Каталог статей

Коррекционно-развивающие занятия по развитию внимания младших школьников с ЗПР

Программа коррекционных занятий включает 3 этапа:

1. Ориентировочный этап. Его цель – снятие тревожности, повышение уверенности ребёнка в себе, создание доверительной атмосферы в группе, формирование мотивации для дальнейших занятий.

2. Коррекционный этап. Его цель – гармонизация и оптимизация развития ребёнка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, овладение определёнными способами деятельности.

3. Оценка эффективности коррекционных воздействий. Цель данного этапа – измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

Занятие №1

I Вводная часть

№1. Игра «Ручеек».

Цель: создание веселого и жизнерадостного настроения.

Описание. Из пар, стоящих друг за другом с поднятыми и сцепленными руками, образуется длинный коридор. Игрок, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару и берёт за руку того, кто ему симпатичен. Образованная пара идёт в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идёт в начало «ручейка». Так «ручеёк» движется долго, беспрерывно.

Время: 3 мин.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для этого нужно стать парами – кто с кем хочет. Образованные пары должны взяться за руки и держать их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идёт к началу «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Новая пара, взявшись за руки, пробирается в конец коридора, а тот чью пару разбили, идёт в начала «ручейка», таким образом «ручеёк» движется долго».

Примечание. В игре участвует нечетное количество детей.

II Рабочая часть

№2. Игра «Бабочки».

Цель: ощутить своё тело (степень его свободы и существующие психо-телесные зажимы, препятствующие свободному движению) и возникающие эмоции. Для родителей: лучше узнать через телесную метафору свой и детский психоэмоциональный мир, а также способы его проявления вовне, в том числе и в особенностях контакта с другими.

Время: приблизительно 3 – 5 мин.

Ход: каждый из участников группы пробует представить себя бабочкой и подвигаться соответствующим образом по комнате.

Рекомендуется делать сразу после выполнения упражнения «Нога слона».

№3. Задание «Найди два одинаковых предмета».

Цель: развитие мышления, объёма внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.

Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши.

Описание. Ребёнку предлагаются:

а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в чём схожесть этих двух предметов;

б) картинка (карточка) с изображением предметов и образца; необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;

в) рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов; из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем схожесть каждой пары.

Инструкция:

а) «Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть. Приступай к работе».

б) «Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них можно найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания».

Время: 3 мин.

№4. Мышонок.

Цель: развитие пространственных представлений; формирование / закрепление определенных представлений о схеме тела; развитие координации движений, укрепление взаимосвязи между когнитивной деятельностью и кинетической.

Время: 5 мин.

Ход: с участниками разучивается следующее стихотворение:

Мышонку шепчет Мышь:

– Ты всё шуршишь, не спишь.

Мышонок шепчет Мыши:

– Шуршать я буду тише.

Исполнение стихотворения сопровождается параллельными движениями сначала правой, а затем – левой руки и ноги. Направление движений отражено на схеме.

Комментарий: при разучивании стихотворения акцентируется внимание детей на том, что Мышь – это правая рука, а Мышонок левая. Стихотворный текст несколько раз проигрывается и, если есть такая возможность, инсценируется. В дальнейшем Мышь и Мышонок будут служить опорой для опознавания правой т левой рук.

№5. Выкладывание из мозаики по образцу.

Цель: развитие концентрации и объёма внимания, мелкой моторики руки, формирования умения работать по образцу.

Оборудование: мозаика, образец.

Время: 4 мин.

Описание: ребёнку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».

III Заключительная часть. Подведение итогов. Обмен впечатлениями.

Занятие №2

I Вводная часть

№1. Игра «Дружба начинается с улыбки».

Цель: установление первичного невербального эмоционально положительного контакта.

Время: 3 мин.

Ход: все участники садятся в круг, каждый по очереди поворачивается к соседу и улыбается ему, словно передавая улыбку по кругу.

II Рабочая часть

№2. Игра «Слушай звуки».

Цель: развитие активного внимания.

Оборудование: фортепьяно или аудиозапись.

Время: 3 мин.

Описание. Каждый ребёнок выполняет движения в соответствии с услышанными звуками: низкий звук – становится в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу), высокий звук – становится в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Слушай звуки!» и узнаем, кто из вас внимательно умеет слушать звуки фортепьяно. Есть низкие звуки (прослушивание) и высокие звуки по звучанию (прослушивание). Играть будем так: если вы услышите низкие звуки фортепьяно, то должны будете встать в позу «плакучей ивы» (показ с комментариями). Давайте все станем в позу «плакучей ивы». Вот так. Ну а если вы услышите высокие звуки фортепьяно, то должны будете принять позу «тополя» (показ с комментариями). Давайте мы все примем эту позу «тополя». Будьте внимательны! Начинаем играть».

Примечание. Необходимо чередовать звуки, постепенно увеличивая темп.

№3. Конструирование «Грузовая машина».

Цель: формирование у детей умения использовать в ходе принятия задания поэтапную предметную модель.

Предварительная работа: накануне занятия учитель проводит с детьми беседу об автозаводе, рассказывает детям о том, как собирают на конвейере машины из отдельных деталей. После этого вводится игровая мотивация: групповая комната «превращается» в заводской цех, а дети – в рабочих, которые должны подготовит детали для сборочного конвейера. Детям раздаются заранее сделанные заготовки из спичечных коробков, которые под руководством взрослого оклеиваются цветной бумагой.

Содержание занятия: перед детьми на подносах разложены подготовленные ими материалы, а также клей и кисточки. Педагог предлагает детям продолжить работу в цехе сборки грузовых машин. Для этого им используется предметная поэтапная модель, которая представляет сбой демонстрационную лестницу, состоящую из последовательных ступенек сборки машины.

Педагог объясняет способ выполнения рабочих операций, а затем просит некоторых детей воспроизвести предстоящий ход работы (один ребёнок начинает, другой продолжает). В процессе деятельности взрослый оказывает детям минимальную помощь, побуждая их периодически обращаться к модели.

По окончании работы проводится анализ готовых изделий на основе имеющегося образца.

Время: 5 мин.

№4. Игра «Кто летает?».

Цель: формирование внимания, развитие умения выделять главные, существенные признаки предметов.

Оборудование: список названий предметов.

Описание. Ребёнок должен отвечать и выполнять движения в соответствии со словами взрослого.

Инструкция: «Внимание! Сейчас мы выясним, кто (что) может летать, а кто (что) не может. Я буду спрашивать, а вы сразу отвечайте. Если назову что-нибудь или кого-либо, способного летать, например стрекозу, отвечайте: «Летает» – и показывайте, как она это делает, – разведите руки в стороны, как крылья. Если я вас спрошу: «Поросёнок летает?», молчите и не поднимайте руки».

Примечание. Список: орел, змея, диван, бабочка, майский жук, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стол, собака, вертолет, ковер…

Игра может проводиться как с одним ребёнком, так и с группой детей.

Время: 4 мин.

№5. У дяди Абрама.

Цель: закрепление представлений о правой и левой стороне собственного тела и вербального обозначения отдельных частей тела; развитие чувства ритма, а также навыков совместной деятельности; развитие внимания.

Время: 5 мин.

Ход: с детьми разучивается следующая песенка - потешка:

У дяди Абрама семь сыновей,

Семь сыновей,

Они не ели, они не пили,

И не скучали никогда.

В качестве «сыновей Дяди Абрама» служат правая рука, левая рука, правая нога, левая нога, правое плечо, левое плечо и – единственная – голова.

Во время первого исполнения потешки участники группы ритмично постукивают правой рукой по ноге. При повторном исполнении к правой руке подключается левая и так далее. При этом каждая из вновь включающихся в игру частей тела громко, хором, называется. В конце игры в движение приходит практически всё туловище, что служит снятию эмоционального напряжения и физической усталости у детей.

III Заключительная часть. Подведение итогов. Обмен впечатлениями, описание своих переживаний, реакций в ходе занятия.

Занятие №3

I Вводная часть

№1. Игра «Ручеек».

Цель: создание веселого и жизнерадостного настроения.

Описание. Из пар, стоящих друг за другом с поднятыми и сцепленными руками, образуется длинный коридор. Игрок, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару и берёт за руку того, кто ему симпатичен. Образованная пара идёт в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идёт в начало «ручейка». Так «ручеёк» движется долго, беспрерывно.

Время: 3 мин.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для этого нужно стать парами – кто с кем хочет. Образованные пары должны взяться за руки и держать их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идёт к началу «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Новая пара, взявшись за руки, пробирается в конец коридора, а тот чью пару разбили, идёт в начала «ручейка», таким образом «ручеёк» движется долго».

Примечание. В игре участвует нечетное количество детей.

II Рабочая часть

№2. Задание «Найди 5 отличий».

Цель: развитие произвольного внимания ,переключение и распределение внимания.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Время: 5 мин.

Описание. Ребёнку предлагаются:

а) серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;

б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

№3. Игра «По новым местам».

Цель: развитие моторно-двигательного внимания, развитие скорости движений.

Оборудование: заранее обозначенные кружки для каждого ребёнка.

Время: 5 мин.

Описание. Каждый ребёнок по команде взрослого меняет свой кружок, своё место – разбегается «по новым местам», оказываясь в новом кружке.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «По новым местам». Каждый из вас должен встать в кружок-домик. Когда я скажу: «На прогулку!», все за мной друг за другом начнут «гулять». Но когда я скажу: «По новым местам!», все должны найти себе новый кружок-домик. Кто займет новый домик последним – считается проигравшим. Начинаем игру».

Примечание. Ходить «на прогулку» можно под музыкальное сопровождение или песню.

№4. Игра «Найди свой дом».

Цель: составление геометрических фигур из данных.

Оборудование: геометрические фигуры.

Время: 7 мин.

На карточках у детей нарисованы геометрические фигуры, нужно предложить детям найти свой дом, на котором нарисована такая же фигура (рис.1).

Рис.1

№5. Игра «Узнай по голосу».

Цель: развитие слухового внимания.

Оборудование: заранее начерченный на полу большой круг, платок для завязывания глаз.

Время: 5 мин.

Описание. Бегая по кругу, дети выполняют команды взрослого. Выбранный водящий, стоя спиной к детям, угадывает по голосу того, кто назвал его по имени. В случае угадывания водящий меняется местами с назвавшим его по имени.

Инструкция. «Сейчас мы поиграем в интересную игру. Одного из игроков выберем водящим. По моей команде «Побежали!» вы будете бегать по площадке. На слова: «Раз, два, три, в круг беги!» – все играющие собираются в круг, а водящий становится спиной к кругу с завязанными глазами и внимательно слушает. Дети, которые стоят в кругу, говорят: «Ты загадку отгадай: кто позвал тебя, узнай».

По окончании этих слов тот из вас, кому я дам знак, назовёт водящего по имени. Водящий должен отгадать, кто его позвал. Если водящий угадает, он меняется местом с назвавшим его ребёнком. Если водящий не узнает голоса, тоя предложу ему узнать по голосу другого ребёнка.

III Заключительная часть. Подведение итогов. Обмен впечатлениями, переживание позитивной самооценки.

Занятие №4

I Вводная часть

№1. Игра «Путаница».

Цель: создать доверительную атмосферу в группе, установить психологический контакт.

Время: 3 мин.

Ход игры: Выбирается считалкой водящий. Он выходит из комнаты.

Все остальные берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться – кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и распутывает, так же, не разнимая рук у детей.

II Рабочая часть

Ход: с участниками, стоящими в кругу, разучивается народная потешка:

Руку правую вперед,

а потом её назад,

а потом её вперед

и немножко потрясём.

Мы танцуем буги-вуги,

поворачиваясь в круге,

и в ладоши хлопаем вот так:

раз, два, три.

Буги-вуги, о′ кей, буги-вуги о′ кей,

мы танцуем, дружно, весело поем.

Каждая строчка сопровождается соответствующим движением. Во втором четверостишии участники поворачиваются вокруг своей оси, на счет «раз» хлопают перед собой, «два» – за спиной, «три» – снова перед собой. На следующих строчках все двигаются к центру круга, на словах «о′ кей» щелкая пальцами. На последней сточке все участники возвращаются в исходный круг. Затем все повторяется с левой рукой, правой и левой ногой, «единственным» носом.

№3. Зеркало.

Цель: развитие внимания, а также чувства эмпатии, получение поддержки.

Время: 3 мин.

Ход: упражнение может выполняться как минимум с двумя участниками, один из которых изображает любые действия, строит рожицы и пр. а второй, словно зеркало, все повторяет. Периодически происходит смена ролей.

