Учительские университеты

Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий во вспомогательной школе

Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий во вспомогательной школе-интернате.

Коррекционно-развивающие занятия – это деятельность, способствующая более эффективному развитию умственно отсталого ребенка, помощь в преодолении отклонений, мешающих его развитию. Такие занятия строятся с учетом индивидуальных психофизических особенностей детей с отклонениями в умственном развитии.

Основными целями проведения коррекционно-развивающих занятий являются:

1.развитие познавательных процессов учащихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти);

2.коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей;

3.овладение учащимися здоровьесберегающими технологиями;

4.формирование коммуникативных навыков и социальная адаптация.

Задачи коррекционно-развивающих занятий должны четко формулироваться, например:

Коррекционно-развивающие задачи:

•корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;

•коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;

•коррекция и развитие зрительных восприятий; слухового восприятия; тактильного восприятия…;

•коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;

•коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;

•коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…;

Воспитательные задачи:

•воспитывать интерес к учебе, предмету;

•воспитывать умение работать в парах, в команде;

•воспитывать положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию

•воспитывать самостоятельность;

•воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)

Образовательные задачи:

•учить применять на практике…;

•учить пользоваться…;

•тренировать…;

Формы работы на занятиях разнообразны:

•Фронтальная

•Индивидуальная

•Работа в парах

•Работа в микрогруппах (по 3-4 человека) и т.п.

Одной из наиболее эффективных технологий работы при проведении коррекционно-развивающего занятия во вспомогательной школе является игра.

Значение игры в коррекции и развитии коммуникативной и познавательной сферы умственно отсталых детей очень велико. она выполняет следующие функции:

— обучающая (помогает в овладении знаниями);

— развивающая (развивает познавательные интересы, раскрывает творческий потенциал)

— коррекционная (исправляет недостатки)

— коммуникативная (помогает овладеть навыками общения, развивает важнейшие социальные навыки и умения, способность к сопереживанию, разрешению конфликтов путем сотрудничества, учит человека видеть ситуацию глазами другого);

— занимательная (доставляет удовольствие, пробуждает интерес).

Кроме того, игра способствует созданию позитивного эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой деятельности, улучшает общую работоспособность.

Основные условия проведения коррекционно-развивающих занятий и игр:

•игровые элементы занятия должны быть разнообразны, эмоционально и наглядно насыщены;

•объем заданий должен быть умеренный;

•Совмещение элементов игры и учения; переход от игр забав к учебно-познавательной деятельности;

•Постепенное усложнение обучающих задач и условий игры;

•Использование имеющихся сильных сторон личности;

•Терпение, спокойный тон, доверие;

•Не сравнивать ребенка с другими;

•Предоставление возможности хоть в чем-то реализовать себя;

•По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка и поощрять хорошее поведение.

При организации коррекционно-развивающих занятий рекомендуется помнить, что:

• Любое коррекционно-развивающее занятие должно представлять собой комплекс, включающий не только задания на развитие и коррекцию познавательных и эмоционально-волевых процессов, речи, но и упражнения для профилактики нарушений зрения, элементы дыхательной и координационной гимнастики, упражнения на расслабление, развитие мелкой моторики, коммуникативных навыков.

• Для повышения эффективности занятий необходимо использование игровых методов и приемов работы, включающих соревновательный элемент, возможно введение системы штрафов и поощрений. Этот принцип является хорошим средством воспитания организованности, собранности действий и ответственности за результат своей или командной работы. Поощрением может служить «звездочка», а штрафом – «ворона» («ловил ворон», то есть был невнимательным, часто отвлекался и т.д. ), которые получает ребенок.

•Занятия должны быть построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Чередование подвижных и малоподвижных заданий и упражнений, проведение физкультминуток. Чередование письменных и устных форм работы. Это условие является обязательным при работе с умственно отсталыми детьми, так как это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

•Использование упражнений на проверку внимания. Этот прием проводится с целью организации внимания и установления обратной связи с учащимися. Это могут быть вопросы типа: «кто меня слышал – покажите большой палец»; или использование контрольных карточек: «внимание!», «тишина!», на которых изображены различные символы, обозначающие данные требования; или употреблении различных вспомогательных средств, привлекающих внимание, например колокольчик, или появление какой-либо игрушки, после чего учащиеся должны замереть на месте, минуты молчания.

Необходима придерживаться определенной структуры построения занятий, наиболее оптимальной мне представляется такая:

1.Ритуал приветствия.

2.Разминка.

3.Коррекционно-развивающий блок

4.Заключительная часть, которая состоит из рефлексии и ритуала прощания.

А теперь несколько слов о каждом из этапов проведения занятия.

1. Ритуал приветствия, знакомства.

Этому этапу следует уделить особое внимание. Это связано с тем, что у наших учащихся, как правило, низкий уровень сформированности коммуникативных и психоэмоциональных навыков.

Ритуал приветствия способствует сплочению детей, установлению благоприятного эмоционального фона, позволяет создать атмосферу группового доверия и принятия каждого ее члена.

Для данного этапа используются игры типа:

«Привет!»; «Снежный ком»; «Соседи»;

«Улыбка»

Передавая мяч по кругу: (улыбнуться)

- Добрый день, Саша… (улыбнуться)

- Добрый день, Маша

- Добрый день, Ирина Петровна,

- Добрый день, солнце (все поднимают, а затем опускают руки)

- Добрый день, небо (аналогичные движения руками)

- Добрый день всем нам (разводят руки в стороны, а затем опускают их).

и другие.

Упражнение «Здравствуй!»

Желающие по очереди приветствуют всех каким-либо необычным способом (ладонями, пятками, носами и т. д.), а все повторяют этот вариант приветствия.

«Солнышко»:

Ведущий (взрослый) поднимает вверх правую руку и предлагает всем опустить ладошку на его руку по кругу и громко сказать: «Здравствуйте!» Этот ритуал помогает настроить участников на игру и без особого труда построить их в круг.

II. Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, их активность, настрой на продуктивную совместную деятельность, снятие психоэмоционального напряжения.

Это могут быть блиц-вопросы, связанные с темой занятия; игры на внимания; любые здоровьесберегающие упражнения.

В младшем звене любое занятие можно начинать с упражнений для кисти и пальцев рук. Это активизирует работу головного мозга и подготавливает руку к дальнейшей практической деятельности. Литературы по организации пальчиковой гимнастики достаточно много. Право выбора вида упражнений предоставляется воспитателю.

Упражнение «Волшебная палочка».

Волшебная палочка (ручка, карандаш и т.д.) передаётся по классу в произвольном порядке. Передающий называет число, а принимающий на 2 (3, 4) единицы больше ( меньше).

Упражнение «Рыбы, птицы, звери».

Ведущий бросает мяч и называет «рыбы» - ребёнок, поймавший мяч, должен назвать рыбу; если ведущий называет «птицы» - ребёнок должен назвать птицу и т.д. (2-3 раза).

Игра «Тропинка».

Учащиеся образуют круг, берутся за руки и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущий не произнесёт слово – задание. Если ведущий говорит: «Тропинка!», учащиеся становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит: «Копна!»,- дети направляются в центр круга, выставив руки вперёд. Если говорит: «Кочки!» - дети приседают, положив руки на голову. Задания ведущим чередуются.

Упражнение «Встаньте те, у кого…»

Ведущий предлагает встать около стульев тем, у кого есть следующее: в имени звук «о»,; синий цвет в одежде, чёрные шнурки в ботинках, кто родился весной, у кого светлые волосы и т.д.

Упражнение « Весёлый мяч»

Дети под весёлую ритмичную музыку передают друг другу мяч. Как только музыка обрывается, тот, у кого мяч, выполняет какое-либо несложное задание: досчитать до 10 и обратно, назвать 5 имён девочек или мальчиков и т. д.

III. Коррекционно-развивающий блок – задания и упражнения, направленные на развитие и совершенствование:

•Развитие основных мыслительных операций и познавательных процессов: восприятия, воображения, внимания, мышления, памяти;

•Совершенствование движений, развитие мелкой моторики и сенсомоторики Коррекция нарушений в эмоционально-личностной сфере.

•Развитие коммуникативных навыков и речевой сферы ребенка;

•Освоение здоровье сберегающих технологий.

