Развитие памяти человека

Память играет чрезвычайно большую и очень важную роль в жизни абсолютно любого современного человека, ведь она принимает непосредственное участие в огромном количестве различных процессов его жизнедеятельности. Важнейшая функция памяти  — это запоминание какой-то определенной необходимой информации. Именно память предоставляет человеку возможность запоминать предметы или события, и в результате этого приобретать практический опыт и теоретические знания.

Только благодаря наличию памяти каждый человек не просто лишь воспринимает те или иные события, но еще и делает в отношении них определенные соответствующие выводы. Если у всех людей отнять память, то современное высокообразованное общество просто превратится в слепое стадо, которое не будет иметь с людьми абсолютно ничего общего. Если бы человек не имел бы память, то любое из пережитых им ощущений в его сознании не оставляло вообще никакого следа, т.е. могло переживаться человеком в 10-й,100-й и даже 1000-й раз, как будто человек переживает его впервые.

Благодаря памяти достигается профессиональное положение человека в обществе. так как для этого необходимы определенные знания и навыки, которые хранит память, абсолютно независимо, носят эти навыки теоретический или же практический характер. Профессиональная деятельность каждого человека состоит из самых разнообразных этапов, которые имеют определенный порядок процесса выполнения. Чтобы постичь сущность этих процессов в полной мере и, соответственно, исполнять работу правильно, необходима память. Чрезвычайно важна память также для развития человека в социальной сфере.

Все вышеприведенные аргументы указывают истинную роль памяти в жизни любого человека. Успешность, каким бы конкретно делом человек не занимался, также напрямую зависима от памяти. При этом, возникает вопрос: если абсолютно каждый человек имеет память, то почему не все люд одинаково успешны. Дело объясняется тем, что уровень человеческой памяти не представляет собой постоянным показатель — он меняется с течением времени.

Например, человек может с рождения иметь феноменальный уровень памяти, но, при этом, вести неправильный образ жизни, который приведет к тому, что к тридцати годам он, вероятнее всего, с трудом будет вспоминать даже имена своих родителей, образно говоря. Одновременно с этим, многие люди, которые раньше не имели высокий уровеньразвития памяти. ежедневно тренируя память и бережно относясь к ней, становятся способными запоминать действительно огромные объемы всевозможной информации.

Факторы отрицательно влияющие на развитие памяти человека

Перед тем, как рассматривать основные приемы и способы развития памяти человека, нужно определиться с тем, какие действия не рекомендуется совершать человеку, если он не хочет испортить себе память.

Основными из таких действий, которые обязательно следует избегать, являются:

  1. Курение: 3-5 сигареты, которые выкурены за день, сокращают возможность запоминать информацию ориентировочно на 35-40%. Чрезвычайно негативное воздействие оказывает курение на долговременную память.
  2. Пить много алкоголя: алкоголь оказывает чрезвычайно пагубное влияние на долгосрочную память. Также он способствует тому, что способность мозга хранить воспоминания существенно уменьшается. Помимо этого, потребление алкоголя довольно плохо сказывается и на способности человека воспринимать новую для него информацию.
  3. Подвергать постоянным стрессам нервную систему: стрессовые ситуации чреваты всплесками гормонов, которые содержат в своем составе кортизол. Это вещество препятствует восприятию человеком любой новой для него информации, а также блокирует свободный доступ к уже существующим в его памяти воспоминаниям. Кроме этого, высокий уровень кортизола в значительной степени затрудняет мышление человека. Все это объясняет тот факт, что человек просто неспособен запоминать информацию, которую он узнает в условиях стрессовой ситуации.
  4. Употреблять в пищу много сладкого. сладости, как известно, состоят в большинстве своем, из углеводов. Если они в слишком большом количестве поступают в человеческий организм, то это провоцирует выброс инсулина. Таким способом организм человека пытается справиться с увеличением количества сахара в крови, которое вызвало употребление сладкого.
  5. Мало спать: в тот период времени, когда человек спит, его мозг упорядочивает накопленный за весь день опыт, что, как нельзя лучше, способствует улучшению работы мозга и развитию памяти человека. Кроме этого, во время сна эффективно восстанавливаются жизненные силы человека, исчезает сонливость, которая признана основной из причин расконцентрации внимания.

Наиболее популярные методы развития памяти

Человеческая память не может хранить в себе абсолютно всю информацию. Она является только лишь одной из тех многочисленных функций, которые выполняет человеческий мозг в целом. В случае, когда память перегружается количеством информации, начинает проявляться ее способность отфильтровывать и не запоминать ту информацию, которая человеку не нужна, является устаревшей или же стала на текущий момент времени неактуальной. Потому, развитие памяти. должно быть направлено, в первую очередь, на улучшении ее способности правильного фильтрования информации для того, чтобы в результате сохранить саму важную и наиболее актуальную из нее.

