делает вдвойне».

- Одинаково вредит любой работе как торопливость, так и медленное раскачивание. Работая в спешке и напряжении, ты тратишь много лишней энергии и истощаешь свою нервную систему.

Умение правильно организовать свой труд не только приучит тебя к определённому порядку, позволит сберечь время, силы, но и поможет воспитать волю, твёрдость характера. Восточная мудрость гласит: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку. Посеешь привычку – пожнёшь характер. Посеешь характер – пожнёшь судьбу»».

Начинать работу над вниманием ребёнка следует чем раньше тем лучше. Уже в дошкольном возрасте можно развить внимание, подобрав для ребёнка несложные упражнения.

Упражнения на развитие внимания и памяти

1)Сбор пазлов . Начните с простых, постепенно увеличивая количество пазлов. Если даже простые пазлы кажутся ребёнку тяжёлой задачей, положите на стол 2 набора рассыпанных пазлов и их исходные картинки и попросите определить, из какого набора каждый пазл.

2)Эрудит . Сделайте карточки с разными буквами алфавита (а, о, и, е, к, с, т, р, н – по 3 штуки, п, у, ч, х, г, б, в, д, й, л, м, п, я, ю, ь, ш - по 2 штуки, и остальных по 1 штуке). Можно купить 3 плаката с буквами и их разрезать. Затем разделиться на команды (можно по 1 человеку в команде) и вытаскивать в закрытом виде по 10 букв для каждой команды. Побеждает тот, кто составит больше слов из предложенных букв. Если играет ребёнок со взрослым, то можно не делиться на команды, а сравнивать свои достижения с достижениями прошлых раз.

3)Карточки на столе . Возьмите любые карточки (подойдут карточки разных цветов, карточки с буквами, карточки с различными картинками, карточки со словами на иностранном языке) или в походных условиях это могут быть предметы из Вашей косметички или сумочки – ориентируйтесь при этом на возраст и способности Вашего ребёнка. Попросите ребёнка постараться запомнить карточки. Уберите одну и попросите его назвать ту карточку, которую Вы убрали, пусть он также покажет пустое место на столе, где лежала карточка. Не забывайте хвалить ребёнка. Затем уберите вторую, и попросите назвать обе карточки, показав на столе два пустых места. И так далее, пока перед Вами не окажется пустой стол, а ребёнок не покажет Вам все пустые места, на которых раньше лежали карточки.

4)Находки . К этому упражнению нужна подготовка, если Вы собираетесь делать его дома. Для начала соберите предметы, хорошо знакомые ребёнку (его игрушки, карточки и т.п.) и разложите их на видных местах в комнате, если Ваш ребёнок маленький, или недалеко спрячьте, если он уже подрос. Если Вы находитесь на прогулке, в поликлинике или ещё в каком-либо не очень хорошо знакомом ребёнку месте, можно играть без подготовки. Попросите ребёнка найти какой-либо предмет, при этом попросите его вслух считать. Сравнивайте результаты находок (в этот раз нашёл на счёт 15, а в этот уже на 12 и т.п.). В идеале, каждый новый предмет он должен находить быстрее, ведь раньше он там уже смотрел в поисках другого предмета. Обязательно хвалите ребёнка, и даже если он отстаёт от идеала, то хвалите его за то, что он старается.

5)Фоторобот . Представьте, что Вы играете в полицию. Выберете с ребёнком ту игрушку или картинку, которая убежит ненадолго, а полиция будет её искать. Сперва назначьте ребёнка полицейским, а в следующий раз будьте полицейским Вы. Если играют несколько детей, то пусть они меняются между собой. Посмотрите на картинку или игрушку внимательно, а потом притворитесь, как будто она убежала и спряталась. Обратитесь к «полицейскому» и как можно более подробно опишите пропажу – цвета, одежду, характерные приметы (например, плюшевый слон, серого цвета, хобот длинный, на голове кепка в клеточку и т.д.). Если Вы хорошо опишете пропажу, то «полицейский» начинает её искать и возвращает её Вам. Затем поменяйтесь, и пусть Ваш ребёнок уже описывает другую игрушку для того, чтобы Вы могли начать её поиски.