№4. Задание «Найди два одинаковых предмета».

Цель: развитие мышления, объёма внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.

Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши.

Описание. Ребёнку предлагаются:

а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в чём схожесть этих двух предметов;

б) картинка (карточка) с изображением предметов и образца; необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;

в) рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов; из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем схожесть каждой пары.

Инструкция:

а) «Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть. Приступай к работе».

б) «Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них можно найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания».

Время: 3 мин.

№5. Ручной труд «Сова».

Цель занятия: формирование действий самоконтроля в процессе планирования продуктивной деятельности на основе совместного с взрослым составления материализованной схемы.

Предварительная работа: накануне занятия дети под руководством педагога тонируют коричневой гуашью яичную скорлупу.

Содержание занятия: для каждого ребёнка приготовлены следующие материалы – тонированная яичная скорлупа, пластилин желтого цвета, заготовки цветной бумаги для мелких деталей.

Педагог начинает занятие с приглашения детей в театральный уголок комнаты, где на верху ширмы кукольного театра расположены декорации леса и изображения диких животных, выполненных воспитанниками ранее. Взрослый загадывает загадку:

И в лесу заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих,

Мыши прячутся, дрожа,

Очень уж суровы филины и … (совы).

Педагог просит детей поселить в волшебном лесу этих «сторожей» и показывает им образец и набор карточек, изображающих шаги продвижения в работе. Детям предлагается всем вместе расположить карточки в нужной последовательности. Особо обговаривается техника присоединения пластилиновых и бумажных деталей к яичной скорлупе. После этого один из детей повторяет правила деятельности, а затем всем предоставляется время, чтобы вспомнить и воспроизвести во внутреннем плане порядок выполнения поделки. Когда план деятельности будет усвоен большинством, схема и образец со стенда убираются. По окончании занятия дети все вместе оценивают качество своих работ в соответствии с выделенными правилами и укрепляют поделки на театральной ширме.

Время: 5 мин.

III Заключительная часть. Подведение итогов. Обмен впечатлениями, рассказ о своих ощущениях.

Занятие №5

I Вводная часть

№1. Игра «Ручеек».

Цель: создание веселого и жизнерадостного настроения.

Описание. Из пар, стоящих друг за другом с поднятыми и сцепленными руками, образуется длинный коридор. Игрок, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару и берёт за руку того, кто ему симпатичен. Образованная пара идёт в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идёт в начало «ручейка». Так «ручеёк» движется долго, беспрерывно.

Время: 3 мин.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для этого нужно стать парами – кто с кем хочет. Образованные пары должны взяться за руки и держать их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идёт к началу «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Новая пара, взявшись за руки, пробирается в конец коридора, а тот чью пару разбили, идёт в начала «ручейка», таким образом «ручеёк» движется долго».

Примечание. В игре участвует нечетное количество детей.

II Рабочая часть

№2. Выкладывание из палочек по образцу.

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки, трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора.

Время: 5 мин.

Описание. Ребёнку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек.

а) 1-й уровень сложности – узоры в одну строчку (карточки);

б) 2-й уровень сложности – простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек (карточки);

в) 3-й уровень сложности – более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек (карточки);

г) 4-й уровень сложности – сложные силуэты с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек (карточки).

Инструкция: «Посмотрите, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик…). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе».

№3. «Что вверху – что внизу».

Цель: познакомить детей с вертикальной организацией тела, актуализировать в их памяти слова, обозначающие разные части тела.

Ребёнку задают вопросы: «Что в твоём теле находится в самом верху? Что ниже всего? Что у тебя посредине?»

Дав первичные ориентиры – голова, туловище, руки, ноги, – переходят к дифференциации уровней (голова – макушка, лоб, брови, глаза, нос, щеки, рот, подбородок, шея; руки – ладони, локти, плечи; туловище – грудь, живот; ноги – колени, стопы). Вначале ребёнок должен, называя часть тела, касаться её рукой, затем – показывать на неё, не касаясь.

Попросите ребёнка закрыть глаза, коснитесь какой-либо части его тела и задайте вопрос: «Как называется эта часть тела?». Ребёнок должен уметь перечислять части тела сверху вниз, снизу вверх, отвечать правильно на вопросы типа: «Что находится под головой?», «Что выше на лице, а что – ниже?», «Что находится между голенью и бедром?» и т.д.