Основными методами развития памяти, которые на современном этапе времени используют миллионы людей во всем мире, являются:

  1. Метод развития памяти под названием «Последовательные ассоциации» основывается в запоминании человеком слов с помощью выстраивания им определенных ассоциаций. Благодаря этому методу существует возможность вспомнить не только лишь сами слова, но еще и тот порядок, по которому они были расположены в тексте. При использовании данной методики, кроме памяти, достаточно активно задействуется также и воображение человека.
  2. Метод развития памяти «Фонетические ассоциации» достаточно часто применяют для запоминания иностранных цифр и слов. Он заключается в воспоминании тех ассоциаций, которые похожи на то иностранное слово, которое необходимо запомнить. В результате применения этой методики развития памяти человек может запомнить за один день до 100 иностранных слов, при этом, не пытаясь их просто «вызубрить» наизусть.
  3. Метод «логических закономерностей». в том случае, если человек запоминает фигуры в какой-то определенной последовательности, к примеру, круг-квадрат-треугольник, он может в дальнейшем провести закономерности. В данном случае «круг — это знак совершенства, постоянства; квадрат — это знак надежности и спокойствия; треугольник же — знак энергии и прогресса. Такие ассоциации должны способствовать вспомнить исходные фигуры и их последовательность. Данный метод развития памяти прекрасно подходит тем людям, которые имеют ярко выраженную мыслительную активность и не сильны выраженным воображением.
  4. Метод развития памяти, под названием «ОЧОГ». на протяжении многих лет довольно успешно применяется в процессе обучения студентов во многих европейских странах. Название метод взял от заглавных букв основных его этапов: 1. Ориентировка в тексте для распознания его ключевой идеи; 2. Повторное Чтение и одновременное выделение основных его деталей; 3. Обзор текста с целью более полного осмысления правильности его изложения, а также выделения второстепенной и основной мысли текста; 4. Выделение Главной мысли при пересказе текста. Но, несмотря на достаточно высокую популярность данного метода, он часто подвергается критике со стороны педагогов образовательных школ как методика, не обладающая всем необходимым для запоминания текста и, соответственно, развития памяти. Мнения сегодня в его отношении у специалистов разделились.
  5. Метод развития памяти «Автобиографические ассоциации». Немалому количеству людей очень тяжело дается использование таких методов развития памяти, которые требуют максимально глубоко вовлекать воображение в обучающий процесс. Как раз для таких людей был создан метод, носящий название «автобиографические ассоциации», который предполагает работу не с придуманными, а с жизненными ситуациями, которые реальны. Для применения этой методики развития памяти можно использовать и те жизненные ситуации, которые произошли с самим человеком, и те, которые касаются других людей — его друзей, приятелей, родственниками. Также в данном случае можно использовать и даты исторических событий.
  6. Метод, называющийся «Оживление». представляет собой способ, который прекрасно работает не только лишь в плане развития памяти, но одновременно с этим развивает еще и фантазию человека. Он заключается в представлении таких картин в фантазии человека, наводящих на мысль о том предмете, который необходимо запомнить. Если существует необходимостью запомнить такую информацию, которая представлена в виде цифр (к примеру, историческую дату), то человек использует визуализацию. А это, в свою очередь, способствует значительному расширению границ памяти, которые у него существуют на данный момент. Человек в процессе запоминания таким образом представляет то, на какие из предметов похожи цифры, которые нужно запомнить. Например, цифру «1» возможно представить в качестве дерева, цифру «2» — как змею, «4» — в форме цветка и т.д.
  7. Метод, под названием «Повторение». многие люди применяют в качестве основного способа процесса развития памяти. Кажется, на первый взгляд, что может быть еще проще для запоминания информации, нежели многократное ее повторение? Но, многие люди путают наполнение памяти информацией и ее развитие. Разделять эти понятия чрезвычайно важно, так как повторением информации, которая ему не нужна, человек не развивает память, а только лишь «захламляет» ее резервы. Кстати, многими школами, которые на современном этапе времени, исследуют вопросы, которые касаются развития памяти, эта методика была разбита «в пух и прах». Объясняется это тем, что в процессе использования этого метода воображение человеком не используется. Данная методика развития памяти просто заставляет повторять многократно те или иные слова и потом надеяться, что эта информация отложится в памяти человека. Естественно, единственным вариантом проверить действенность метода такого плана является его применение на практике.
  8. Метод развития памяти «Трансформация» основан на трансформации какого-то определенного воображаемого образа. К примеру, яркий предмет человек может трансформировать в предмет, который имеет черно-белый цвет, а объемный предмет в своем воображении превратить в плоский. Прием этот замечательно подходит в таких ситуациях, когда существует необходимость запомнить иероглифы.
  9. Метод, который носит название «Вхождение». на сегодняшний день специалистами считается одним из наиболее эффективных и самых действенных способов развития памяти человека. Но, при этом, он представляет собой довольно сложный способ. При использовании методики такого рода человек, думая об определенном образе, фильме либо картинке, входит мысленно внутрь его образа. После того, как в мыслях человек побывает внутри той или иной картинки или, к примеру, фильма, то он почувствует связь между действием, которое в ней/нем происходит. При этом, воспоминания останутся в его памяти надолго, потому, что человек сам непосредственно является участником каких-то происходящих событий.
  10. Такой способ развития памяти, как «Метод Цицерона. назван в честь великого императора, оратора и философа Цицерона. Он заключается в том, что предмет, который необходимо вспомнить, оставляют в одной из достаточно хорошо знакомых комнат. Чтобы найти предмет, который нужен, необходимо вспомнить ту комнату, в которой он был его оставлен. Именно таким образом свою память тренировал Цицерон. Он перед каждым выступлением ходил по дому, в мысленно оставляя в углах комнаты части своих лекций. Следует отметить, справедливости ради, что настоящим автором этой методики является не Цицерон — его использовал великий древнегреческий писатель Симонид, а Цицерон у него его просто перенял и успешно использовал.

В этой статье были рассмотрены только лишь несколько в большей или меньшей степени эффективные методы развития памяти человека, которые применяют люди на протяжении не одного столетия.Развитие памяти является необходимым для каждого человека, потому, что от конкретного состояния памяти напрямую зависит немалая часть общей мозговой деятельности человека. В связи с этим, заботиться о ее развитии необходимо постоянно, еще смолоду.