Развитие памяти младшего школьника

Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития памяти, когда особенно динамично изменяется соотношение самопроизвольного и произвольного запоминания Интенсивно развивается произвольная памятью во, хотя непроизвольное тоже активно используется Произвольное запоминание бывает самым тогда, когда запоминающимся материал становится содержанием деятельности школьников Под влиянием обучения в этом е эти активно формируется логическая память, которая играет основную роль в усвоении знанияань.

Осваивая Мнемические (греч mnemonikon - искусство запоминания) действия, школьники первоначально овладевают мыслительными операциями, которые нужны для запоминания и воспроизведения материала, а затем учат ься использовать их в различных ситуациях Этот процесс обычно начинается в старшем дошкольном возрасте и завершается в младших классах Развития памяти первые годы обучения способствует решению спец иально мнемических задач в процессе различных видов деятельностисті.

Ученики начальных классов усваивают различные стратеги (приемы), которые помогают запомнить материал Важнейшими приемами управления памятью является повторение, организовування материала, семантическое обработ ния информации, создания мысленных образов, поиск информации в памятиі.

Повторение материала Сначала дети просто повторяют несколько раз каждое слово, которое необходимо запомнить Примерно в 9 лет они начинают повторять слова группами

Организовування материала Важным достижением младших школьников является умение организовывать необходимый для запоминания материал Если ученики 1-2 классов связывают слова, прибегая к простым ассоциаций, учитывают близость их ро озмищення в поданном списке, ученики 3-4 классов организуют слова в группы по общим признакам (например, яблоко, груша, виноград - это фрукты) Группируя слова по категориям, они способны по памяти ты и воспроизвести больше материала, однако до 9-летнего возраста редко используют эту стратегию по собственной инициативви.

Семантическое обработки информации Этот активный процесс предусматривает использование младшими школьниками логического вывода для реконструкции события вместо простого воспроизводства имеющейся в памяти информации С этой целью им предлагают, наприкл порядок, запомнить предложения типа: \"ее подруга подметала в классе\", а потом спрашивают, был ли у подруги веник Дети 10-11 лет логическим путем приходят к выводу о наличии веника, а 7-летние еще не могут сказать ничего определенного, ссылаясь на отсутствие информацииь інформації.

Создание мысленных образов Младшие школьники лучше запоминают необычный материал, создавая на его основе мысленный образ Ученикам 3-4 классов легче создавать такие образы, чем первоклассникам, их образы яркие, четкие, поэтому в лучше запоминаютсяя.

Поиск информации в памяти Часто школьники, пытаясь разобрать слово по буквам, ищут в памяти правильные буквы Они могут знать, по какой буквы начинается слово, но им нужно проверить несколько вариантов

В младшем школьном возрасте значительно возрастают способность заучивать и воспроизводить информацию, производительность и прочность запоминания учебного материала Со временем повышается точность узнавания сб хранимых в памяти объектов Развития памяти способствует изучение стихов, выполнения заданий на наблюдения, рассказы тощщо.

Развитие воображения младшего школьника

Основная тенденция развития воображения младших школьников заключается в переходе от репродуктивной ее формы (простого комбинирования представлений) к творческой (построения новых образов) В формировании творческого воображения большую р роль играют их специальными знаниямия.

В начальных классах обогащаются и разнообразнее произведения воображения ребенка, увеличивается скорость образования образов фантазии Однако еще непросто дается создание учениками образов объектов, которых она безо непосредственно не воспринимала, в процессе усвоения географических, исторических понятий, решения математических задач.

протяжении младшего школьного возраста воображение детей претерпевает изменения Сначала воображаемые образы расплывчаты, но впоследствии они становятся точными и четкими В 1-2 классах дети отражают несколько признаков предмета (пере еважно несущественные), а в 3-4 - сосредоточивают внимание на значительно большем их количестве, среди которых преобладают существенные Преобразование образов воображения в начале младшего школьного возраста незначительное, а к 3-4 классу, к оли ученик получает гораздо больше знаний, образы становятся узагальненишимы и ярче В начале обучения для возникновения образа необходима опора на конкретный предмет (например, опора на картинку при оп иси или рассказы), далее развивается опора на слово, которое является предпосылкой мысленного создания нового образа (написание произведения за рассказом учителя, прочитанной книгойгою).

Благодаря развитию способности управлять своим умственной деятельностью воображение ребенка тоже становится управляемой, а ее образы связываются с задачами, которые ставит перед младшим школьником содержание учебной деятельности

Развитие мышления младшего школьника У детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление Во время решения задач они опираются на реальные предметы или их изображения В них углубляет ется и расширяется мышления, ВИЯВЛЯЕТЬ \"ся в глубоком понимании содержания усвоенных понятий, освоении новых и оперировании ими Процесс обучения стимулирует развитие абстрактного мышления, особенно на у годах математики, поскольку от действий с конкретными предметами школьник переходит к умственным операциям с абстрактными числами числами.

С поступлением ребенка в школу происходит переход от непосредственного чувственного восприятия мира к восприятию, выраженного в абстрактных понятиях То, что она раньше фиксировала в своем мышлении как объект т с определенным набором признаков, получает научное осмыслениея.

протяжении младшего школьного возраста у детей формируются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение

Анализ - мысленное разложение целого на части Первоклассники и некоторые второклассники используют преимущественно практически-действенный и образно-речевой анализ предметов, явлений и т.п. С третьего, а иногда даже со второго класса он становится систематическимим.

Синтез заключается в объединении частей в целое на основе предварительного анализа, установления связей и отношений между ними Первоклассники легче осуществляют синтез в процессе выполнения практических действий В третьем, реже в друго м, классе он приобретает образно-мовленневого, систематического характерру.

Уровень анализа и синтеза у младших школьников зависит не только от их общего развития, но и от предметов, являющихся объектом этих действий Анализ и синтез объединяются в сравнении объектов

Сравнение - установление сходства или различия предметов, явлений При сравнении ученики начальных классов легко выделяют различия и труднее сходства В процессе систематического и длительного обучения они посту упово овладевают умением выделять и сравнивать сходстваті.

Абстрагирование заключается в выделении одних признаков объекта и в одновременном игнорировании других Ученики начальных классов больше сосредотачиваются на внешних признаках, легче абстрагируют свойства предметов, чем связи и в отношения между ними.

Обобщение - это отражение общих признаков и качеств явлений действительности В младшем школьном возрасте оно заключается в объединении предметов на основе определенного признака Развития обобщения способствуют систематическое исполнении ния задач на группировки наглядных предметов, словесно указанных объектов, решения математических задаач.

Ученики начальных классов осознают собственные мыслительные операции, что помогает им осуществлять самоконтроль в процессе познания У них развиваются самостоятельность, гибкость, критичность, мышление

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter