Программа по развитию творческого воображения младших школьников. Цель программы

Педагог-психолог ГБОУ СОШ № 473 Шведова Т.В.

Программа по развитию творческого воображения

младших школьников.

Цель программы: развитие творческого воображения младших школьников.

Задачи:

1. Обогащение знаний и представлений школьников об окружающем мире.

2. Раскрытие и развитие творческих способностей каждого ребенка.

3. Создание атмосферы, благоприятной для продуцирования воображения и творчества детей.

4. Гармонизация эмоциональных состояний в коллективе класса и каждого отдельно взятого ученика.

5. Сплочение коллектива.

6. Развитие внимания, памяти, мышления, двигательных навыков, речи младших школьников.

7. Поощрение и стимуляция желания и стремления детей к познанию и исследованию нового.

8. Показать детям разные стороны, формы и аспекты творческой деятельности, а также показать возможности реализации и применения творческого воображения, креативных идей в жизни.

9. Научить детей творчески подходить к жизненным ситуациям и обстоятельствам.

10. Научить детей мыслить творчески и уметь разряжать свои переживания, эмоции через творчество и в действии воображения.

^ Форма проведения занятий: групповая (по 10-15 человек).

Место проведения занятий: классный кабинет.

Количество занятий: 10 (по 2 раза в неделю).

Продолжительность: 25-50 минут.

^ Принципы построения программы: наиболее важным возрастным периодом в развитии познавательных процессов является детство ребенка. Изменение психических особенностей ребенка происходит под влиянием той деятельности, которую он осваивает на данный момент. Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте становится учебная, однако игра остается весьма привлекательной и желаемой для детей, что учитывалось при составлении данной программы, включающей в себя множество разнообразных игр и упражнений. Игра создает атмосферу непринужденности, помогает ученикам расслабиться. В игре легче и проще усваиваются новые и совершенствуются уже имеющиеся знания, умения и навыки, легче раскрываются творческие способности участников. В программе много подвижных игр, так как младшим школьникам присуща активная двигательная деятельность, в которой происходит как формирование и закрепление новых навыков, ролей и форм поведения, так и разрядка эмоционального состояния, физического напряжения, сплочение классного коллектива. В программе представлено достаточно много игр и упражнений, связанных с художественным творчеством. Работа с цветом, с формами, с образами стимулирует детское воображение. В программе также предусмотрены и упражнения на развитие невербального воображения. Занятия построены таким образом, что в процессе каждого из них затрагиваются и совершенствуются не только творческие способности и воображение ребенка, но и другие психические процессы (память, внимание, мышление, речь, эмоции), так как работа всех психических процессов взаимосвязана и развитие одного влияет на функционирование другого. В упражнениях также есть познавательный момент, когда дети узнают что-то новое, чего до ныне не знали или знали недостаточно, а, как известно, объем имеющихся знаний и впечатлений у ребенка является одним из основополагающих моментов для развития и совершенствования творческого воображения.

^ Инструменты и оборудование: музыкальный центр и диски с детскими сказками и песнями, звуками природы; листы бумаги, простые и цветные карандаши, ластики, фломастеры, краски, кисти, мелки, доска; мягкие игрушки.

Конспекты занятий:

Занятие № 1.

Упражнение «Снежный ком».

Цель: позволяет участникам познакомиться, адаптироваться в новой среде, а так же тренирует память.

^ Ход проведения. Все садятся в круг. Первый участник должен представиться, то есть назвать себя по имени. Кроме того, он сопровождает свои слова жестом или движением, которое его характеризует: это может быть кивок головой, взмах руки и так далее. Задача второго участника, прежде чем представиться самому, полностью воспроизвести все, что делал и говорил предыдущий. Следующие по кругу участники повторяют имена и жесты всех своих предшественников по принципу снежного кома.

^ Упражнение «Мое любимое занятие».

Цель: развитие эмпатии, уверенности в себе, умения слушать, установление благоприятной эмоциональной атмосферы.

^ Ход проведения. Каждый по кругу рассказывает, что он больше всего любит делать.

Упражнение «Пожелание своему соседу».

Цель: развитие чувства коллектива, доброжелательного отношения друг к другу.

^ Ход проведения. Каждый участник по очереди говорит пожелание соседу справа.

Упражнение «Животные».

Цель: игра развивает воображение, пластичность движений и создает веселый настрой, объединяющий группу.

^ Ход занятия. Каждый участник по очереди с помощью жестов и мимики показывает какое-либо животное, а все остальные участники должны угадать.

Прощание.

Заканчиваются все занятия одним и тем же прощанием, которое объединяет детей и связывает дни в единую программу. В первое занятие детям предлагается выработать единый для всех дней ритуал прощания, который должен содержать в себе взаимодействие (например, всеобщее рукопожатие в кругу, аплодисменты друг другу).

Занятие № 2.

Упражнение «Приветствие».

Цель: позволяет создать положительную атмосферу и настроить детей на предстоящее занятие.

Ход проведения. В начале упражнения говориться о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, щекой, выдумать свой собственный способ приветствия для сегодняшнего занятия.

^ Упражнение «Мое настроение».

Цель: развитие самоанализа и умения слушать других людей.

Ход проведения. Детям предлагается поведать всем остальным о своем настроении: его можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении.

^ Упражнение «Говори наоборот».

Цель: развитие воображения, мышления, речи.

Ход игры. Детям предлагается подбирать к словам, произносимым ведущим, слова с противоположным значением.

^ Стимульный материал:

а) большой, толстый, темный, пустой, чистый, больной, грустный, сильный, широкий, горячий;

б) трус, день, зло, свет, радость;

в) быстро, высоко, далеко, тяжело, жарко;

^ Упражнение «Море волнуется – раз…»

Цель: развитие фантазии, координации движений, умения управлять своим телом.

Ход проведения. Водящий произносит считалку:

Пока он это говорит, все участники свободно двигаются, изображая волны. На слово «замри» все замирают, показывая какое-нибудь существо или предмет. Водящий подходит по очереди к каждой из фигур и прикосновением руки оживляет ее. Игрок-фигура изображает движениями и озвучивает своего персонажа так, чтобы получилось похоже. Водящий пытается отгадать. Когда все фигуры изображены, он выбирает самую удачную, которая становится водящим.

Прощание.

Занятие № 3.

Упражнение «Счет».

Цель: сплочение группы, формирование настроя на занятие.

Ход проведения: участники рассчитываются по порядку. Те, кто называет цифру, содержащую три, подпрыгивает на месте.

Другой вариант – с участниками обговаривается запретная цифра. Когда до нее доходит счет, вместо ее называния, участнику нужно прохлопать в ладошки эту цифру (например, если запретная цифра 5, то ребенок 5 раз хлопает).

^ Упражнение «Квадраты».

Цель: развитие воображения.

Оборудование: листы с изображением квадратов, ручки, карандаши.

Ход проведения. Участникам предлагается придумать разные способы разукрасить 13 квадратов разной величины черной ручкой или простым карандашом. Затем квадраты демонстрируются друг другу.

^ Упражнение «Нарисуй чувства».

^ Ход проведения. Каждому ребенку предлагается нарисовать то чувство, которое он испытывает на данный момент. В конце дети показывают друг другу свои рисунки, либо устраивают небольшую выставку.

Прощание.

Упражнение «Комплимент».

Цель: развитие доброжелательного отношения друг к другу, сплочение группы.

Оборудование: мягкая игрушка или мяч.