I. Развитие основных мыслительных операций и познавательных процессов: восприятия, воображения, внимания, мышления, памяти

•Дидактические

•Коррекционные

Дидактические игры - способствуют совершенствованию и развитию определенных познавательных способностей.

Предметные - с геометрическими фигурами; с кубиками, коробками; с игрушками; со счетными палочками

Настольно-печатные и логические - игровым полем; с маршрутом; лабиринты; раскраски; лото

Логические - викторины, шарады; задачи-шутки; анаграммы; кроссворды; чайнворды; «Доскажи словечко»; «Отвечай-ка»

Коррекционные игры.

Игры на коррекцию недостатков памяти и внимания.

Детям нравятся такие игры, где присутствует дух соревнования, где нужно угадать предмет или другого участника, стремятся принять участие в той или иной игре несколько раз до успешного результата. Эти игры применимы на любом занятии.

Игры, переключающие и развивающие внимание.

Они должны быть эмоциональными, занимательными. Дети легко включаются в игры с хлопками, сигналами, движениями.

Такие игры проводятся на любом занятии, что позволяет увеличить его эффективность, приучает детей к организованности, способствует лучшему усвоению разнообразного учебного материала.

Например, «Море волнуется. », «Огонь и лед», «Пожалуйста» и т.д.

II. Совершенствование движений, развитие мелкой моторики и сенсомоторики.

Для развития движений руки можно использовать традиционные формы работы: обведение контура фигур, рисование по точкам, зарисовки в заданном пространстве, графические диктанты, аппликации, любые другие виды ручного и труда, а также пальчиковую гимнастику и т.д.

III. Игры, направленные на коррекцию эмоционально-волевой сферы и развитие навыков общения.

Их можно разделить на 2 группы: функциональные и коммуникативные.

Функциональные игры вырабатывают

•Навыки самоконтроля и произвольности, развивают внимание,

•Способствуют снятию гнева и агрессивности, импульсивности и гиперактивности.

"Молчу - шепчу - кричу"

Эта игра развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать.

прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.

"Говори по сигналу"

Вы будете просто общаться с ребенком, задавая ему любые вопросы. Но отвечать он вам должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали свой вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке.

Коммуникативные игры развивают навыки взаимодействия в коллективе.

Их можно разделить на 3 вида:

- направленные на познание самого себя («Какой я», «Мои достоинства и недостатки»)

- парные упражнения, которые помогают лучше узнать партнерам друг друга, н-р «Рукавички», "Сиамские близнецы"

Возьмите тонкий шарф или платок и свяжите им руки детей, стоящих рядом друг с другом лицом к вам. Оставьте свободными кисти рук, детям они понадобятся. Теперь расскажите игрокам, что им предстоит нарисовать общий рисунок на одном листе бумаги. Рисовать можно только той рукой, которая привязана к партнеру. Дайте детям карандаши или фломастеры разного цвета, по одному в несвободную руку. Тему рисунка задайте сами или предложите выбрать детям.

Групповые упражнения через организацию совместной деятельности помогают приобрести навыки взаимодействия в коллективе.

IV. Освоение здоровье сберегающих технологий.

Это могут быть традиционные физминутки, а могут быть и другие виды здоровьесберегающих технологий.

Физминутки позволяют предотвратить утомление, способствуют развитию общей моторики и формируют умение ориентироваться в пространстве. Физминутки так же обогащают словарь учащихся и развивают речь. Подбор их должен соответствовать теме проводимого занятия и учитывать возраст детей.

Качестве физминуток можно использовать телесно-ориентиованные упражнения, например:

Физминутка, разминка “Светит солнце”

Дети поворачиваются друг к другу спиной.

Светит солнце. (Дети рисуют на спине друга круг и лучи).

Пришла туча. (Поглаживаем ладошкой).

Начался маленький дождик. (Постукиваем одним пальчиком).

Пошел дождь посильнее. (Двумя пальчиками).

Сильный дождь.(Всеми пальчиками).

Стихает дождь. (Двумя пальчиками).

Еще тише.(Постукиваем одним пальчиком).

Туча ушла. (Поглаживаем ладошкой).

Выглянуло солнышко. (Дети рисуют круг и лучи).

«Почувствуй» Один ученик начинает писать на спине товарища букву или цифру, или короткое слово, например, КИТ, КОТ. Другой должен угадать, что пишут на его спине и назвать букву или прочесть слово.