Уточнение руки и ноги, с которой необходимо ребёнку работать, позволяет увидеть у него доминирующую.

Время: 5 мин.

№4. Колокол.

Цель: закрепление пространственных представлений, выраженных перечнями «впереди, сзади, вверху, внизу», закрепить у детей умение дифференцировать правую и левую стороны тела.

Время: 3 мин.

Ход: участников группы знакомят с рассказом о гномиках:

Под горою у реки

Живут гномы-старики.

У них колокол висит,

Рассеребряный звонит;

Диги-диги-диги-дон,

Выходи из круга вон.

Детям предлагается представить себя огромным для гномов колокол и показать, как он звонит вперед-назад, вправо-влево, вверх-вниз.

№5. Задание «Найди 5 отличий».

Цель: развитие произвольного внимания ,переключение и распределение внимания.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Время: 4 мин.

Описание. Ребёнку предлагаются:

а) серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;

б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

III Заключительная часть. Подведение итогов. Обмен впечатлениями.

Занятие №6

I Вводная часть

№1.Упражнение «Смотри на руки».

Цель: развитие активного внимания.

Необходимый материал: грамзапись (магнитофон) марша Р. Паулса «Красные цветы».

Описание. Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения рук, показанные взрослым или «командиром».

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для игры нам нужно выбрать командира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом тот, кого мы выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг за другом по кругу, должны начать двигаться под музыку. Первым будет стоять командир – сейчас им буду я. Все внимательно следят, какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть».

Примечание. На этапе освоения игры показ движения рук осуществляет взрослый (варианты показа движения рук: руки вверх, в стороны, на пояс, руки со сцепленными пальцами вытянуты вперед, занесены за голову и т.д.). Затем показ движений рук осуществляют дети.

Время: 3 мин.

II Рабочая часть

№2. Игра «Пожалуйста».

Цель: уточнить схему собственного тела, указать местоположение предметов в пространстве относительно себя.

Ведущий предлагает участникам игры внимательно слушать его игровые задания и выполнять их, но только в том случае, если его обращение будет начинаться со слова «Пожалуйста». Выигрывает тот, кто не допустит в течение всей игры ни одной ошибки (или допустит их меньше, чем остальные игроки):

• Пожалуйста, вытяните в сторону правую руку;

• Поверните голову влево;

• Пожалуйста, поверните голову вправо;

• Наклоните голову к левому плечу;

• Повернитесь налево;

• Пожалуйста, повернитесь направо и т.д.

Время: 5 мин.

№3. Игра «Будь внимателен!».

Цель: стимулирование внимание, развитие скорости реакции.

Оборудование: магнитофонная или грамзапись С. Прокофьева «Марш».

Описание. Каждый ребёнок должен выполнять движения, соответственно командам взрослого: «зайчики» – прыгать; «лошадки» – ударять «копытом об пол»; «раки» – пятиться; «птицы» – бегать, раскинув руки; «аист» – стоять на одной ноге.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. В этой игре нужно быть внимательным. Встаньте по кругу друг за другом. Слушайте внимательно мои слова – команды. Когда я скажу «зайчики», все должны прыгать по кругу, как зайчики. Когда я скажу «лошадки», все должны показать, как лошадки ударяют копытом. Когда я скажу «раки», все должны показать, как раки пятятся назад. Когда я скажу «птицы», играющие должны превратиться в птиц и бегать по кругу, раскинув руки в стороны, как крылья. Когда я скажу «аист» – все мигом должны превратиться в аистов и стоять на одной ноге. Ну а когда я скажу «дети» – все должны стать детьми. Начинаем играть».

Время: 5 мин.

№4. Карандаш между пальцами.

Цель: развитие навыков быстрого реагирования, внимания, тонкой моторики, закрепление знаний о цветовом гнозисе.

Время: 7 мин.

Оборудование: наборы цветных карандашей.

Ход: участникам предлагается взять по 8 карандашей разных цветов и зажать их по одному между каждыми двумя пальчиками двух рук. Далее психолог называет последовательно разные цвета, а задача членов группы – разжать те два пальчика, между которыми расположен карандаш соответствующего цвета.

№5. Задание «Найди все отличия».