6)Бейкер-Стрит . Старайтесь развить в ребёнке способность замечать больше разных мелочей. Играйте с ним в Шерлока Холмса и Доктора Ватсона. Помните, как Холмс поражал воображение Ватсона тем, что точно знал, сколько где ступенек, какой был номер умчавшегося кэба и т.п. Поиграйте с ребёнком в детективов, и, чтобы было честно, периодически меняйтесь. Пусть сперва Ваш ребёнок спрашивает Вас, какой был цвет машины, только что проехавшей мимо, или в какой кофточке тётя, за которой Вы занимали в очереди. Если Вы не помните, то ничего страшного, тренируйте своё внимание вместе с ребёнком. Но одно условие – тот, кто спрашивает, должен сам знать ответ на свой вопрос. Затем меняйтесь ролями.

7)Радуга-дуга . Это упражнение можно проводить с теми детьми, кто уже хорошо читает. Напишите разными цветами названия цветов, но так, чтобы они не совпадали: красным цветом напишите « синий », зелёным « жёлтый » и т.п. и потом попросите назвать ребёнка сперва какие цвета написаны, затем какими цветами написаны слова.

8)Цифры перемешались . Напишите на листочке цифры от 1 до 30 в произвольном порядке и вложите всю свою фантазию, чтобы они оказались разных размеров, с разными наклонами, разных шрифтов и желательно разных цветов (хотя бы 2-3). Попросите ребёнка показать все цифры по порядку и засеките время выполнения. Через 2-3 дня повторите упражнение, затем ещё раз дней через 10, и наблюдайте за результатами. Если с каждым разом ребёнок всё лучше и быстрее называет цифры, то усложните задание, написав числа от 1 до 100, поменяйте размер и т.п. Когда у него начнёт хорошо получаться, купите ему книгу головоломок, где надо находить слова или группы цифр в разных направлениях, когда начнёт получаться и это упражнение, начинайте покупать ему различные детские кроссворды, сканворды, ребусы и другие логические игры.

9)Диктант . Называйте простые не длинные слова одной логической группы, например, только животных (слон, волк, кот, собака и т.п.) или только еду (каша, суп, яблоки, сок и т.п.) и просите ребёнка «написать» их в воздухе, то есть водить ручкой, но не по тетради, а по воздуху перед собой. Попросите ребёнка назвать все «написанные» слова. Для начала назовите 4-5 слов и посмотрите, как он справится. Если у него хорошо будет получаться, усложните задание, добавив больше слов. Если он легко будет справляться с группами из 10 слов, начните смешивать логические группы (заяц, книга, голова, шарик и т.п.).

10)Города . Для развития внимания очень полезно играть в города, но если Ваш ребёнок ещё маленький, то можно играть просто в слова. Правила просты – нужно назвать слово на ту букву, на которую закончилось предыдущее слово. Проиграл тот, кто назовёт слово повторно. Но, конечно, старайтесь быть добрее к Вашему ребёнку, и если он ошибётся и назовёт слово повторно, спросите, не было ли случайно это слово уже названо. Если ребёнок будет отрицать, постарайтесь ему напомнить игровую ситуацию, в которой это слово уже было названо.

11)Рифмы . Загадывать можно только те слова, которые Вы сами смогли легко срифмовать, иначе игра не будет весёлой: молодец-огурец, волк – щёлк, утка – шутка и т.п. Меняйтесь с ребёнком, когда он подобрал рифму к Вашему слову, то пусть он загадывает следующее слово.

12)Ассоциации . Игра подходит детям постарше. Задумайте слово и скажите его ассоциацию. Например, Вы придумали слово «доктор». Скажите «поликлиника». Ребёнок должен выдать Вам набор слов, с которыми у него ассоциируется слово поликлиника, например: болезнь, кабинет, раздевалка, лекарства и т.п. Если он назвал слово доктор (или врач, или медик), то он выиграл. Если он не додумался в первой «волне» слов, то он имеет право на следующую подсказку. Скажите, например, «профессия». Объясните ребёнку, что это не новое слово, а связано с предыдущим словом поликлиника. И так продолжайте до тех пор, пока он не догадается о значении слова. Когда он хорошо поймёт эту игру, усложните загаданные слова. Например, слово «открытка», а первая ассоциация «день рождения», вторая «поздравление», третье «почта» и т.д. Когда он совсем освоится, загадывайте «трудные» слова и выбирайте чуть более отдалённые ассоциации, например, для слова «транспорт» первой ассоциацией может быть «колесо», затем «шофёр» и т.п.

Выздоравливайте!