Упражнение «ПОСТУКИВАНИЕ».

Цели. Снять напряжение: улучшить эмоциональное со¬стояние.

Участники разбиваются на пары: один зак¬рывает глаза и расслабляется, другой — встает у него за спиной. Сначала он ладошками постукивает по плечам, спине, ногам, затем в той же последовательности проминает (массирует), потом поглаживает. После этого участники меняются местами.

Такие упражнения снимают усталость детей, повышают жизненный тонус, стимулируют активность, дают ощущение свободы и раскованности. И в конечном итоге также способствуют душевному здоровью ребёнка.

Дыхательные упражнения - развивают самоконтроль и произвольность поведения. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением Цель: Обогащение мозга кислородом.

Упражнение «Перышко»

Как можно дольше дуть на перышко или ватку, чтобы оно находилось в воздухе.

Сделать глубокий вдох. Задержать дыхание. Выдох через рот с открытым звуком и-и-и, а-а-а, у-у-у.

Дыхательное упражнение.

И.п. — сидя. Глубо¬ко вдохнуть. На выдохе произносить звуки: пф-пф-пф-пф-пф. Вдох. На выдохе: р-р-р-р. Вдох. На выдохе: з-з-з-з. Вдох. На выдохе: ж-ж-ж-ж. Вдох. На выдохе: мо-ме-мэ-му.

Упражнения для профилактики нарушения зрения.

Глазодвигательное упражнения позволяют улучшить восприятие. Разнонарправленные движения глаз активизируют процесс обучения: «Рисуем солнышко», «Рисуем глазами квадраты», «Цветок».

Кинезиологические упражнения обеспечивают развитие всех психических функций,

способствуют снятию мышечных зажимов.

Релаксационные упражнения снимают напряжение, вводят в состояние расслабленности.

Особенно полезны релаксационные упражнения и психогимнастические этюды для детей с недостатками в развитии, с психическими нарушениями, двигательной расторможенностью. Темами психозарядок могут быть: "Море", "Подводное царство", "Пляж", "Степь", "Горы", "Лес" и т.д. свои сценарии.

Все участники стоят по кругу. Ведущий идет внутри круга, и, когда он заглядывает в глаза участнику, тот начинает повторять его движения до тех пор, пока ведущий не пройдет круг и, снова не подойдет к нему и, не заглянет в глаза и не поменяет движение. Целью этого упражнения является релаксация, снижение мышечного тонуса, настрой на лиричный лад. Можно сказать, что дождик, который прошел в нашей группе, навеял грусть, размышления, спокойствие. Неважно, идет ли он за окном, важно то, что происходит с нами.

Упражнение «ЛАДОШКА».

Цель. Отдохнуть, эмоционально расслабиться.

Участник на листе бумаги обводит свою ла¬дошку. Внутри каждого пальца пишет по одному качеству, которое ему в себе нравится. Затем листы передаются по кругу, каждый участник дописывает те качества, которые он ценит в этом человеке.

IV. Заключительная часть.

Рефлексия – «Что я узнал? Что я делал? Как буду применять полученные знания?»

Беседа о занятии – что запомнилось больше всего, были ли трудности при выполнении упражнений?

Ритуал прощания.

В начале или в завершении занятия педагог может предложить детям оценить свое эмоциональное состояние. Для этого используется шкала настроения «Термометры» - вертикальная линия, в верхней части которой располагаются положительные значения, а в нижней отрицательные:

•«Ромашка» - учащиеся выбирают лепесток из цветной ромашки, цвет которой обозначает эмоциональное состояние ребенка;

•«Квадрат, круг моего настроения» - в квадрате или круге ребенок закрашивает цветными карандашами свое настроение на начало занятия;

•«Лента» – состоящая из цветных прямоугольников (по Люшеру), прикрепленная на доске, ребенок выбирает цветной квадрат, соответствующий его эмоциональному состоянию на данный момент.

Игра «Солнышко».

Дети, стоя в кругу, кладут ладони друг на дружку в центр круга. Затем каждый, убирая свои ладони, произносит пожелания.

Игра «До свидания»

Дети, взявшись за руки, плотно собираются в круг. Затем, проговаривая по слогам «До сви-да-ни-я