Цель: развитие произвольного внимания ,переключение и распределение внимания.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Время: 5 мин.

Описание. Ребёнку предлагаются:

а) серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;

б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

III Заключительная часть. Подведение итогов. Обмен впечатлениями.

Занятие №7

I Вводная часть

№1. Игра «Ручеек».

Цель: создание веселого и жизнерадостного настроения.

Описание. Из пар, стоящих друг за другом с поднятыми и сцепленными руками, образуется длинный коридор. Игрок, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару и берёт за руку того, кто ему симпатичен. Образованная пара идёт в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идёт в начало «ручейка». Так «ручеёк» движется долго, беспрерывно.

Время: 3 мин.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для этого нужно стать парами – кто с кем хочет. Образованные пары должны взяться за руки и держать их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому пара не досталась, идёт к началу «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Новая пара, взявшись за руки, пробирается в конец коридора, а тот чью пару разбили, идёт в начала «ручейка», таким образом «ручеёк» движется долго».

Примечание. В игре участвует нечетное количество детей.

II Рабочая часть

№2. Выкладывание из палочек по образцу.

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки, трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора.

Время: 5 мин.

Описание. Ребёнку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек.

а) 1-й уровень сложности – узоры в одну строчку (карточки);

б) 2-й уровень сложности – простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек (карточки);

в) 3-й уровень сложности – более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек (карточки);

г) 4-й уровень сложности – сложные силуэты с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек (карточки).

Инструкция: «Посмотрите, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик…). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе».

№3. «Моя левая рука, моя правая рука…».

Цель: научить ребёнка находить у себя правые и левые части тела.

Вначале устанавливаются ориентиры оси тела. Ребёнку даётся инструкция: «Все наше тело, так же, как и руки, делится на правую и левую половины. Если провести линию от макушки и до нижней части живота, то она и разделит наше тело на правую и левую половины. Проведите такую линию указательным пальцем правой руки сверху вниз и назовите, по каким частям тела она пройдёт».

Затем ребёнок должен осознать сторону тела, одноименную с ведущей рукой. Ведущая рука касается одноименной стороны тела, и ребёнок называет часть тела, которой он касается, обязательно называя и сторону (правая нога, правая бровь, правое ухо).

Потом ребёнок начинает перечислять участки тела, расположенные на одном уровне слева-справа, так же начиная с ведущей руки. Выполняя это упражнение, надо вначале прикасаться к симметричным частям тела по-разному: к ведущей стороне – всей ладонью ведущей руки, а к симметричной части на противоположной стороне – кончиком пальца этой же руки. Закрепляется это игровыми вопросами: «Угадай, какая щека (ухо и пр.) у тебя правая, какая левая?» и т.п.

Постепенно ребёнок должен научиться называть симметричные части своего тела автоматически, с закрытыми глазами, по памяти.

Время: 5 мин.

№4. Аппликация «Дед Мороз».

Цель занятия: формирование самоконтроля в процессе планирования изображения на основе совместного со взрослым составления плана-рассказа.

Предварительная работа: накануне занятия педагог показывает детям фабричные ёлочные украшения и рассказывает об их изготовлении. При этом взрослый подводит их к выводу о том, как приятно видеть на празднике не только фабричные украшения, но и игрушки, сделанные своими руками.

Содержание занятия: для каждого воспитанника приготовлены следующие материалы – листы цветного картона, трафарет силуэта игрушки, белый или розовый овал (лицо), вата, мелкие готовые детали для глаз и носа, тесёмка для петельки, ножницы, карандаш, клей и кисть.

Педагог напоминает детям, что праздник приближается, и все ребята с нетерпением ожидают самого доброго и весёлого сказочного героя Деда Мороза. Он приносит детям игрушки и сладости, а вот сам часто остаётся на праздник без подарка. Взрослый предлагает сделать для Деда Мороза новогодние украшения на ёлку, такие, чтобы он догадался: эти игрушки приготовлены именно для него».

Детям предлагается образец. Воспитатель вместе с ними составляет словесный план предстоящей аппликации. Работа идёт следующим образом: детям даётся время на обследование игрушки и тех материалов, которые приготовлены для её приготовления. Далее педагог с помощью наводящих вопросов («Что надо делать сначала? Почему?», «Почему надо наклеить бумажные детали и только потом перейти к работе с ватой?» и др.) составляет с детьми словесный план работы. После этого взрослый ещё раз воспроизводит последовательность поделки, специально допуская по ходу изложения ошибки и неточности. Обозначив ошибки и повторив план работы ещё раз, дети приступают к изготовлению игрушки. По окончании занятия проводится анализ результатов деятельности, в ходе которого дети сами оценивают себя и других, исходя из намеченного плана изготовления ёлочных украшений.

Время: 7 мин.

№5. Игра «Четыре стихии».

Цель: развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

Описание. Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: «земля» – руки вниз, «вода» – вытянуть руки вперёд, «воздух» – поднять руки вверх, «огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Инструкция: «Для этой игры необходимо сесть по кругу и внимательно послушать. Если я скажу слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» – вытянуть руки вперёд, слово «воздух» – поднять руки вверх, слово «огонь» – произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается – считается проигравшим».

Время: 5 мин.

III Заключительная часть. Подведение итогов. Обмен впечатлениями, стабилизация позитивной самооценки.

Занятие №8

I Вводная часть

№1. Игра «Передай клубочек».

Цель: снять скованность, напряженность в общении.

Дети садятся в круг. Ведущий, держа в руках клубочек, обматывая нитку вокруг пальца, задаёт любой вопрос участнику игры (например: как тебя зовут, хочешь ли ты со мной дружить, что ты любишь, чего ты боишься), тот ловит клубочек, обматывая нитку вокруг пальца, отвечая на вопрос и задавая свой вопрос другому участнику игры). Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему. Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, и определяют, на что похожа фигура.

Оборудование: клубочек.

Время: 3 мин.

II Рабочая часть

№2. Лепка «Лиса идёт».

Цель: формирование у детей действия самоконтроля в ходе создания лепного изображения на основе графической опоры.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка». Обследование игрушечной лисы.

Содержание занятия: воспитатель выставляет на стол плоскостные декорации по прочитанной накануне сказке (2 домика, ёлочку и фигурку зайчика). Детям задаётся вопрос: «Какой фигурки не хватает?», чтобы натолкнуть на известный им сюжет сказки «Заюшкина избушка». Педагог сообщает, что фигурка лисы потерялась, а без неё показать сказку нельзя. Перед детьми ставится задача: слепить недостающий персонаж (лису) из пластилина или глины, и лишь затем можно будет показать, как в театре, сказочную историю.

Детям предлагается вспомогательная опора – графический план-схема, который должен помочь выполнить задание. План-схема имеет вид полностью открытой карты с последовательно расположенными и пронумерованными изображениями этапов предлагаемой деятельности. Контрольными отметками о выполнении определенного этапа задания служат фигурки. После выполнения очередной операции ребёнок закрывает цифру и переходит к следующей.

Воспитатель объясняет детям последовательность выполнения лепки, обращает внимание на отдельные трудовые для них технические приёмы. Затем напоминает правила пользования графической опорой. Педагог спрашивает некоторых ребят (обычно имеющих затруднения) о ходе работы, побуждает их подробно проговаривать последовательность действий, при этом остальные привлекаются к анализу детских ответов в качестве экспертов.

В процессе лепки воспитатель просит испытывающих затруднения детей рассказывать о предстоящих действиях, направляя их внимание на использование схемы, оказывает при этом необходимую помощь. В конце занятия взрослый «по цепочке» спрашивает детей о пройденных шагах, побуждает их к проверке сделанного, учитывает те операции лепки, которые показались детям особенно сложными.

Несколько занятий по рисованию и аппликации посвящается формированию у детей действий самоконтроля за ходом своей деятельности на основе вербальной инструкции (без помощи наглядных опор), т.е. переводу контрольных действий во внутренний, психический план.

Оборудование: пластилин, графический план-схема.

Время: 10 мин.

№3. Задание «Найди пару».

Цель: помочь ребёнку понять симметричность тела.

Вы дотрагиваетесь до любой части тела ребёнка, расположенной слева (или спереди). Ребёнок должен назвать то, что расположено на этом уровне справа (или сзади).

Время: 5 мин.

№4. Упражнение «Исключение лишнего».

Цель: развитие мышления и объёма внимания.

Оборудование: карточка с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.